русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 19 июня 2018 г. вторник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 9(92) от 22.06.2009 г. | Удача для Лотарингии |


Удача для Лотарингии

11.6KbПарижский выставочный центр Porte de Versailles, а это восемь больших выставочных павильонов, с эскалаторами-траволаторами, виадуками, зелеными зонами и прочими удобствами для участников и посетителей, по выставочной инфраструктуре можно сравнить с московским центром Крокус-Экспо. И хотя москвичи далеко обогнали французов по объемам имеющихся выставочных площадей (в Крокус-Экспо один третий павильон имеет большую площадь, нежели все павильоны французского выставочного центра), энергичная деятельность парижского центра впечатляет: только в первую половину июня в центре Роrte de Versailles проводилось 9 крупных международных выставок и салонов. Пятый Европейский салон исследований и инноваций (SERI 2009), проходивший здесь с 3 по 5 июня, – один из них.

SERI – мероприятие специфическое, здесь творцы предлагают бизнесу завтрашний день, потому для людей непосвященных салон может показаться мероприятием скучным. Здесь не встретить, как, к примеру, было на прошедших не так давно в Нижнем Новгороде «Великих реках», раскрашенных девичьих грудей в качестве демонстрации качеств строительных красок для наружных работ. Нет и концертных номеров с песнями и плясками. Атмосфера деловая, все зоны для проведения презентаций и конференций постоянно заняты. А на некоторых стендах, что было особенно непривычно и удивительно, даже устанавливали нечто вроде лимита времени на общение посетителей с экспонентами: три минуты на разговор и раздается свисток модератора: уступи место другому, не будь эгоистом и не создавай очередь.

В прошлом году наша область принимала самое активное участие в парижской выставке исследований и инноваций. Помнится, тогда некоторые нижегородские предприятия привезли из Парижа награды выставки за свои разработки, о чем областная администрация рапортовала с понятной радостью: делиться с миром своими успехами всегда приятно. В этом году в очередном салоне область не участвовала: злые языки говорят, что патронируемая областным правительством Нижегородская ярмарка проиграла тендер на организацию участия в этом престижном французском слете творцов и финансистов, а региональная власть решила не отдаваться в чужие руки. Методическое, информационное и организационно-техническое обеспечение подготовки российской экспозиции на SERI 2009, в соответствии с решением Министерства образования и науки Российской Федерации (основного, стало быть, заинтересованного института власти в продвижении на европейский рынок российских изобретений и инноваций) было поручено некоему ЗАО, оповестившему на своем информационном сайте россиян о том, что «для участия в выставке необходимо оплатить только расходы по командированию Вас и Ваших специалистов, а также регистрационный взнос в размере 250 евро». И что «выставочная площадь со стандартной комплектацией будет предоставлена бесплатно».

К теме «бесплатного сыра» и содержания российской экспозиции мы вернемся позже, потому как рассказать об этом просто необходимо. А пока пройдемся по парижскому Салону инноваций. Тем более, что кроме трех двенадцатиметровых стендов, сформированных под эгидой Минобрнауки и вместивших, как сказано в официальном отчете организаторов российской экспозиции, экспонаты тридцати шести (!) организаций и фирм, россиянами в этот раз на выставке представлено ничего не было. Впрочем, не совсем точно. Был ещё стенд с оригинальными защитными антитравматическими костюмами под брендом «Охота и рыбалка от Никиты Михалкова», изготовленными по патентной разработке москвича Саита Губайдуллина, да наша команда, РИЦ «Курьер-Медиа», обеспечившая заочное участие многим компаниям и предприятиям, подготовив для Салона специальный двуязычный выпуск журнала «Инновационный потенциал. Россия», который вполне успешно поработал в Париже, вызвав неподдельный интерес участников проводимых на выставке российско-французских мероприятий и просто гостей салона.

Как и следовало ожидать от ведущего инновационного Салона Европы, где одним из приоритетов значится экология, этой теме было отдано значительное внимание. Например, как вам вот этот посыл: «Мы нашли способ превратить воду в пудру»? Как вам идея развозить по плантациям воду в мешках в виде пудры, напоминающей обычную муку? Или такой тезис: «мы нашли экологически чистый и безопасный источник энергии для вашего телефона»? Или демонстрация макета судна, у которого огромная палуба работает как солнечная батарея: и это устройство впервые в мире обогнуло планету, используя для движения исключительно энергию солнца? А вот экспонат не столь мудреный, некий «глаз винтокрылый», беспилотное летательное устройство, способное обеспечить, например, тотальный контроль за ситуацией на городской территории, на всех магистралях, на стадионах, в парках и так далее. С приличным радиусом действия, большим ресурсом времени работы и абсолютной мобильностью. А вот трудяга-робот, ну просто многофункциональная милашка.

Но всё это – только вершки, журналист на подобных показах мало чем отличается от простого обывателя, не обремененного знаниями специфики того или иного предмета. Спецификой этой владеют инвесторы, бизнес-ангелы, менеджеры различных венчурных компаний и посевных фондов, для них, собственно, а не для глаз простых смертных такие салоны и проводятся. В идеале Салон инноваций – специализированная выставка, место встречи исследователя, разработчика с капиталом. И если Россия только начинает осваивать этот путь коммуникации, то европейцы живут в этой среде давно. А французы, по их собственным признаниям, ещё и успешно. Например, в Лотарингии.

«Французский регион Лотарингия находится в самом центре Европы, здесь очень благоприятная инфраструктурная обстановка и есть большая потребность в реструктурировании экономики и создании новых предприятий инновационного характера, – рассказал российским участникам выставки Френсис Аллар, директор компании CSTL, занимающейся научно-технологическим сотрудничеством в интересах развития Лотарингии. – В связи с этим задача нашей компании – внедрять наиболее перспективные инновационные технологии, полученные в странах Восточной Европы. Почему у нас есть интерес к такому сотрудничеству именно с Россией? Ничего удивительного! Россия – богатая страна, где у нас есть свой представитель, задача которого – отслеживать все то новое, что есть в российских университетах и исследовательских центрах. Мы работаем в четырех основных направлениях, которые соответствуют потребностям, выявленным в Лотарингии. Мы начинаем с анализа и определения технологий, которые имеются в России, составляем определенный портфель. В нашем распоряжении есть база данных, включающая сотни технологических карточек. На следующем этапе мы делаем оценку проектов, возможность локального внедрения того или иного проекта, затем мы осуществляем конкретную реализацию проекта за счет создания предприятия или внедряя проект на уже существующем предприятии. В настоящее время 10 проектов реализуются с участием российских технологий. И для нашего региона большая удача – опираться на интеллектуальный ресурс, которым богата ваша страна».

Нельзя не сказать, что эта селекционная компания в Лотарингии, созданная лишь три года назад, финансируется как со стороны государства, так и крупными частными компаниями, такими, к примеру, как французская Total, входящая в пятерку мировых лидеров нефтедобычи. И делается это потому, что отбор и развитие инновационных технологий для Франции – вопрос стратегического развития. Поэтому, к примеру, к упомянутому мной С. Губайдуллину на Салоне было не одно предложение с просьбой продать «вот этот костюм», несмотря на то, что костюмчик 64-го размера: выставка инноваций – отличное поле для заимствования идей. И это поле тем более плодородно для западных инвесторов, что российские изобретатели зачастую получают лишь российские патенты, которые не действуют на территории Евросоюза, а сертификат Салона инноваций защищает от копирования лишь на полгода.

После этих слов об удаче, поставленной французами, что называется, на поток, хочется вернуться на стенд, увенчанный флажками Российской Федерации. На те 36 квадратных метров, по метру на брата, выделенные Минобрнаукой «со стандартной комплектацией бесплатно». Среди «коллективных» участников – академические институты, известные в мире российской науки бренды, научные институты и университеты. Эти бесплатные метры, завешанные постоянно осыпающимися виниловыми плакатами, зачастую совершенно лишенными дизайна, плакатами, вчитываться в подробные тексты которых посетителей выставки надо ещё как-то заставить, – как демонстрация сиротской доли. Мальта, какой-то Сан-Гобен, не говоря о такой крупной европейской державе, как Португалия, со своими оригинальными стендами и представленными разработками выглядели рядом с нашими стандартными панелями, увешанными полутораметровыми плакатами, как BMW последней серии возле деревянной телеги времен «покоренья Крыма». И в довершение ко всему на двух большущих плазменных панелях, призванных демонстрировать некий видеоряд и для того поставленных на стенды российских участников, бессменно все дни перемежались две заставки с весьма «содержательной» информацией: «Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по науке и инновациям. Организаторы участия российской экспозиции на Европейском салоне исследований и инноваций. 3-5 июня 2009 года. Париж». На второй заставке тот же самый текст, только дата будущего в 2010 году Салона. Да еще организаторы подготовили для европейских инвесторов 32-страничную полноцветную брошюрку с лакированной обложкой, в которой рассказали о дюжине заместителей руководителя и начальников управлений своего ведомства, да о наличии 12 целевых федеральных программ на 2007-2012 годы, реализуемых в России. Воистину, «новаторский» подход к демонстрации российских достижений в инновационной сфере!

Было бы интересно узнать, сколько европейских инвесторов, проходя мимо, задавались вопросом: «Зачем они сюда приехали?» Возможно, информация на плакатах о лазерной стереолитографии в медицине, а также черепа и челюсти с наращенными либо отреставрированно-отремонтированными частями, выставленные российскими участниками в качестве натурных образцов, действительно несли в себе большой инновационный потенциал и вывозились миру на показ впервые. Только, когда вы приходите в валенках на бал, вам, даже при замечательном умении танцевать, придется приложить массу усилий, чтобы окружающие восприняли вас как человека адекватного, и только затем доказать, что вы танцевать все-таки можете. Увы, на выставке такие двухходовки не проходят.

И еще одна деталь, не сказать о которой нельзя. Уже после обеда на второй день выставки, а на третий – с самого утра на российских «бесплатных» стендах лишь одиноко светили экранами плазмы. Никого из участников видно уже не было. И только «костюмы от Михалкова» работали по полной.

– Я заплатил деньги за участие, приехав сюда продвигать свою продукцию. Это же мое дело, мои разработки, – говорил мне Саит Губайдуллин, – мне нужно хотя бы затраты на участие в этом салоне отбить.

Как будто другая Россия, две разных страны, живущих под одним флагом. Два её разных полюса. Один честно и прямо обозначен господином Френсисом Алларом: страна наша богата, здесь можно черпать и черпать инновационное изобилие. И другой, где чиновник по-прежнему бездумно и совершенно неэффективно тратит бюджетные деньги лишь для того, чтобы поставить галочку в выполненных планах: надо же заниматься инновациями, раз президент сказал. Но что такое эти самые инновации, что с ними делать и как их ухватить, чиновник знать не знает. И где-то тут, между этими полюсами – простая и живучая народная страсть к халяве: «А чё не съездить-то, Париж, чай, посмотрим!»

Стоит ли удивляться, когда мы слышим от Президента Дмитрия Медведева печальную констатацию о том, что «ситуация с инновационным развитием на российских предприятиях только ухудшилась». И нет нужды задаваться вопросом, отчего так происходит у нас в России.

P.S.: Пригласив наш издательский центр принять участие в Пятом Европейском Салоне исследований и инноваций, практически перед самым отъездом официальной делегации в Париж, организаторы вдруг сообщили нам о решении неких «инстанций» прессу с собой не брать. Мол, участников много, площадей на всех не хватает, а что такого инновационного может предложить издательский центр?

И в самом деле – ничего «инновационного» в том, что мы увидели и рассказали об организации подобных выставок российской стороной, конечно, нет. Куда удивительнее было бы, расскажи мы о четкой и грамотной работе наших министров и ведомств по продвижению российских инновационных разработок.

Но, честно говоря, в Париж мы ехали за тем, чтобы «других посмотреть». И рассказать о том, как решаются актуальные задачи инновационного развития в других странах, у которых есть, чему поучится. Чиновники от инноваций, похоже, такую возможность даже не рассматривали.

 
магазин оптики на просвещения | Раздвижные окна даром. Пластиковые окна отдам вам даром okna-darom.ru.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100