русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 августа 2017 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 3 (86) от 16.03.2009 г. |


Что для Родины благо?

14.3KbС подачи заместителя главы администрации Президента России Владислава Суркова, давшего в начале марта либерально­финансовой команде российского правительства хлесткое определение «стерилизаторы», с новой силой возобновились дисскусии о том, как в условиях жесткого экономического кризиса и всеобщего спада промпроизводства правильно и разумно распорядиться имеющимися у страны финансовыми ресурсами. Федеральная власть за эти месяцы так и не решила краеугольную проблему – реанимировать финансовую систему страны так, чтобы реальная экономика могла если не развиваться, то хотя бы просто поддерживать себя в жизнеспособном состоянии. И сегодня страна живет различными мирами, и иногда кажется, что они просто не пересекаются.

Один из таких миров – сельхозпроизводство, получающее менее 20 процентов необходимых для жизни средств. Речь вовсе не о дотациях – о возвратных коротких кредитах, которые всегда перехватывали руководители сельских хозяйств, чтобы засеять весной поля и, собрав осенью урожай, вернуть заёмные средства. Кредитов селу нет, но есть красивая декларация: федеральное правительство («иной мир» по нашей нынешней классификации) определило на текущий год значительные льготы по кредитованию села. В частности, кредиты, полученные под производство мяса и молока, под животноводческие комплексы и технику, будут субсидироваться в объеме 16 процентов. Это очень хорошее подспорье селу. Было бы, да кредитных денег нет. И есть все основания предполагать, что эгоизм банкиров и неповоротливость федеральной правительственной машины могут привести к тому, что у нас вскоре не только технологии будут импортные, но и хлеб с мясом. Стоит ли сеять, задаются вопросом селяне, если сегодня нет ясности ни по удобрениям и подкормкам, ни по технике, которая позволит убрать урожай, если он вырастет. Руководители хозяйств прогнозируют катастрофическое сокращение поголовья скота: в средних и откровенно слабых хозяйствах, лишившихся финансовой подпитки, коров забьют, чтобы расплатиться с банками и не обанкротиться.
С точки зрения «стерилизаторов» этот забой и даже банкротство – для родины благо: сегмент сельхозэкономики очищается от неэффективного производства. Да вот только у нас в области всего около 25 процентов успешных хозяйств, способных выжить без поддержки. Сколько деревень и сел в области «стерилизует» монетаристская логика, если дать ей волю? Леонид Седов, министр сельского хозяйства нижегородского правительства, на днях в Бутурлино провел выездное заседание. Вот тезисы его выступления о ситуации в сельском хозяйстве области.
По итогам минувшего года Нижегородская область по рейтингу регионов, составленному Минсельхозом РФ, вошла в десятку ведущих регионов страны по выполнению тех соглашений, которые были заключены между правительством области и Минсельхозом Российской Федерации. А обязательства наши в этих соглашениях, надо сказать, были довольно амбициозные. Но вот конец минувшего года и первые месяцы этого года вносят свои коррективы в наши амбициозные планы. И надо прямо сказать, что в сельском хозяйстве сегодня, накануне весенне­полевых работ, весьма серьёзные проблемы. Основные текущие задачи селян, как это всегда бывает в это время года, – запасти для обеспечения посевной кампании в полном объеме минеральные удобрения и горюче­смазочные материалы. Для этого, естественно, нужны средства, которых на селе нет. Потому как практически весь минувший год и особенно второе полугодие, в отличие от постоянно растущих затрат, цены на продукцию, которую производят сельхозпред­приятия, не росли. На молоко цены были практически стабилизированы на уровне ниже 2007 года, поэтому выручка от производства молока у селян весьма невелика. Сравнительно с 2007 годом низкие цены были и на зерновые культуры, а на фуражное зерно закупочные цены были для очень многих и многих хозяйств на грани себестоимости. Поэтому выручка сельхозпредприятий по минувшему году была очень небольшой. А если при этом учесть, что в конце года резко возросли процентные ставки по ранее полученным кредитам, что также дополнительным бременем легло на сельхозпредприятия, ибо они набрали кредитов в довольно большом количестве, становится понятной острота дефицита денежных средств на селе. Но справедливости ради надо сказать, что возможность пользоваться различными кредитными и лизинговыми схемами позволила сельхозпредприятиям области за последние два года закупить различной сельхозтехники более чем на 8 миллиардов рублей. Такое обновление технического парка, наличие высокопроизводительных и надежных машин и позволило в крайне неблагоприятных, тяжелых условиях минувшего года все­таки собрать урожай на большинстве площадей. И жалко, что кризис помешал дальнейшей работе по обновлению техники, ибо это дает хозяйствам и резкий рост производительности труда, и повышение урожайности, а значит, позволяет увеличить экономическую эффективность хозяйств.
Но есть вот такие любопытные цифры, характеризующие состояние дел на селе сегодня. Если в четвертом квартале 2007 года, когда многие сельхозпредприятия закупают удобрения, горюче­смазочные материалы, технику, так как обычно в конце года производители техники предоставляют скидки на свою продукцию, они получили 826 миллионов рублей кредитных ресурсов, то в последнем квартале минувшего года получено только 453 миллиона, или 55 % от уровня 2007 года. Но самое главное, что практически все эти ресурсы сельхозпредприятиями были получены в октябре, а в ноябре и декабре, на которые ежегодно и приходилась ранее основная часть трат по этим статьям, ресурсы уже не выделялись. Если сравнивать январь­февраль текущего года и тот же период 2008 года, то селяне получили в этом году лишь 25 процентов от тех объемов, что были в начале 2008 года, 546 миллионов против 2 миллиардов 161 миллиона рублей. А всего на область для нормальной подготовки к весенне­полевым работам требуется около 3 миллиардов рублей. И если исходить из этого уровня, то обеспеченность финансами составляет около 18 процентов. Конечно, при таком финансировании трудно рассчитывать на то, что селяне смогут в полном объёме подготовиться к посевной и затем выйти на высокую урожайность, получить высокую отдачу. И если в ближайший месяц ситуация по выдаче кредитных ресурсов не нормализуется, то отсеются хозяйства, что называется, по минимуму, без необходимого количества минудобрений и химпрепаратов, со значительно меньшим количеством элитных семян. И практически не будет закупаться техника. Если в прошлом 2008 году за январь и февраль селу было выдано 218 миллионов рублей долгосрочных кредитов на покупку сеялок, культиваторов, тракторов и другой техники, то в этом году всего 8 миллионов рублей, всего 3,6 процента. То есть можно констатировать, что долгосрочные кредитные ресурсы на селе сегодня не выдаются.
Надо сказать, что российское правительство, в частности, первый вице­премьер Виктор Зубков, жестко ставит эти вопросы перед банками. Председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин в начале марта докладывал Зубкову о том, что кредиты выдаются в полном объеме, задержек нет, что составлен некий кодекс чести банкиров, согласно которому заявки рассматриваются оперативно, и в течение месяца кредиты выдаются всем селянам без ограничений не только под предоставленный залог, но даже под будущий урожай. Но мы пока здесь ничего такого не получили, у нас даже ведущие предприятия, то есть vip­клиенты Россельхозбанка не могут получить кредитные ресурсы по этим направлениям. Более того, на сегодняшний день даже под застрахованный будущий урожай кредиты не выдаются. А для крупных птицеводческих и животноводческих комплексов зерно является объектом залога, то есть производителям сельхозпродукции предлагают: вы купите зерно, положите на склад, мы его оценим и под него, возможно, дадим кредит. Но проблема­то как раз в том, что нет средств на покупку зерна. То есть предлагается схема опять же не работающая. Поэтому губернатор области поставил задачу проработать и обобщить все подобные вопросы с тем, чтобы он затем мог выходить на В.В. Путина, В.А. Зубкова и доложить о том, что реальная картина с кредитами несколько иная, нежели та, что перед руководством страны нарисована банкирами.
Но есть и такие вопросы, которые можно и необходимо решать и самим сельчанам. У нас еще очень много предприятий, которые хозяйствуют крайне неэффективно, и ясно, что таким хозяйствам никакие кредитные ресурсы давать не стоит. У нас 70 процентов сельскохозяйственной продукции даёт относительно небольшое число хозяйств, чуть более сотни. И если решить вопросы кредитования по этим предприятиям, это будет означать и решение в основной своей массе вопросов с объемами производства, и даже с увеличением объемов сельскохозяйственной продукции в 2009 году.
Что делает правительство области, чтобы как­то смягчить остроту проблем в предстоящий период весенне­полевых работ? В счет тех программ, которые обычно реализуются в течение года, в марте будет выделено сельхозпроизводителям дополнительно из областного бюджета 282 миллиона рублей. Проведены переговоры с компанией «ЛУКОЙЛ» по вопросу обеспечения села горюче­смазочными материалами и достигнута договоренность о том, что нижегородские сельхозпроизводители будут покупать дизтопливло по цене 12 рублей 60 копеек за литр.
В ближайшие дни мы проведем переговоры с поставщиками минеральных удобрений. Угрозы в их адрес со стороны правительства Российской Федерации, в частности, намерение вернуть уровень экспортных таможенных пошлин на прежний высокий уровень в том случае, если монополисты на внутреннем рынке не умерят свои аппетиты, похоже, действуют. А цены, к примеру, на аммиачную селитру – основное удобрение, применяемое во время вспашки почвы – в декабре были 4. 50, а в феврале уже 8 рублей за килограмм. Но мы надеемся, что пути решения и этой проблемы будут найдены.
Есть положительные сдвиги, причем, весьма существенные в вопросе востребованности рынком нашей продукции. Сегодня продукция растет в цене, и торговые сети в силу роста доллара и евро, ограничивают доступ продукции из­за границы, с большей охотой идут на заключение соглашений с нашими производителями. При этом сети снижают различные барьеры и бонусы, мешающие нашим продуктам попасть на прилавки сетевых магазинов и супермаркетов. Самый последний пример в этом плане – ситуация с поставками молока Городецким молокозаводом, который отказался поставлять продукцию в сети до тех пор, пока там не уберут полностью свои входные бонусы. Мы несколько месяцев активно участвовали в переговорах молокозавода с сетями, и в результате сегодня городецкое молоко без бонусов входит в крупнейшие сети вроде «Ленты». Мы в областном правительстве считаем эти вопросы очень важными и готовы лоббировать интересы буквально каждого предприятия, которое к нам обращается с такими проблемами.
Не могу не сказать о программе «Покупай нижегородское», которая сегодня успешно реализуется. Если мы начинали программу с уровня 5–10 процентов местных товаров в магазинах, то сегодня в некоторых сетях уровень присутствия нижегородских товаров доходит до 70 процентов. Сегодня всем понятна актуальность этой программы, потому как чем больше мы загрузим свои предприятия, чем больше сохраним рабочих мест, тем больше у нас доход и поступления в бюджет. И эта программма получит дальнейшее развитие, если руководители районов области будут активно заниматься вопросами продвижения продукции местных производителей. Губернатором перед главами администраций поставлена задача еженедельно контролировать ситуацию, собирать работников торговли, отслеживать движение товарных групп с тем чтобы нижегородские товары всегда были на прилавках. Кроме этого, областным правительством со всеми заинтересованными сторонами проведены переговоры, и губернатором готовится проект соглашения с торговыми сетями и перерабатывающими предприятиями о том, чтобы пересмотреть структуру получения прибыли с продажи сельхозпродукции в сторону увеличения доли сельхозпроизводителей. Сейчас наибольшую долю получает не производитель или переработчик продукции, а продавец, что не очень цивилизованно. Новое соглашение предусматривает перераспределение этой прибыли в пользу производителей и переработчиков. То есть, в кризисной ситуации, и это надо непременно отметить, у нас появляется возможность решить те вопросы, которые мы на протяжении многих лет не могли никак сдвинуть с мертвой точки. Тем не менее год для селян предстоит очень сложный, хотя у нас опыт есть: сельское хозяйство и не такое выдерживало.

Записал Петр Чурухов
Постскриптум:
Чуть более ста хозяйств, сказал министр, выдают «на гора» 70 процентов сельскохозяйственной продукции. А около 200 предприятий из 740, занятых у нас в сельхозпроизводстве, вполне экономически успешны и стабильны. Так может прислушаться к «стерилизатрам» и действительно поддерживать только этих сильных, дабы создать эффективное сельское хозяйство? Этот вопрос мы задали Л.К.Седову:
– А по другому сегодня и не будет, хотим мы или нет, но мы к этому приходим. Ни один банк не даст кредит неэффективному хозяйству. Тот, кто убыточен, кто не умеет хозяйствовать, хоть он умри, никаких кредитов не получит. А раз он не получит кредит, то не сможет рассчитывать и на поддержку государства, так как эта поддержка идет через субсидирование процентных ставок по кредитной массе. Кроме того, действуют законодательные ограничения: если ты имеешь задолженность перед бюджетом и не платишь налоги, то не можешь рассчитывать ни на какую господ­держку. То есть сегодня очевидно, что тот, кто неэффективно хозяйствует, умрет.
– Но в этом вопросе велика и социальная составляющая, ибо каждое сельхозпредприятие – это деревни, села и люди, живущие в них. При этом кроме работы в данном хозяйстве иного там нет.
– Какие хозяйства сегодня сильные? Те, где суперграмотные руководители, своего рода вундеркинды. И таких хозяйств очень мало. Значительно больше середнячков, которыми руководят тоже грамотные, но в чем­то менее мобильные, не так быстро ориентирующиеся в сельскохозяйственном бизнесе, может быть, менее опытные люди. Так вот моё мнение таково, что сегодня государство должно создать такую обстановку, чтобы и эти средние предприятия могли быть успешными и иметь нормальную рентабельность. Умирать должны только воры, кто грабит хозяйства, и те, кто совершенно не способен ни управлять, ни руководить сельхоз­предприятием. Нам быстро не найти грамотных руководителей в таких объемах. Был бы ксерокс такой, чтобы сунуть передовых руководителей в него, наклепать сотни две и все проблемы мы решили бы сразу. Но нет такого копира. Воспитать руководителей тоже не получится, потому что хороший руководитель сельскохозяйственного предприятия не воспитывается. Если посмотреть на руководителей наших успешных хозяйств, то становится очевидно, что у большинства это качество заложено генетически: предки либо председательствовали ещё в довоенных советских колхозах, либо были кулаками или купцами, и способности заниматься коммерцией пришли от них.
Поэтому сегодня мы можем говорить только об увеличении государственной поддержки селянам хотя бы до уровня европейских стран. Будет такая поддержка, и наши середнячки смогут нормально жить и развиваться, мы легко и свободно будем конкурировать и выигрывать в борьбе за потребителя.
А в это время...
Пока по линии Минсельхоза РФ не урезана ни одна программа поддержки сельского хозяйства. Правительство РФ предложило селянам дополнительные льготы по лизингу. Сегодня купить новую технику российского производства по лизинговым схемам можно под два процента годовых, срок лизинга продлен до 15 лет, первичный взнос делать не надо.
 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2017

Rambler's Top100