русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 22 октября 2018 г. понедельник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 17-18 (82-83) | Матрешка для итальянцев |


Матрешка для итальянцев

8.1KbСемёнов – город патриархальный. Первое и основное, о чем может вспомнить грамотный россиянин в связи с Семёновом, – это хохлома, расписные деревянные ложки и братины. Хохлома – это брэнд, который, справедливости ради надо сказать, по итогам 11 месяцев лидирует по объемам производства (267 миллионов рублей) среди семеновских предприятий. Однако на втором месте (214 миллионов) завод «Семар», структура промышленной группы «Самотлор НН», на территории которой строится совместный российско-итальянский завод САВЕКО.
Ровно год назад в Семенове проходила презентация САВЕКО – завода по производству и сборке легких коммерческих автомобилей «Ивеко Дейли». На презентации завода, о которой мы подробно рассказывали в своё время, президенту итальянского концерна «Ивеко» господину Монферино вручили забавный презент: большегрузый тягач, расписанный под хохлому. Этот символичный симбиозный продукт как раз и отражал всю привлекательность и всё напряжение момента: совместный российско-итальянский проект мог бы из патриархального кержачско-старообрядческого края превратить Семенов в новый центр нижегородского автопрома. И возможно еще превратит, но процесс этого перехода, как водится в России, без революционной ломки невозможен. Лучшее у нас – всегда враг хорошего. И это хорошее способно биться за свой интерес. Но об этом позже.

Уже весной по городу Семенову ходили аргентинские да бразильско-итальянские специалисты, приехавшие запускать и отлаживать новое производство. А на временной линии сборки, организованной на площадях промышленной группы «Самотлор НН» – российского акционера САВЕКО, уже собирались «Ивеко Дейли» по методу крупноузловой сборки. А ведь еще накануне приезда президента Монферино и губернатора области Шанцева на презентацию грандиозного проекта даже в районной администрации не верили в его реальность. «Да полно-те, – рассуждали, – какой автозавод, пиар это сплошной…» Отголоски такого отношения местной власти к проекту можно видеть и поныне. Если вы зайдете на официальный сайт семеновской администрации и попытаетесь там найти хоть строчку информации про САВЕКО или Ивеко, поисковик вам выдаст «ноль», нет таких слов на официальном сайте районной администрации. Хотя на запрос «Хохлома» вам откроется масса страниц. Возможно, это лишь та же патриархальность местной власти, потому как и страничка про инвестиционный потенциал на сайте рассказывает о ситуации в районе на начало 2006 года. То есть еще до САВЕКО, ещё до Нов-ЛК (реализуемого на территории района проекта в сфере глубокой переработки древесины с объемом инвестиций около восьми миллиардов рублей), еще до того, как Семеновская администрация как раз после старта приоритетного инвестпроекта по строительству автозавода была отмечена губернатором в качестве лучшей территории по привлечению инвестиций, и Н.Ф.Носков получил Звезду. Словом, следов благорасположения и интереса районной администрации к проекту САВЕКО не найти.

Презентовали проект в заводском Доме культуры, который, если посмотреть на план, стоял аккурат на месте будущего производственного корпуса. Через месяц этот Дом культуры снесли, сравняли с землей пожарку, ещё какие-то корпуса старые и здания. Расчистили пять гектаров площади и врылись в землю. В начале второго квартала фундаменты корпуса нового завода уже выходили на нулевой уровень. А по итогам первых трех месяцев 2008 года оборот САВЕКО превысил 140 миллионов рублей.
В это же время господин Монферино, президент концерна «Ивеко», обязавшегося поставить на завод САВЕКО в Семёнове современнейшее оборудование, пишет письмо господину Шанцеву, губернатору Нижегородской области. В письме высказывается озабоченность итальянской стороны тем, что… экологическая обстановка вокруг строящегося завода может помешать реализации проекта. И получается, что в то время, как итальянцы корректно и пунктуально выполняют все свои обязательства по формированию совместного предприятия (САВЕКО наполовину принадлежит итальянцам, остальная часть – собственность нижегородской промышленной группы «Самотлор НН»), российская сторона не обеспечивает необходимого для нового предприятия уровня экологической безопасности.
А предыстория такова. Территория нового автомобильного предприятия упирается в забор литейно-механического завода. ЛМЗ живет себе давно, обеспечивает около двухсот рабочих мест, исправно пополняет районный бюджет, выпускает запорную арматуру по классической технологии начала прошлого века. И еще лет пять-шесть назад случалось, что литейный останавливали из-за выбросов, которые превышали предельно допустимые нормы во много раз. Вполне привычное дело для маленьких российских городов, в которых новых современных предприятий практически нет, а старые и есть старые, и с этим надо как-то мириться. И мирились. Писали тогда планы мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу, может быть, что-то и делали заводчане по снижению уровня загрязнения среды, но вагранки на литейке вновь надо было очищать, жители вновь жаловались, дышать в округе снова было нечем.
Но в данном случае речь не об этом. А о том, что уже на старте проекта всем, и местной администрации, и руководству ЛМЗ, и САВЕКО, да и областному правительству было ясно, что литейно-механический завод не может обеспечить здоровой экологии. И анекдотичное в этой ситуации только то, что жить бы и жить горожанам вокруг ЛМЗ с его выбросами, да пришли итальянцы. Со своими экологическими нормами, соответствующими Евро 4. С намерением не просто организовать отверточную сборку, но наладить полноценное предприятие, работающее по самым передовым технологиям. Это один из немногих в России автозаводов нового призыва, где будут делать кузова машин, а не завозить их с европейских фабрик. Пожалуй, это единственный завод, устанавливающий сварочные кондукторы, катафорез и покрасочный комплекс, что обеспечивает высокий уровень локализации уже на старте проекта. Современные автопредприятия для покраски давно не пользуются различными нитроэмалями. И новая технология, чистая и экологичная, требует такой же экологически чистой среды.
– Когда у нас автомобили выходят из окрасочного цеха, – разъясняет суть технологических проблем Гуидо Сагоне, генеральный директор ООО «САВЕКО», – они 2-3 дня стоят на открытой площадке. И понятно, что, если вокруг в атмосфере появляются какие-то дымы, а тем более, содержащие абразивную пыль выбросы, как в случае с ЛМЗ, то это напрямую влияет на качество покраски: так как краска еще не затвердела, то все это впитывается в поверхностный слой и его приходится перекрашивать заново. В начале я уже говорил, что ЛМЗ – среди районных лидеров. Это вполне хорошее предприятие, продававшее в ближнее зарубежье свои огромные сетевые шаровые краны, вполне патриархальное, выжившее в период российской перестроечной непогоди реформ, за что честь и хвала его руководству. В России масса подобных заводов, где уровень технологии практически не менялся со времен первых советских пятилеток, а культура производства зачастую ограничивается цветочной клумбой на заводском дворе. И за это вряд ли достойны похвалы начальники таких промуголков.
Но вот пришли в Семенов итальянцы со своими буржуйскими подходами и совершенно иным отношением к персоналу и условиям его труда. И все зашевелилось. На САВЕКО озвучили уровень средней зарплаты рабочих будущего автозавода, и эти цифры насторожили патриархальных промышленников Семенова: как быть, если все рабочие со старых богаделен убегут собирать «Ивеки». Пришлось напрягаться. Собственно, на такой эффект и рассчитывают областные власти, справедливо называя подобные инвестпроекты бульдозерными, то есть, способными прокладывать путь и тянуть за собой. Потому и дают им власти определенные преференции.
В начале лета генеральный директор ОАО «ЛМЗ» В.К.Седунов показывал мне план мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, который по 2008 году тянул на 14, 6 миллиона рублей и без малого на 20 миллионов рублей на 2009 (и это при том, что по официальной отчетности за весь 2007 год финансовый результат ЛМЗ был чуть более 22 миллионов). Справедливости ради надо сказать, что эти мероприятия способны улучшить ситуацию с экологией на литейном, но не на столько, чтобы проблема его несовместимости с автозаводом была снята. К этому времени ЛМЗ уже вовсю воевал за свои интересы с САВЕКО. Российские акционеры САВЕКО приглашали экспертов и экологов контролировать выбросы, составляли акты и протоколы. Седунов готовил со своей стороны акты других комиссий и иные протоколы, свидетельствующие о небывалом даже для Европы снижении выбросов и исключительно здоровой экологии на ЛМЗ. В.К. Седунов, представляя когорту коренных семеновских промышленников, давно и прочно вошедших в местную власть и привычно её формирующих, хорошо знает, как отстоять свой интерес. Где ещё этот автозавод и будет ли он, говорил мне Валерий Константинович. Да и кто сказал, что вот здесь возможно построить производство по выпуску 25 000 машин? Посмотрите, сколько в Калуге Фольксваген взял земли для своего завода, сотни гектаров, а здесь только пять? И не вытолкнут ли потом и нас, и всех, кто рядом с этой земли? Худо-бедно, но мы уже работаем и обеспечиваем зарплатой наших горожан, а САВЕКО будет ли, ещё вопрос…
Лишенный семеновской патриархальности вице-губернатор Нижегородской области В.В. Клочай активно вмешивался в ситуацию. Понимая, что именно областное правительство признало этот инвестиционный проект приоритетным, и что только региональная власть в качестве третейского судьи может поспособствовать решению проблемы, летом раз в две недели собирал Виктор Владимирович в своем кабинете в областном правительстве конфликтующие стороны, стремясь как можно быстрее развязать этот гордиев узел. Слова звучали крепко и жестко. Но эффекта не произвели.
Летом узел не развязался. В САВЕКО начали поговаривать о приостановке проекта. Собственно, Ивеко о невозможности работать по соседству с ЛМЗ уведомило своих российских партнеров письмом Гуидо Сагоне, тогда еще не возглавлявшего совместное предприятие, а представлявшего интересы только итальянского акционера, еще до презентации проекта, в октябре 2007 года. Но тогда глава Семеновской администрации выступил гарантом власти и в ответ на обеспокоенность итальянцев направил в Турин письмо, в котором писал буквально следующее: «...нашему району очень интересен проект создания совместного предприятия по производству в г. Семенове легких коммерческих автомобилей... Нами рассматриваются вопросы по переносу литейного цеха ЛМЗ на Семеновский арматурный завод или перепрофилированию ЛМЗ».
– А какой смысл вы вкладывали в своем письме в слова о том, что готовы перенести завод? – спросил я Николая Федоровича Носкова, главу местного самоуправления Семеновского района, подписавшего это письмо. И получил совершенно искренний, как слеза ребенка, ответ:
– А мы и сейчас не возражаем против переноса литейно-механического завода, но кто будет оплачивать это мероприятие?
Вот такой инвестиционный тупичок образовался прошедшим летом. Семеновские, по словам главы района, оценивали перенос завода по расценкам, близким к тем, что практикуются в районе предолимпийской Красной Поляны. Российские акционеры САВЕКО считали это завышенной суммой и вели себя все более жестко по отношению к ЛМЗ, полагая не без оснований, что власть, если она заинтересована в инвестициях и развитии автокластера, заявленного в стратегии развития области, должна не только присваивать приоритетный статус, но и реально помогать в решении таких проблем. К слову, итальянская сторона также считает, что эта проблема должна решаться властью. «Конечно, литейное производство и наше современное окрасочное производство должны быть совместимы в условиях Семенова. И по большей части – это проблема местной и региональной администрации, которые должны решить этот вопрос, – говорит Гуидо Сагоне, – Задача администрации — гарантировать, что территория вокруг нашего завода будет соответствовать определенным условиям, определенным показателям и экологическим нормам, которые не будут вредить новому производству».
Меж тем, обещанные сроки по подготовке площадки уже срывались. Итальянцы закупали оборудование и из-за отсутствия готовых в Семенове цехов складировали его у себя на родине. По словам Гуидо Сагоне, закуплено 40 процентов оборудования для катафорезного комплекса и 80 процентов сварочного оборудования: «Это всё наисовременнейшее оборудование, последние первоклассные технологии, роботизированные, позволяющие наносить краску и внутри фургона». А к осени подоспел кризис ликвидности, выгребший под ноль все закрома российского участника проекта. И если в начале лета работа на промплощадке в Семенове действительно кипела, осенью она уже едва теплилась. А в начале декабря, когда про кризис не говорили только младенцы, САВЕКО официально объявил о том, что строительство приостановлено, и сроки пуска завода переносяится на год. Литейно-механический завод тоже оказался на грани остановки.
В это время мы и встретились с Гуидо Сагоне. Редакции хотелось расставить определенные точки в проблеме. И прежде всего узнать, будет ли жить проект строительства автозавода в Семенове или перебазируется на другую территорию, с меньшим обременением и, в таком случае, патриархальная семеновская промышленность останется непобежденной Гуидо Сагоне, осторожный и дипломатичный собеседник, у которого на стене офиса висит листок писчей бумаги с крупной надписью «Держи слово», некоторые сомнения развеял: – Мы будем встречаться с собственниками литейно-механического завода и готовить соглашение. Но соглашение — это решение двух сторон, и директора ЛМЗ никто ни к чему не будет принуждать. Но в определенной степени мы обезоружены в этой ситуации, ибо всё будет зависеть от директора ЛМЗ, от того, согласится он или не согласится на наши предложения. Директор завода должен понимать, что у него есть достаточная власть, чтобы влиять на переговоры, власть, которую, на первый взгляд, он может использовать для того, чтобы получить желаемую сумму. Но если он в своих желаниях зайдет слишком далеко, то рискует остаться ни с чем. Что касается нас, не получив адекватной реакции, мы можем пересмотреть конфигурацию нашего завода так, что ЛМЗ полностью потеряет то своё преимущество, которое у него сейчас есть.
Дело в том, что наш завод действительно открывает всем очень большие возможности. Поэтому я могу смело говорить, что для директора ЛМЗ наш завод может дать возможности более тех, которые он имеет сейчас. Он может стать нашим поставщиком, что достаточно перспективно. Потому сейчас необходимо сделать все возможное, чтобы наш завод был создан и начал работать, это в интересах всех: от администрации, директора ЛМЗ, руководителей нашего российского партнера промышленной группы «Самотлор-НН», до жителей Семенова. Самое главное, чтобы искусственно не возникала позиция фронтового редута, при которой практически невозможно искать какой-либо компромисс. Никогда не получится достичь равновесия, если ты приходишь с настроем кого-то зажать или ущемить. По моему мнению, подход к решению этого вопроса со стороны нашего российского партнера изначально был достаточно жестким и вполне возможно, что встречаться с директором ЛМЗ надо было нам, я имею в виду «Ивеко», так как мы привыкли решать вопросы исключительно методом бизнес-подходов. Понятно, что САВЕКО не может требовать закрытия ЛМЗ навсегда, потому что люди, которые там работают, лишатся возможности к существованию. И что они в таком случае будут делать? Решение необходимо простое: садиться за стол и искать вариант развития, при котором могло бы жить и литейное производство, возможно, в каком-то другом месте, мог развиваться и жить наш завод. Мы не должны убивать одного ради другого.
А в целом в развитии проекта САВЕКО есть проблемы, но их не больше, чем в любом другом большом проекте подобного рода. Завод в Семенове будет третьим по мощности заводом по производству легких грузовиков «Ивеко» в Европе. И мы все еще убеждены в потенциале России и правильности нашего выбора. Потому что фундаментальные основы проекта остаются: Россия живет на море из нефти и газа, это страна, у которой международные резервы одни из наибольших в мире, и это страна, у которой очень старый автомобильный парк, требующий обновления. То есть, у нас есть большой рынок и есть надежное видение данного проекта.
...Вот такой монолог по-итальянски. Вместо заключения хочется сказать вот что про замечательный инвестиционный климат. Наивно рассчитывать бизнесу на то, что местная власть раскроет объятья и бросится взасос целовать приходящих на её территорию инвесторов. Нужно быть очень уверенным в себе и умным хозяином территории, чтобы поступать так. Умные хозяева территорий – в дефиците. А потому одним из первых мотивов у местечкового патриархального начальника появляется мотив защиты своих интересов. Не секрет, что у районных глав в большинстве своем есть собственный бизнес, будь то народные промыслы или сеть магазинов и гостиниц. И если инвестор становится конкурентом этому бизнесу, районная администрация такому инвестору не помощник.
И ещё один немаловажный фрагмент жизни российской патриархальной глубинки, который не хотелось бы оставить за рамками данной статьи. Власть в районе всегда формировалась своеобразным договором местных бизнес-элит, вот этих патриархальных промышленников. Вновь приходящее в район крупное предприятие автоматически посягает на этот договор, а если вес инвестпроекта достаточно большой, и он может претендовать на установку собственных правил, то сопротивление района данному проекту просто гарантировано. «Мне показали, – поделился один такой питерский инвестор, – красивейшее инвестиционное окно, с такими привлекательными рюшечками. Я ринулся в него, а там…стена. Очухался-таки, шею вроде не свернул. Но не отступлю, уже вложено больше, чем осталось».
С Новым годом!
Петр Чурухов
А в это время... Под патронажем Николая Сатаева, министра промышленности и инноваций Нижегородского правительства, 12 декабря прошли переговоры сторон. И хотя пресс-служба правительства вместе с руководством САВЕКО не комментируют итоги этой встречи, редакции «НДГ» удалось узнать, что сторонами подписан-таки протокол, согласно которому литейный цех ЛМЗ будет перенесен, оценку необходимых затрат сделает независимая экспертиза, и участвовать в этой операции финансово должны все стороны, включая администрацию. Доживем до весны.
 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100