русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 20 июня 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 9 (74) от 4.08.2008 г. | Малый бизнес как "боковичок" власти |


Малый бизнес как «боковичок» власти

Бизнес и власть в России – тема на века. Власть всегда хочет, чтобы бизнес был социально ориентированным, помогал ей решать проблемы общества и при этом не просил преференций. Но реальность такова, что малому бизнесу без поддержки власти вообще не обойтись. Дмитрий Медведев с первых шагов своего президентства высказал озабоченность тем, что в стране недостаточно развит малый бизнес, и заявил, что этот сектор экономики надо всемерно развивать. Совсем недавно Президент призвал региональных начальников увеличить долю малого бизнеса чуть ли не в три раза, с тем, чтобы в структуре национального ВВП малый бизнес занимал не менее 50 процентов. Губернатор В.Шанцев откликнулся на призыв Президента оперативно, поручив в течение месяца подготовить концепцию развития малого и среднего бизнеса в регионе до 2020 года. В рамках этой работы нижегородские предприниматели и представители властных структур собрались за круглым столом обсудить проблемы малого бизнеса. Формат встречи можно было предугадать заранее: предприниматели будут жаловаться на то, как трудно работать, а представители власти будут оправдываться, ссылаясь на несовершенство законодательства и другие объективные причины. Собственно, так и выстроился диалог. Дмитрий Бирман, представлявший на встрече общественную организацию «Опора России», сообщил, что очередное подорожание электроэнергии изначально делает всякое предпринимательство проблематичным. «Только за подключение к электросетям сегодня берут 16800 рублей за киловатт-час, а что будет завтра? – возмущался г-н Бирман. – Процесс-то стихийный». Однако к предложению заложить соответствующие средства в бюджет, чтобы смягчить тарифный шок для предпринимателей, представитель «Опоры России» отнесся еще более скептически: «Это не выход, потому что здесь налицо коррупционная составляющая – эти деньги все равно выберут несколько приближенных компаний». Выход напрашивается – ограничить тарифы. Но это уже вопрос к федеральной власти, тарифы на электроэнергию – вне региональной компетенции. А соответствующее письмо от нижегородских предпринимателей в правительство России ушло еще в июне, о чем наша газета писала. Представитель Центра международной торговли Павел Солодкий высказал не новую мысль, что «разрешительная система должна работать на бизнес». После чего рассказал случай из предпринимательской практики о нелегком добывании чиновничьей визы: «Одна чиновница из нижегородской мэрии сказала мне прямо, что ничего не подпишет, и за это ее никто не уволит – работать и так некому!». Эта тема подвела участников обсуждения к разговору о коррупции. По словам господина Солодкого, некоторые предприятия малого бизнеса проверяющие от различных инстанций не посещают по 5-7 лет, в то время как к другим ходят как к себе домой. «У тех, к кому не ходят, в учредителях родственники представителей власти», – раскрыл общеизвестную «тайну» предприниматель Солодкий. Другая актуальная тема – крупный бизнес не хочет сотрудничать с малым. У «крупняков» – годами сложившиеся связи с поставщиками, заказчики нередко боятся обидеть кого-то из партнеров и обойти заказом. Причем, иногда во вред собственному бизнесу – «дружба дороже». Крупные предприятия в принципе могут заказать малым изготовить, допустим, партию нужных им деталей. Но выступить гарантами в получении малым бизнесом кредитов под закупку соответствующего оборудования или даже обеспечить гарантированный сбыт заказанной продукции – нет уж, извините, крутитесь сами! «Давайте Дерипаску обяжем работать с нами!» – загорелся идеей господин Бирман. Эта мысль пришла ему в голову после того, как было озвучено, что в концепции развития Нижегородской области обозначена задача развития малого бизнеса. Но одного пункта даже в таком солидном документе явно мало, нужно выстроить целостную систему, учитывающую всю проблематику и, главное, позволяющую развязать все гордиевы узлы отношений в малом бизнесе. Еще одна проблема, тоже не новая, – банки по-прежнему не дают «длинные» кредиты. Три года окупаемости проекта – самый длинный путь финансовой поддержки, на которую сегодня соглашаются банки. Некоторые предприниматели даже усматривают в этом «тень банковского кризиса». Хотя за 17 лет существования в стране рыночной экономики длинные кредиты чаще всего были несбыточной мечтой для предпринимателей «с улицы». И если не решить кардинальным образом проблему финансово-кредитной подпитки малого бизнеса, увеличить его долю в структуре российской экономики вряд ли удастся. Развитие малого бизнеса в сельских районах – тема совершенно особая. Тут очень многое, если не все, зависит от местной власти, которая, по большому счету, не особенно привыкла считаться с предпринимателями из малого бизнеса. Многих чиновников «напрягает» уведомительный принцип регистрации малого бизнеса. «Мы и так их не может найти, а теперь и вовсе не отыщем»,– сокрушаются иные главы районов. Всезнающий Павел Солодкий вообще обвинил сельских чиновников в том, что те «пилят» бюджетные деньги на развитие сельского хозяйства и «душат», как могут, малый бизнес. Вот характерный пример сотрудничества власти и бизнеса. Предприниматель прошел инвестиционный совет при губернаторе, подав заявку на строительство гостиницы в одном из районов области. Однако проект не был реализован. Местные чиновники обязали бизнесмена мостить дорогу к будущему отелю. А лишних ста тысяч долларов у того под рукой не оказалось. Проект с неожиданно возникшим обременением застопорился. Чиновничье всесилие с одной стороны и бесправие и незащищенность предпринимателей с другой, – это еще одна тема, о которой нельзя не сказать, рассуждая о проблемах малого бизнеса. Примеров так называемых «бизнес-поборов» на обустройство территорий райцентров и поселков, на организацию празднования престольных дней районов, городов и весей, на реализацию всевозможных бесполезных пиар-проектов местных глав администраций просто не счесть. При этом чиновники ведут себя с малым бизнесом откровенно: вы, говорят, конечно, можете не перечислять нам деньги, но мы тогда с вас живыми не слезем. Бюджеты многих территорий профицитны, государство не знает, куда девать средства, поступающие от перевыполнения планов по налоговым сборам, а чиновники по прежнему ремонтируют дороги и разводят цветники за счет волевого изьятия средств малого бизнеса. Причем, заставляя предпринимателей таким образом оплачивать действия чиновников, приписывающих затем себе заслуги перед обществом, власть при этом никогда и не перед кем не отчитывается о расходовании этих средств. Доходность чиновничьей должности растет день ото дня, плодятся предприятия и фирмы, созданные чиновниками и их близкими родственниками. И этот чиновничий «боковичок» сам по себе – немалый бизнес. Представители областного министерства экономики и поддержки предпринимательства, участвовавшие в круглом столе, пообещали, что все жалобы и предложения предпринимателей будут учтены при разработке нормативных документов регионального масштаба. Поможет ли это развитию малого бизнеса? Посмотрим.
Сергей Анисимов
А в это время... «Бизнес и власть это вовсе не сообщающиеся сосуды, это давно одна большая мутная банка, в которой не разобрать, где бизнес, а где чиновник! – считает Георгий Сатаров, президент фонда «Индем». – Причины этого очевидны: с одной стороны, бизнес рвется во власть, потому что власть не решает проблемы бизнеса, а с другой, чиновники почти поголовно занимаются бизнесом – либо своим, либо доением чужого. Число бизнесменов во власти и так резко выросло, посмотрите, например, процент бизнесменов в составе «Единой России» и в составе депутатского корпуса. Но это не повлияло на качество управления, иначе Медведев не говорил бы об этом».
 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100