русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 13 декабря 2018 г. четверг
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 1 (84) 09.02.2009 | Планы-то у нас - роскошные |


Планы­то у нас – роскошные


8.2KbВ конце декабря 2008 года в администрацию Нижнего Новгорода поступил проект нового генерального плана развития города. В мэрии считают, что новый генплан будет утвержден Думой Нижнего Новгорода не раньше июня: к этому сроку проект должен пройти все ступени согласования, в том числе и публичные слушания. Предыдущий генплан развития города был утвержден в 1999 году. Тогда говорили, что документ принят как минимум на 20 лет, но прошла только половина означенного срока, и городу потребовался новый генплан. Говорят, это вызвано наполеоновскими планами областных властей. Главный архитектор института «НижегородгражданНИИпроект» Юрий Карцев, интервью с которым мы предлагаем читателям «НДГ», десять лет назад был одним из разработчиков генплана, реализация которого сегодня может служить наглядной иллюстрацией того, как реальность хоронит мечты.
– Юрий Николаевич, мне помнится, что и тот проект воспринимался как многообещающий. Неужели сегодня он так безнадежно устарел?
– Актуализация генерального плана должна проходить как минимум каждые 10 лет. Если чаще – еще лучше. Нынешняя связана с изменением экономической ситуации. Изменились и градостроительные тенденции. 10­15 лет назад была четкая ориентация на малоэтажное строительство, в связи с чем были распроданы многие земельные участки в Кузнечихе. Сегодня же возобладало мнение, что в городской черте надо все­таки строить многоэтажные жилые дома. Но самое главное, реализация генплана 1999 года происходила неравномерно – допущено отставание от намеченного по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры. У нас не появились дороги, которые мы намечали.
– Вы не предполагали, что в городе появится такое количество автотранспорта или же все дело в том, что «хромает» реализация прошлого генплана?
– И то, и другое. Предполагалось ежегодно строить в Нижнем Новгороде 76 километров магистральных дорог. Например, продолжение улицы Ванеева, объездные дороги. Ежегодно планировалось вводить многоуровневые развязки. Но этого не произошло – за 10 лет не построено ни одной развязки. Почему – вопрос не к нам. С другой стороны, мы не прогнозировали такого количества авто на наших улицах. В итоге получилось, что и дороги не построили, и прогноз по увеличению автотранспорта оказался неверным.
– Я думаю, что разработчики генпланов других российских городов­миллионников оказались в такой же ситуации – мало кто мог предвидеть так называемый бум потребительского кредитования и резкое увеличение количества автомобилей...
– Совершенно верно. Тем не менее, чтобы смягчить остроту проблемы, пару лет назад мы разработали правила проектирования и застройки автостоянок и парковок. Это довольно жесткие нормативы, которые, если их выполнять, помогут убрать машины с проезжей части. Другое дело, что, например, рядом с Центром международной торговли на Ковалихе парковок явно недостаточно. Хотя, согласно проекту, их должно быть там гораздо больше.
– В новом генплане предусмотрено перераспределение деловой активности в областном центре. Например, известно, что офисы из центра города будут постепенно убирать. Офисные здания разместят преимущественно в так называемой буферной зоне – между улицами Белинского и Бекетова. Кроме того, планируется строительство двух новых деловых центров в районе Стрелки («Стрелка­Сити») и площади Комсомольской – так называемое «Новое Канавино». Возникает вопрос, а согласятся ли с таким подходом сами деловые люди? Сегодня они живут преимущественно в престижной верхней части. Здесь же, как правило, и работают. А тут им придется «ехать с горы».
– Центральная часть города сегодня переуплотнена. В том числе, и по рабочим местам. Поэтому создание таких центров деловой активности объективно необходимо. Генплан 1999 года предусматривал такого рода действия, правда, не очень радикальные. Например, москвичами предложено строительство амбициозного делового центра с высотными зданиями «Стрелка­Сити». Однако у нижегородских архитекторов есть определенные сомнения на это счет. И связаны они главным образом с выносом предприятий, которые сейчас там расположены. Три деловых центра, которые вы перечислили, должны быть равноценны по привлекательности. Допустим, «Стрелка­Сити» планируется как место, привлекательное как для деловых кругов, так и для туристов, и рядовых нижегородцев. По сути, это будет культурный центр российского уровня. Предпринимателям будет престижно разместить свой офис не в историческом центре, где в большинстве случаев ни проехать ни пройти, а в бизнес­центре европейского уровня. То есть, деловые люди поедут не в пустые офисы, а в некую культурную среду, которая там будет создана.
– Интересно, а в советское и постсоветское время не предполагалось такого рассредоточения? Чтобы жители заречной части до сих пор не ездили в массовом порядке в «город» за покупками, блокируя напрочь движение?
– В каждом районе города в свое время предусматривались собственные «точки притяжения» жителей. Например, таким центром должна была стать Советская площадь. Пока этого не произошло, хотя генплан 1999 года предусматривал такое развитие событий. – Согласно проекту нового генплана, в Нижнем Новгороде, возможно, вместо 8 районов появятся 6 округов. Конкретно: Борский округ, Центральный округ, в который войдут часть Нижегородского и Канавинского районов, Западный округ объединит Сормовский и Московский районы, Юго­Западный округ будет включать в себя Автозаводский, Ленинский и часть Канавинского района, Южный округ объединит Приокский и часть Советского района, Восточный округ – часть Нижегородского и Советского районов. Простой вопрос – зачем? – Пока это только рекомендация. Здесь сочетаются географический принцип и принцип исторического развития. Например, Центральный округ видится разработчикам ген­плана как некий исторический район с отдельными задачами и, возможно, отдельным финансированием на поддержание памятников истории и культуры. Сегодняшнее деление во многом идеализировано. Возьмем, например, Нижегородский район – как исторический центр города. Но сегодня район все больше вытягивается в сторону Кстова, где истории не так много. Поэтому даже у самих жителей сегодня возникают идеи разделить район.
– Включение части Борского района в состав областного центра, видимо, продиктовано предполагаемой постройкой так называемого Глоб­тауна?
– Речь идет об очень далекой перспективе. Развитие города за городской чертой связано с согласованием этого действа с прилегающими территориями. Это очень сложная процедура. И не скорая.
– Не могу не спросить, как новый генплан может сказаться на жизни предпринимательского сословия?
– Нижний Новгород развивается как и все города с переходной экономикой. Везде картина одинаковая – сначала были ларьки и киоски, потом – торговые центры. Поэтому у нас все будет так, как это уже было в Польше, Чехословакии и других восточноевропейских странах. Так же, как и там, у нас будет меняться престижность районов проживания. Все больше людей сегодня стремятся построить жилье за городом. В новом генплане такая тенденция отражена, и земля под такое строительство зарезервирована. К чему готовиться? Для начала надо уяснить, что генплан – это документ, который носит прогнозно­рекомендательный характер. Хотя он имеет регламенты, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Это, прежде всего, резервы для будущих дорог и соответствующей инфраструктуры. Сегодня бизнесмены, увидев готовую территорию, зачастую сразу хотят там что­нибудь построить. А по генплану эта территория отведена, допустим, под дорогу. Поэтому одна из задач генплана – обеспечить устойчивое развитие, не дать строить на перспективных территориях.
– Реализация прежнего генплана подвела, но при этом складывается впечатление, что действующий генплан у нас во многом нарушен. Или я не прав?
– Если говорить о генплане 1999 года, то свободные коридоры для строительства , которые там намечены, сегодня на 99 процентов не заняты. Другое дело, что начинают возникать правовые вопросы, которые 10 лет назад не были так резко очерчены. Допустим, будущие дороги проходят через сады. Но тут уже надо договариваться с жителями.
– В чем вы видите достоинства и недостатки генплана, подготовленного вашими столичными коллегами?
– Генплан пока выглядит недоработанным, хотя, возможно, мы не все видели из того, что сделано. Принципиальных недостатков мы не видим. Однако есть спорные моменты, вокруг которых сегодня идет дискуссия. Например, скоростной трамвай в центре Нижнего, скорее всего, невозможен по объективным причинам. Нас также смущает очень большой список промышленных предприятий, которые должны быть вынесены за городскую черту. Возможно, за время обсуждения генплана будет достигнут компромисс в этом вопросе.
Сергей Анисимов

 
Цены на рынке. Продажа и покупка. Цены на Газ
sek-gaza.ru

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100