русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 24 июня 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 6 (71) от 25.05.2008 г. | Глобус города Бор |


Глобус города Бор


4.9KbГрадостроительный совет Нижегородской области в конце апреля одобрил проект застройки левого берега Волги в районе Бора. Согласно планам областного правительства к 2030 году в Борской пойме должен вырасти город третьего тысячелетия – Globe Town, город-глобус, где смогут жить и работать полмиллиона человек. Небоскребы высотой 600 метров и гигантская сфера диаметром 120 метров – такого не видел не только Нижний Новгород, но и Россия. Да и в мире таких высоток пока нет. Насколько реально построить в Борской пойме такой город? Зачем нужен такой масштабный проект? И чего в нем больше: лидерских амбиций губернатора или прагматичного расчета строителей?

В итальянском вкусе

Новый город нарисован по чертежам итальянских зодчих. «Когда мы в первый раз посетили Нижний Новгород и увидели совершенно пустые пространства на противоположном от Кремля берегу Волги, мы сразу подумали об Австралии и Америке,– говорит главный архитектор проекта Данте Бенини. – Символом города, который мы придумали, станет гигантская сфера, так же, как здание Опера` в Сиднее или статуя Свободы на Манхеттене. Новый город разместится на площади более 3 тысяч гектаров. Это будет город, который зарождается с нуля и в котором сразу будет все, что необходимо для жизни. Кроме того, в нем разместится центр международной торговли – три башни высотой по 600 метров. В то же время высота основных зданий составит примерно 250 метров. Центром города станет гигантская сфера – так называемый «Глобус» – диаметром 120 метров. Внутри будут находиться оперный театр, библиотека и другие культурные заведения». Проектом предполагается создание транспортной системы, связывающей новое образование с Бором и Нижним Новгородом. В частности, предполагается сделать тоннель под рекой для метро и автомобилей. А для того, чтобы избежать затопления нового города при разливе реки весной, предполагается сделать защитные сооружения по технологиям, которые с успехом применяются в различных странах Европы. В новом городе, помимо плотной жилой застройки и множества офисных зданий, построят порт, аквапарк, крупный оздоровительный центр, стадион и один из самых больших в Европе ботанических садов. Кроме того, предполагается построить огромный развлекательный центр типа Диснейленда. Согласно проекту, половина территории будет отведена под частный сектор, 20% займут офисы, 15% – развлекательные центры и еще 15% – здания административного аппарата. Разработчики города-глобуса планируют активно использовать имеющиеся на территории Борской поймы природные озера, дополнив их искусственными и соединив их между собой, а также намерены связать озера с рекой сетью каналов для спокойного прохождения паводка. Справедливости ради следует заметить, что Globe Town на Борской пойме – пока только проект. Не детализированный и неконкретизированный. Тем более, что претензий к нему со стороны самых различных организаций и ведомств – хоть отбавляй. Что и выяснилось в ходе заседания градостроительного совета. Основное мнение «за» – губернатора. По словам Валерия Шанцева, в Нижнем Новгороде нет достаточных площадей для жилищного строительства, и проект позволяет оптимальным образом решить эту проблему. «В настоящее время перед нами стоит задача строить по 3,5 миллиона квадратных метров жилья в год, а мы строим только 1 миллион – потому что нам не хватает места для застройки. Реализация же проекта позволит ввести еще 9,5 миллиона квадратных метров жилплощади», – привел свои аргументы глава региона. Однако у нижегородских архитекторов нашлись иные резоны. В частности, поступило предложение провести научную экспертизу проекта, чтобы определить достаточность транспортной сети в пределах нового города, а также для определения оптимального баланса между площадью застройки и природной территорией Борской поймы, которая в приречной зоне выполняет роль своеобразной губки-накопителя воды в период паводков. Высказано мнение, что обязательно нужно сохранить «линию горизонта», потому что вид на заволжские дали с откоса – это «изюминка» Нижнего Новгорода. В связи с этим поставлен вопрос о сокращении этажности зданий будущего города. Ну, посудите сами – здания по 600 и 250 метров высотой, в двести или хотя бы семьдесят этажей? Кто в них будет жить или даже работать? У нас что, земли мало, как в Венеции? Ради чего или кого собрались бить мировые рекорды этажности – ради иностранных инвесторов или для наработки необходимого строительного опыта, которого сегодня нет ни у российских, ни у нижегородских строительных компаний? Не слишком ли в таком случае велики риски такого эксперимента? Словом, вопросов много и дискуссия вокруг проекта, в которой наша газета примет активное участие, только начинается. Любопытно, что дорабатывать проект «до ума» также собираются итальянцы. В частности, гильдия архитекторов Венеции сделала официальное заявление о своей готовности участвовать в проекте строительства города Globe Town. Так, координатор гильдии Пьетро Гальсони считает, что венецианские архитекторы имеют значительный опыт строительства в сложных условиях береговой полосы, который целесообразно использовать в других регионах, на местности, где реализация строительных проектов предполагает гармоничное сочетании суши и воды. «Местность рядом с Нижним Новгородом и проект нового города предусматривают как раз такой вариант – гармония земной твердыни и водной глади, – говорит венецианский архитектор. – Наш город построен более чем на сотне маленьких островов, между которыми проложено 150 каналов. Архитекторы веками вырабатывали технологии строительства и сохранения зданий в условиях близкой воды». И вот здесь мы подходим еще к одной проблеме, которая может возникнуть при строительстве.
Затопит или нет? Как известно, Борская пойма в весенний период регулярно затапливается водой. Вода поднимается на 8–9 метров, а при слиянии паводков Оки и Волги, как это случалось не раз, вода поднимается почти на 13 метров. Перепад уровней воды на Горьковском водохранилище – 18 метров. От затопления левый берег спасают плотина и дамба. В случае прорыва плотины волна из-за разницы уровней достигнет высоты 9–10 метров и смоет все на своем пути. Эту чрезвычайную ситуацию учли, когда строили заречную часть города, в частности, микрорайон «Мещерское озеро». Там низину подняли до безопасного уровня. Борскую пойму придется поднимать в любом случае. Однако не это главное. Эпопея с подъемом уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров еще далека от завершения, поэтому строительство Globe Town вызывает определенные сомнения и с этой точки зрения. Мнения на этот счет высказываются самые разные. Как заявил министр инвестиционной политики Нижегородской области Дмитрий Сватковский, угроза подтопления территории будущего города будто бы совсем отпала «из-за угасания полемики вокруг заполнения водохранилища». По словам Сватковского, «специальная комиссия Госдумы приняла решение не поднимать уровень воды». Однако существует и другая информация. Согласно схеме размещения объектов электроэнергетики, утвержденной российским правительством в 2016-2020 годах, Чебоксарская ГЭС должна выйти на проектную мощность, предполагающую подъем воды в Чебоксарском водохранилище до 68 метров. Сейчас ГЭС работает при пониженной отметке воды, ее мощность 60% от проектной. Однако у областных властей есть аргументы и на этот случай. «Проект подъема Чебоксарского водохранилища изначально делался на 68 метров, и плотина для защиты Борской стороны Волги практически построена – там осталось достроить всего 300 метров, – говорит Валерий Шанцев. – Итальянские архитекторы изучили динамику паводков и выяснили, что паводковые воды несколько раз понимались до уровня 74 метра. Поэтому в их концепции прописано строительство только в тех местах поймы, где можно будет защититься от подъема воды до 74 метров. Таким образом, эта тема для проекта не существует». Сами авторы проекта предпочитают иную, более эстетическую аргументацию. «Вода – это ценный экологический ресурс, который мы должны разумно использовать, ведь самые красивые города находятся на воде,– говорит один из авторов проекта архитектор Лука Гонзо. – Венеция вся покрыта сетью каналов, но это лишь делает ее еще более прекрасной. Экологической теме в новом проекте уделяется огромное внимание».
Опасения архитекторов и депутатов Градостроительный совет для того и проводится, чтобы услышать все мнения относительно целесообразности строительства столь масштабного объекта. По мнению бывшего главного архитектора города Вадима Воронкова, существует ряд причин, вызывающих опасения архитектурной общественности. Например, карстовые провалы. Борская пойма очень похожа на Сормовскую : одна на правом берегу Волги, а другая на левом. Обе поймы имеют одинаковое геологическое строение. Но от глобальной застройки Сормовской поймы власти в свое время отказались – сплошные дыры под землей. Мягкая порода на глубине (в основном, гипс) вымывается подземными водами, и образуются пустоты. Современные технологии позволяют избежать карстовых обвалов: в пустоты можно закачать специальный раствор. Однако это стоит больших денег. Другая причина – согласно генеральному плану развития города Борская пойма рассматривается как зона повседневного активного отдыха горожан. Конкретнее – как потенциальное место для устройства гидропарка. Таким образом, застройка поймы неизбежно повлечет за собой слияние Бора и Нижнего Новгорода. И – как следствие – превращение Нижнего в глобальный мегаполис. Нижний Новгород в принципе уже сегодня вполне тянет на мегаполис европейского уровня. Стоит ли укрупнять и без того огромное урбанистическое образование? У представителей законодательной власти региона претензии иного рода. «Единственное, что мне хотелось бы понять сегодня – насколько серьезной будет доля участия областного бюджета в этом грандиозном мероприятии, поскольку существуют менее затратные формы развития города, скажем, в сторону Кстово, Богородска, по Анкудиновскому шоссе, – говорит депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров. – Однако правительство предпочитает разрабатывать мегапроект, нежели эволюционным образом развивать город в уже отработанных и понятных направлениях. Объяснение этому с точки зрения правительства совершенно понятно – оно желает создать элитный микрорайон, по сути, город в городе, и продавать там землю по огромной стоимости потенциальным инвесторам, застройщикам. Вопросов масса – и юридических, и финансовых, и экологических. А за всем этим – главный вопрос, который всегда стоит за глобальными проектами регионального правительства: насколько целесообразны, насколько эффективны, насколько приоритетны затраты ресурсов на этом направлении в сравнении с потребностями других направлений развития Нижегородской области». Ответы на эти вопросы на совете давал Валерий Шанцев.
«А если не мечтать...» «В исторической части Нижнего Новгорода мы не можем реализовать этот проект, потому что здесь невозможна высотная застройка, – говорил губернатор. – В заречной, где превалирует архитектура советской эпохи, любые современные вкрапления тоже будут смотреться нелепо, поэтому свободная территория в Борской пойме – очень удобное место. Я считаю, что не очень целесообразно говорить о малоэтажной застройке в этом месте. В заречной части Нижнего Новгорода тоже когда-то были болота. Застроили, и теперь о них никто не вспоминает. Город Бор сегодня имеет большое значение для экономики Нижегородской области. А бояться ничего не надо. Если всего бояться и не мечтать, мы так и будем жить в бедламе. И не надо нас пугать масштабностью. Автозавод построили еще в 30-е годы. А какие технологии были? Все на лошадях, на тачках, лопатами. А какие у нас сейчас возможности! А мы все боимся. Пора понять, что без современной инфраструктуры к нам никогда не придут инвесторы. Проект, безусловно, масштабный – тянет на 800 миллиардов рублей. Тем не менее, этот проект является для города крайне необходимым. «Город в городе» даст новое развитие Нижнему Новгороду и в сочетании с проектами строительства высокоскоростного участка железной дороги, международного аэропорта, северного и южного обходов, трех логистических центров позволит обрести Нижнему Новгороду статус центра дистрибьюции товаров повседневного спроса. Золотой век Нижнего был тогда, когда здесь были созданы условия для торговли в мировом масштабе. А разве придут сегодня международные корпорации в город без современных офисных зданий? Ведь наша страна будет очень мощно развиваться в предстоящие годы, поскольку инвесторы уже идут не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в регионы. Мы хотим выиграть это соревнование. Кстати, на 90 процентов деньги в этом проекте будут инвестиционными. Нас сейчас только и спрашивают: «Когда начнете?». Если мы до 2030 года собираемся реализовать этот проект, времени остается мало. Не много, а именно мало. Если не использовать эти возможности, мы ничего не добьемся. Есть ли противники у этого проекта? Конечно, есть, но это, скорее, от недостатка информации. Людям надо дать возможность познакомиться с проектом, чтобы сделать объективный вывод. Ведь при строительстве Эйфелевой башни в Париже почти все парижане возражали, а теперь этот город никто не мыслит без этого сооружения». Валерий Павлинович умеет говорить убедительно. Лишь двое из тридцати членов градостроительного совета не поддержали проект. Но у «парижан» вопросов и сомнений не убавилось. Особенно математических. 9, 5 миллиона квадратных метров жилья это 100 000 квартир. Если продавать по 15 квартир в день (безумная скорость реализации, если посмотреть на продажу новостроек в Нижнем) без выходных и праздников, эта операция займет почти 20 лет. Хотя помечтать очень хочется...
Сергей АНИСИМОВ



 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100