русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 19 января 2018 г. пятница
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 12 (77) от 26.09.2008 г. | Бензоколонки и мировой кризис |


Бензоколонки и мировой кризис

В сентябре в Нижегородской области снизились розничные цен на моторное топливо. Насколько закономерен этот процесс и каковы тенденции динамики цен на бензин и дизтопливо?
По мнению генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ­Волганефтепродукт» Андрея Спирина, на снижение цен на моторное топливо повлиял сезонный спад спроса на нефтепродукты, но основная причина – стремительное падение цен на нефть в мире. При этом он особо подчеркивает, что снижение цен на бензин на АЗС происходит не мгновенно вслед за соответствующим снижением мировых цен нефти. «Срок реагирования» нашей нефтепереработки может составлять около двух месяцев. Исходя из этого, мы можем предположить, что бензин до конца года подешевеет еще – когда сырая нефть пройдет всю цепочку от буровой вышки до автозаправки.
Однако и здесь не всё так прямолинейно. Например, в настоящее время наблюдается тенденция роста спроса на высокооктановый бензин АИ­95, однако технологические возможности российских нефтеперерабатывающих заводов не позволяют мгновенно увеличить объемы его производства. Поэтому 95­й дешевеет не так быстро, как хотелось бы его потребителям.
– Если говорить более точно, то цены на наших заправках снижаются вслед за снижением оптовых цен на российских НПЗ, – уточнил «НДГ» заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ­Волганефте­продукт» Даниил Смирнов, – которое, в свою очередь, и обусловлено падением мировых цен на нефть. Почему же итоговое снижение происходит не так быстро? По чисто техническим причинам. Например, на нефтебазах сегодня есть остатки нефти по старым ценам и мы не можем продавать ее дешевле. Если мировые цены будут падать и дальше, будут падать отпускные цены заводов и нефтебаз, снизится цена и на заправках «ЛУКОЙЛа». Но с другой стороны, если растет спрос, растет и цена. А спрос на моторное топливо растет, сегодня он просто колоссальный. Чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо модернизировать существующие перерабатывающие мощности. «ЛУКОЙЛ» готов это делать и уже делает. Соответственно, предложение на российском рынке со временем обязательно будет увеличено. В результате, по законам рынка, упадет цена на топливо.
Рост цен на топливо для государства – и благо, и зло одновременно. Благо потому, что в структуре нефтяных доходов доля налоговых отчислений в пользу государства доходит до 80 процентов. В Америке – не более 30. Этим и обусловлено то, что там бензин дешевле, чем в России. А зло потому, что рост цен на моторное топливо автоматически поднимает все потребительские цены и разгоняет инфляцию.
В Нижегородской области с ценами на бензин особая ситуация. Доминирующим игроком на региональном рынке нефтепродуктов у нас является кампания «ЛУКОЙЛ». Ценовая политика этого оператора во многом определяет цены на моторное топливо в регионе. Несколько лет назад нижегородские антимонопольщики возбуждали против кампании «ЛУКОЙЛ» дело, усмотрев признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке. А в середине сентября текущего года Федеральная антимонопольная служба приступила к рассмотрению дела в отношении «ЛУКОЙЛа», а также ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК­ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз», которые подозреваются в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Это, по мнению ФАС, усматривается в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках топлива в РФ, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовых рынках. То есть федеральные органы периодически демонстрируют способность придерживать аппетиты топливных монополистов. Но есть ли возможность такого сдерживания на региональном уровне? Этот вопрос мы задали начальнику нижегородского территориального управления ФАС Михаилу Теодоровичу.
– По тем делам, которые были возбуждены против «ЛУКОЙЛА», суды приняли окончательное решение. Было два процесса, и в обоих случаях суд не поддержал антимонопольные органы, не согласился с аргументами нашего управления. Как законопослушный государственный орган, мы исполняем судебные решения. Однако из всего этого отнюдь не следует, что мы успокоились, утешились, расслабились, утерли слезы и все забыли. Мы продолжаем отслеживать ситуацию на рынке, работаем в контакте с органами прокуратуры. И «мир под оливами» здесь будет ровно до тех пор, пока доминирующие хозсубъекты адекватно исполняют законодательство. ЛУКОЙЛ продаёт ГСМ и в розницу, и оптом. Когда мы возбуждали дело, цены опта и розницы у ЛУКОЙЛа сошлись. Компания продавала другим розничным продавцам бензин оптом по той же цене, по которой сама реализовывала его на розничном рынке. Это объективно выбивало конкурентов «ЛУКОЙЛа» с рынка. Сегодня кампания делает зазор в 8­9 процентов, оставляя возможность торговой наценки для других операторов.
По словам Михаила Теодоровича, на сегодняшний день территориальное управление ФАС не располагает какими­либо фактами или жалобами потребителей, свидетельствующими о том, что ЛУКОЙЛ злоупотребляет своим положением.
Василий Наумов

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100