русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 25 апреля 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 9 (74) от 4.08.2008 г. | Бизнес на нужде |


Бизнес на нужде

В жаркий сезон в областном центре особенно остро встала проблема недостатка общественных туалетов. Спрос на «это дело», безусловно, есть. А вот предложение явно не соответствует спросу. Любой человек, мало-мальски знакомый с азами рыночной экономики, скажет, что в такой ситуации теоретически бизнес должен процветать. В Москве, кстати, так и происходит. Почему же туалетный бизнес в столице Приволжского федерального округа находится фактически в зачаточном состоянии? Причин тому несколько. Одна из них – население привыкло экономить. Выбирают бесплатный туалет в учреждениях, квартирах и заведениях общепита. В Нижнем, например, пользуются особой популярностью закусочные «Макдональдс» – туалет в них соответствует всем европейским стандартам и бесплатен для всех, а не только для посетителей заведения. Однако, не «Макдональдсом» единым жив человек. В дни проведения массовых праздников в центре города особой популярностью у нижегородцев пользуются банальные кустики, в том числе и кремлевские. Поскольку даже в платные туалеты – дикие очереди. Неизбежно возникают два вечных русских вопроса – «кто виноват» и «что делать». На нижегородском рынке биотуалетов нет особой конкуренции, хотя Нижний Новгород обеспечен биотуалетами лишь на 20 процентов. По словам Михаила Фрухта, генерального директора компании, работающей на этом рынке, чтобы обеспечить город туалетами и закрыть тему, необходимо установить в областном центре около 1000 переносных кабин. Сегодня их только двести. Что же мешает тому же господину Фрухту довести количество кабин до заветной тысячи? Частично недоверие населения, частично – вышеназванное нежелание нижегородцев платить за справление нужды в общественном месте. «Когда я 8 лет назад привез в город первые биотуалеты, люди смотрели на меня круглыми глазами и гадали, что же можно продавать в этих синих кабинках? Уж не мороженое ли?» – улыбается Фрухт. По его словам сегодня ситуация изменилась. Люди самолично убедились, что биотуалет – это удобно. Однако устанавливают кабинки в основном там, где без них никак нельзя делать другой бизнес. Так, например, львиная доля кабинок сегодня установлены рядом с летними кафе и на строительных площадках. Потому что, если не будет туалета, рано или поздно придут проверяющие и прикроют лавочку. А кому нужны лишние проблемы? Другое дело, что ушлые хозяева кафе умудряются и здесь отщипнуть денежку. Согласно регламенту, посетитель летнего кафе имеет право посетить кабинку бесплатно. Однако частенько за вход в заведение с голубыми дверями просят деньги. В итоге часть клиентов, напившись пива, все равно идет в кусты. Кто виноват? И сами клиенты, и предприниматели. А еще – администрация города. Потому что, если не готовы платить потенциальные клиенты, платить должен бюджет. В том числе и за несознательность рядовых нижегородцев. «Главная причина недостаточного количества биотуалетов – отсутствие финансирования со стороны администрации города,– полагает Михаил Фрухт. – Сами по себе мобильные туалеты в Нижнем Новгороде себя не окупают. Если бы хоть малую долю их стоимости взяли на себя городские власти, мы бы с радостью предоставили столько голубых кабинок, сколько потребуется». Понятно, что господин Фрухт радеет за свой бизнес. Однако существует мнение, что туалетный бизнес может быть рентабелен даже в Нижнем Новгороде. Один из вариантов предложила заместитель генерального директора одной из столичных компаний Виолетта Кузнецова: «Кроме маленьких мобильных кабинок есть еще и большие стационарные туалеты, и на их стенах отлично можно разместить рекламные щиты. Мы в Москве активно используем эту идею: сдаем место под рекламу и имеем от этого хороший доход». Другое ноу-хау москвичей – мини-торговая точка в самом туалете. Понятно, что в биотуалете торговать не будешь – тесно. А вот в стационаре… Тут все зависит от того, чем торговать. Что-то мне подсказывает, что это должно быть не мороженое. Отдельный вопрос – обеспечение нижегородцев доступными туалетами в праздники. Однако предприниматели и тут пасуют. Просто потому, что после праздников кабинки в большинстве случаев будут лежать на складах. У московских коммерсантов и на это есть свой ответ. По словам той же Виолетты Кузнецовой, «сейчас модно покупать туалеты сразу на несколько городов». Закончился в Нижнем праздник, часть туалетов можно отправить на день города в Дзержинск, часть – в Кстово или в соседние регионы. У городских властей – «своя правда». Заместитель начальника управления благоустройства администрации Нижнего Новгорода Вячеслав Кузнецов признает, что туалетная проблема в Нижнем Новгороде очень актуальна, и «существует областной закон, предписывающий обязательную установку туалетов. Однако, отсутствует механизм реализации этого документа», – добавил Вячеслав Кузнецов. То есть, по мнению чиновника, суть проблемы в несовершенстве законодательства. «Городу выделяет деньги Законодательное собрание Нижегородской области, но пока нет четкого постановления на этот счет. Этот важный вопрос давно обсуждается, но, к сожалению, решения нет, а значит, нет и денег»,– сетует Вячеслав Кузнецов. Почему же в Москве получается решить проблему и не получается в Нижнем? Те же столичные эксперты, например, описывают доходность туалетного бизнеса словами «повыше, чем в нефтянке». Все дело в том, что московские власти очень помогли развитию бизнеса в конце 1990-х. Были приняты нормативные документы о том, что каждая стройплощадка, каждый рынок, летнее кафе и АЗС должны быть оборудованы туалетами невыгребного типа. Биотуалет можно купить, взять в долгосрочную или краткосрочную аренду. Кабины можно купить как новые, так и б/у. Можно взять биотуалет в лизинг. Столичные руководители поняли, что в таком специфическом бизнесе как туалетный, без помощи власти предпринимателям обойтись особенно трудно. Если власть заинтересована в соблюдении экологических норм в местах большого скопления людей, она будет всячески помогать частному бизнесу. Если нет, станет привычно кивать на несовершенство законодательства и отсутствие средств. На худой конец скажет, что «мы – не Москва». Зато охотно при случае ввернет оборот про столицу Приволжского федерального округа.
Сергей СОКОЛОВ

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100