русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 июня 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Атомный проект | Журнал "Россия: атомный проект", выпуск 5 | Атомная энергетика без политической конъюктуры |


Атомная энергетика без политической конъюнктуры

6.9KbИз выступления генерального директора Госкорпорации «Росатом» С. В. Кириенко на пленарном заседании 53­-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ 14 сентября 2009 года

«...МАГАТЭ уже более полувека является признанным всемирным центром сотрудничества в ядерной области. В современных условиях с учетом новых вызовов и угроз, с которыми сталкивается мировое сообщество, еще более возрастает роль МАГАТЭ как единственной международной организации, обеспечивающей необходимый баланс между мирным использованием атомной энергии и соблюдением норм ядерного нераспространения.

Россия считает развитие атомной энергетики в тесном взаимодействии с МАГАТЭ одним из своих приоритетов, входящим в число пяти направлений модернизации и технологического развития всей экономики России в рамках специально созданной комиссии под руководством Президента России.

В числе конкретных приоритетов у нас несколько проектов.

Первый проект — оптимизация технологии ВВЭР. Сегодня это доминирующая технология в гражданской атомной энергетике.

Второй — создание инфраструктуры новой технологической платформы атомной энергетики на основе энергоблоков на быстрых нейтронах и замыкания топливного цикла. Опираясь на уже накопленный у нас опыт быстрых натриевых реакторов мощностью 350 и 600 МВт, мы завершаем сооружение быстрого реактора большой мощности – БН­800 и создаем к нему производство МОКС­топлива. Правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения», в которой мероприятия по развитию быстрых установок и замкнутого топливного цикла занимают центральное место. Мы открыты для международного сотрудничества по этим вопросам.

Третий долгосрочный проект — это продолжение работ по освоению технологий управляемого термоядерного синтеза. Формат международного сотрудничества в этом направлении известен – это проект сооружения экспериментального термоядерного реактора во французском Кадараше, в котором участвуют 7 стран, включая Россию.

Большое внимание уделяем одновременному развитию фундаментальной науки. Подтверждаем наши обязательства относительно участия в создании Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (ФАИР) в Дармштадте. Правительство Российской Федерации приняло решение о присоединении России к Рамочному соглашению по сотрудничеству по ядерно­энергетическим системам Поколения­4.

Неуклонно растет число действующих межправительственных соглашений Российской Федерации в области использования атомной энергии. Только за неполных два последних года мы заключили 21 межправительственное и 22 межведомственных международных соглашения. В 2009 году такие соглашения были заключены между Россией и Японией, Иорданией, Белоруссией, Нигерией, Турцией, Монголией. Уже вступили в строй два легководных реактора в Китае. На завершающем этапе сооружения находятся два блока в Индии, заключено межправительственное соглашение на строительство еще 4 блоков в этой стране, завершается сооружение АЭС в Иране, начато строительство двух блоков в Болгарии. Есть также российский проект, имеющий очевидное международное содержание – это Балтийская АЭС в Калининградской области. Проект, который мы видим как широкий интеграционный и международный по решению не только российских, но и общеевропейских энергетических задач. Подтверждаем нашу готовность к транспарентному и обоюдовыгодному сотрудничеству с зарубежными партнерами по всем направлениям мирного атома при строгом соблюдении всех норм международного права.

В условиях возрастания роли ядерной энергетики в мире и ввода новых производственных и энергетических мощностей, связанных с ядерной сферой, будут увеличиваться и объемы контрольной деятельности МАГАТЭ. В этой связи следует уже сейчас думать о том, чтобы технические возможности Агентства по контролю соответствовали росту числа объектов, поставленных под гарантии. В этом контексте приветствуем работу Секретариата Агентства над практическим применением концепции интегрированных гарантий в контрольной деятельности Агентства. Российская Федерация будет и далее содействовать укреплению системы гарантий МАГАТЭ путем финансирования Национальной программы научно­технической поддержки гарантий МАГАТЭ.

На сегодняшний день уже многое сделано в плане создания эффективной международной «страховочной сети» по предотвращению попадания ядерного оружия и ядерных материалов в руки террористов. В этой связи необходимо отметить важность систематических усилий МАГАТЭ, направленных на укрепление режима физической ядерной безопасности в мире. Поддерживаем реализацию Плана физической ядерной безопасности МАГАТЭ на 2007–2009 годы, а также принятие нового Плана на 2010–2013 годы. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации планируется внесение во внебюджетный Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ добровольного взноса в размере 1,5 млн долларов США в 2010 году и по 1 млн долларов США в 2011–2015 годах ежегодно.

Важным направлением деятельности Агентства является осуществление Программы технического сотрудничества. Российская Федерация вносит и намерена вносить добровольные взносы в Фонд технического сотрудничества в полном размере. В этом году мы внесли в ФТС 23,6 млн рублей. На оказание содействия Республике Армения в повышении безопасности Армянской АЭС в рамках Программы технического сотрудничества МАГАТЭ в конце 2008 года внесено еще 240 млн руб., и мы принимаем самое активное участие в реализации этих проектов.

При этом Российская Федерация обеспечивает надлежащий уровень регулирования безопасности при использовании атомной энергии в соответствии с международными конвенциями и рекомендациями МАГАТЭ, и в этом году Россия впервые примет миссию МАГАТЭ по оценке деятельности органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Российская Федерация приняла решение оказать содействие Украине в повышении безопасности площадки Чернобыльской АЭС и ускорении вывода объекта из эксплуатации. Правительством Российской Федерации принято и исполняется решение о выделении на эти цели в 2009 году 10 млн долларов США в счет ядерной безопасности. В следующем году будет внесено 7 млн долларов в Чернобыльский фонд «Укрытие».

Продолжаем актуальную с точки зрения нераспространения, а также экологической безопасности работу по возврату в Россию отработавшего ВОУ топлива. По совместным с США, МАГАТЭ и странами­партнерами проектам техсотрудничества, связанным с вывозом высокообогащенного уранового топлива исследовательских реакторов советского производства, по состоянию на 1 сентября 2009 г. в Россию возвращено свыше 470 кг свежего высокообогащенного уранового топлива из 12 стран и 415 кг (в пересчете по урану) облученного высокообогащенного уранового топлива из таких стран как Румыния, Латвия, Болгария, Чехия, Узбекистан, Венгрия и Казахстан. В 2009 году дополнительные межправсоглашения были заключены с Румынией, Сербией и Польшей.

Могу с удовлетворением доложить высокому собранию о том, что, 14 сентября в один из российских портов доставлено отработавшее топливо с польского исследовательского реактора, содержащее более 500 килограммов высокообогащенного урана. После переработки эти килограммы, которых теоретически хватило бы для изготовления 7–8 ядерных боезарядов, станут обычным низкообогащенным топливом, не представляющим угрозы с точки зрения нераспространения.

15 сентября в Вене под эгидой МАГАТЭ подпишут контракт на возврат в Россию отработанного ядерного топлива сербского исследовательского реактора «Винча». Донорами проекта стали и МАГАТЭ, и сразу несколько государств.

Российская Федерация последовательно наращивает свои нераспространенческие усилия. В 2008 году, например, остановлена эксплуатация двух российских реакторов­наработчиков оружейного плутония. Остановка последнего реактора­наработчика предполагается уже весной следующего года.

Наконец, Россия последовательно и транспарентно продолжает утилизировать высокообогащенный уран, признанный избыточным для целей обороны. Сегодня утилизировано 370 из 500 тонн, что было достаточно для снаряжения 14 800 боеголовок. Полностью программа будет завершена, как и планировалось в рамках известного соглашения (ВОУ­НОУ), к 31 декабря 2013 года.

Развитие ядерной энергетики во многих странах ставит вопрос о надежном обеспечении ее ядерным топливом. С экономической точки зрения создание мощностей по производству ядерного топлива – весьма дорогостоящий процесс. Считаем, что решить этот узел проблем наиболее эффективным образом способна реализация при центральной роли МАГАТЭ многосторонних подходов к ядерному топливному циклу. Высоко оцениваем и будем и далее поддерживать Агентство в этом направлении. Готовы работать со всеми заинтересованными странами над уточнением и совмещением инициатив в области многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, где это возможно и осуществимо.

Последовательно реализуя собственную инициативу, заявленную Президентом России, совместно с Республикой Казахстан на базе открытого акционерного общества «Ангарский электролизный химический комбинат» в 2007 создали Международный центр по обогащению урана (МЦОУ). В 2008 году ОАО «МЦОУ» получил все необходимые разрешения и лицензии для осуществления практической деятельности в качестве поставщика продукции и услуг. В этом году к МЦОУ уже присоединилась Армения, и мы получили дипломатическую ноту о начале присоединения Украины.

Продолжаем работать над формированием гарантийного запаса низкообогащенного урана в объеме двух полных загрузок реакторов установленной мощностью 1000 МВт, хранение которого планируем, по согласованию с МАГАТЭ, доверить МЦОУ. С этой трибуны в прошлом году мы представили наши предложения относительно принципов создания гарантийных запасов. В 2009 году мы развили свою инициативу. Она была подробно представлена в ходе мартовского и июньского с.г. заседаний Совета управляющих МАГАТЭ, выпущено подробное ее описание (документ GOV/INF/2009/1 от 23 февраля 2009 г. «Развитие инициативы Российской Федерации по созданию запаса низкообогащенного урана (НОУ) для поставок НОУ в МАГАТЭ для его государств­членов»).

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что российское предложение основывается на ст. IX Устава МАГАТЭ. Права государств­членов МАГАТЭ не нарушаются и не ущемляются, в том числе и по развитию собственных производственных мощностей в области ядерного топливного цикла. Мы ни у кого ничего не просим, никому ничего не навязываем и не выдвигаем никаких условий. Для того, чтобы иметь право получить НОУ из гарантийного запаса, от государств­членов МАГАТЭ не потребуется отказываться от прав по созданию и развитию собственного топливного цикла. Такого условия мы не выдвигаем. Гарантзапас – ответ на озабоченности тех, кто опасается поставить себя полностью в зависимость от политической конъюнктуры.

Готовы дать дополнительные пояснения всем, кто еще не определился в поддержке нашей инициативы или испытывает сомнения. Хотел бы также подчеркнуть, что российское предложение носит самостоятельный характер, не противоречит другим известным инициативам и не конкурирует с ними. В этом контексте отмечу предложение Гендиректора по созданию по инициативе США резерва НОУ под управлением МАГАТЭ, соответствующие предложения, сделанные Германией, Великобританией, и другими партнерами. Рассчитываем, что наше предложение будет поддержано на следующей сессии Совета управляющих.

Один из примеров международного сотрудничества, успешно осуществляемого под эгидой Агентства, — это реализация международного проекта МАГАТЭ по инновационным реакторам и ядерному топливному циклу — ИНПРО. Сейчас, после официального опубликования в конце прошлого года полного текста разработанной ИНПРО «Методологии оценки инновационных ядерно­энергетических систем», начался второй этап реализации.

Теперь страны­участницы ИНПРО могут приступать к налаживанию практической совместной работы по созданию ядерных технологий естественной безопасности.

Мы поддержали усилия Секретариата МАГАТЭ по бюджетному финансированию проекта и призываем все страны — участницы проекта приступить к его прямому финансированию на долевой основе. Российская Федерация приняла решение о долгосрочном финансировании проекта на период 2008–2012 годов по 23 млн. руб. ежегодно.

МАГАТЭ является мощной, авторитетной международной организацией с огромным потенциалом, организацией, без которой невозможно представить дальнейшее развитие глобальной атомной энергетики.

Российская Федерация, как одно из государств­основателей Агентства, готово оказывать ему всестороннюю поддержку.

 
Если посмотреть на опубликованные отзывы тренболона соло, инъекции многие делают.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100