русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 20 июня 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета № 10(93) от 30.06.2009 г. | Призрак Опеля |


Призрак Опеля

29 июня состоялось очередное общее годовое собрание акционеров ОАО «ГАЗ», на котором были утверждены годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2008 год.

В ходе собрания акционеры приняли решение – дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям ОАО «ГАЗ» за 2008 год не выплачивать в связи с отсутствием чистой прибыли. Чистый убыток общества в прошлом году составил 3,35 млрд руб., тогда как в 2007 году компания получила чистую прибыль в размере 3,66 млрд руб. На собрании был переизбран совет директоров ОАО «ГАЗ», в состав которого вошел сопредседатель правления компании «Magna International Inc» Вольф Зигфрид. Однако основные изменения, похоже, ждут предприятие только осенью.

О том, что Горьковский автозавод пребывает в трудной экономической ситуации, знают сегодня все. На собрании были официально представлены цифры «падения ГАЗа». Кредиторская задолженность предприятия за 2008 год выросла в 1,3 раза и достигла 2,33 млрд руб., а дебиторская задолженность – в 1,6 раза, достигнув отметки 4 млрд руб. Поскольку собрание подводило итоги 2008 года, сегодняшние показатели еще хуже.

Еще несколько лет назад годовые собрания проходили во Дворце культуры ГАЗа, полуторатысячный зал которого не мог вместить всех желающих. Собрания проходили по нескольку часов – с шумом, эмоциями. Сегодня все по-другому. В маленький зальчик профсоюзного комитета ОАО «ГАЗ» пришли только представители высшего менеджмента предприятия и горстка вечно активных ветеранов. Все действо заняло один час с двумя перерывами. Как пояснили нам представители предприятия, в настоящее время собрания акционеров проходят преимущественно в заочной форме, поэтому главное событие жизни акционерного общества, каким оно рисуется в экономических учебниках, проходит все последние годы как чистой воды формальность. Не мудрено, что так называемые миноритарные акционеры по большей части разуверились в такого рода мероприятиях, где их голос мало что решает.

А обсудить акционерам было что. Например, с середины июля намечено очередное сокращение 7,5 тыс. сотрудников ГАЗа. Если учесть, что, согласно официальной информации, на нижегородской площадке Группы ГАЗ с 1 сентября 2008 года по 1 мая 2009 года сокращены 10,7 тыс. человек, а еще год назад на предприятии работало порядка 40 тысяч сотрудников, можно смело констатировать: почти половина персонала ГАЗа по состоянию на лето 2009 года уже уволена или будет уволена в ближайшее время. Это ли не повод заявить о своих правах увольняемым работникам на том же годовом собрании акционеров? Разве не для такого рода защиты трудящихся созданы профсоюзы? Но наши профсоюзы чаще всего отстаивают права не наемных работников, а, как правило, действуют на стороне работодателей. То есть являются, по выражению классиков марксизма, соглашательскими профсоюзами. На Горьковском автозаводе это особенно заметно.

Профсоюзные деятели наверняка зубрили тезисы о солидарности трудящихся, но почему-то забыли их в один момент. Зато охотно рассказывают журналистам, как они борются за заказы для предприятия. Так, председатель областной профсоюзной организации работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин месяц назад собрал прессу и сообщил, что профсоюзы поддерживают жалобу Группы ГАЗ Министерству здравоохранения и социального развития РФ по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» и федерального законодательства в сфере размещения государственных заказов. Министерство здравоохранения и социального развития и федеральное Медико-биологическое агентство России отказали Горьковскому автомобильному заводу в участии в тендере на государственную закупку автомобилей «Скорой помощи» на сумму 1,8 млрд рублей. Профсоюзы во всем обвинили недобросовестных конкурентов и посчитали на этом свою миссию выполненной. Вот вам и вся борьба за права трудящихся.

«Пользы от наших профсоюзов – ноль»,– посетовали работницы окрасочного цеха автозавода, с которыми нам удалось пообщаться. По их словам, сегодня предприятие по-прежнему живет за счет производства «Газелей», которые вот уже 15 лет спасают Горьковский автозавод. Однако если раньше в день производили по 200-300 машин, то сегодня выпускают не более сотни. Сколько из этих авто реально продается – страшная коммерческая тайна. Большинство работников предприятия заняты неполную рабочую неделю или находятся в административном отпуске с сохранением двух третей оклада. По словам наших собеседниц, они получают 4900 рублей в месяц. Эта цифра совпадает с максимальным размером пособия по безработице в России, то есть, такого рода выплаты и есть своеобразная форма пособия по безработице.

Во-многом призрачный, но все же шанс на выживание – предполагаемый запуск сборки Опелей на Горьковском автозаводе. Оптимисты говорят, что это может произойти до конца года. Пессимисты утверждают, что даже если с конвейера ГАЗа и сойдут автомобили немецкой марки, то еще не факт, что проект ждет успех. Например, сообщается, что на запуск линии по сборке немецких авто может потребоваться до 600-700 млн евро, а за эти деньги реально построить в России новый автозавод с нуля. К тому же остается открытым вопрос, должны ли Сбербанк и Mагна инвестировать в развитие Опеля, не являясь его контролирующими акционерами. Да к тому же GM, собственник Опеля, заявил на днях, что, не договорившись с Магной о правах на использование интеллектуальной собственности (как говорят пессимисты, не захотев плодить на российских сборочных площадках конкурентов), нашел более выгодного покупателя. И шансы нижегородских автозаводцев на сборку Опеля стали стремиться к нулю.

Понятно, что сегодня строить новый российский автозавод на месте старого никто не будет, даже если б нашлись деньги. Тем более, что мысль эта не нова. Еще губернатор Борис Немцов рассказывал, что тогдашний глава Всемирного банка предлагал ему бросить ГАЗ на произвол судьбы в середине 90-х и построить за миллиард долларов новый современный автозавод. Немцов отказался, памятуя о социальной значимости предприятия. О том же самом, видимо, думают и нынешние руководители государства и региона. Однако сдержать волну увольнений не в силах даже они.

На 7 сентября назначено внеочередное собрание акционеров предприятия. Предполагается, что на нем будет избран новый совет директоров. Очевидно, этому совету и придется спасать предприятие от банкротства.

Сергей АНИСИМОВ

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100