русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 21 апреля 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета № 10(93) от 30.06.2009 г. | Свидетели катастроф |


Свидетели катастроф

О «черных ящиках», или как специалисты их называют, «бортовых регистраторах речевой информации», генеральный директор завода имени Петровского Иван Буслаев может рассказывать долго: предприятие с 1993 года занимается их разработкой и серийным производством. В общем объеме производства на заводе «черные ящики» занимают ровно треть.

Сейчас уже трудно представить расследование причин авиационных и других катастроф без бортовых регистраторов речевой информации. Именно они ставят последнюю аргументированную точку в определении причин трагедий, которые, к сожалению, нередко случаются и в воздухе, и глубоко под водой. Записанная в «черном ящике» информация помогает ответить на самый существенный вопрос – почему произошла катастрофа.

Та аппаратура, что делают нижегородские радиоэлектронщики, записывает разговоры пилотов между собой и с диспетчерами на земле. Ее обычно ставят в хвосте самолета. Считается, что именно эта часть воздушного судна при авиакатастрофе менее уязвима. А кабину самолета оснащают бортовым самописцем, фиксирующим до 500 различных параметров, считанных с различных приборов. Если случилось ЧП, «черные ящики» для расшифровки направляют в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который находится в Москве. В России именно эта организация ведет полное расследование всех авиакатастроф. Ее эксперты шаг за шагом разбирают причины трагедии. Изучив все сведения, специалисты делают выводы, которые помогают избежать повторения роковых ошибок и сохранить жизни тысячам людей, которые ежедневно поднимаются в небо.

– Осваивать серийное производство «черных ящиков» мы начинали с бортовых самописцев, в которых запись велась на обычную магнитную ленту. При крушении самолета она рвалась, ломалась, выходила из строя, от чего терялась значительная часть ценнейшей информации, – рассказывает И. П. Буслаев. Кстати, аэробус А-320, который рухнул в Черное море в мае этого года, был оснащен ленточным самописцем. Чтобы выяснить причину катастрофы, специалистам буквально по фрагментам пришлось расшифровывать каждый кусочек магнитной ленты. От имени разработчиков и изготовителей самолета «Airbus» к работе были привлечены также профессионалы из Бюро расследования и анализа Франции. Общими усилиями была выявлена объективная причина гибели авиалайнера. Без «черного ящика» было бы трудно ответить на все вопросы, связанные с катастрофой на борту одного из самых современных международных воздушных судов.

Записи бортовых самописцев отразили до мелочей и трагедию рухнувшего при заходе на посадку в Перми «Боинга-737». На их основе был составлен подробный доклад на 168 страницах. В нем делается вывод, что причиной гибели 88 человек, бывших на борту, стало огромное количество недосмотров, халатное отношение к инструкциям, отсутствие технической подготовки у пилотов и множество других проблем.

– На смену ленточным носителям информации пришли «черные ящики», в которых запись производилась на специальную металлическую проволоку сечением несколько десятков миллиметров. Эти были намного надежнее, – продолжает разговор мой собеседник.

А сегодня и эта радиоэлектронная аппаратура считается вчерашним днем, и завод успешно освоил и начал серийное производство речевых регистраторов информации с флэш-памятью. Блок памяти с микросхемами, величиной со спичечную коробку, помещают в бронированный корпус, заполненный специальным порошком, который преобразует тепловую энергию в химическую реакцию. Отличается эта модель «черного ящика» особой надежностью и живучестью. Выдерживает два часа пожара при температуре 1200 градусов. Когда во время испытательного полета упал новый ЯК-130, вся информация из «черных ящиков» была получена уже через сутки.

Цифровая обработка сигналов – новое направление, которое развивают на заводе. Для того, чтобы запись на флэшку не пострадала при критических температурах, заводские специалисты изобрели особый бронеконтейнер. Сделан он из специального сплава, секрет которого хранится за семью печатями. Новая аппаратура уже прошла успешные испытания на вертолетах разной модификации в Казани, Актюбинске, в Нижнем Новгороде. Перед авиастроителями поставлена задача при модернизации старых лайнеров и строительстве новых машин оснащать их только самой современной записывающей аппаратурой, подтвержденной Свидетельством, выданным такой авторитетной организацией как межгосударственный Авиационный комитет. Это позволяет заводу оснащать своей продукцией и борта, летающие за границу.

Одновременно с последними моделями речевых регистраторов информации завод освоил серийное производство акустических маяков. Работать они могут на глубине до 6 км в течение 30 суток. Благодаря им, оборудованный гидроакустической станцией корабль-поисковик может точно определить местонахождение затонувшего надводного судна или подводной лодки. Три года назад впервые такую аппаратуру поставили на корабль, который буксировал подводную лодку на утилизацию. Субмарина неожиданно пошла на дно, «черный ящик», поставленный в ее капитанской рубке, и радиопеленгатор на поисковике позволили не только быстро найти подлодку, но и выяснить причину катастрофы.

Сегодня речевые регистраторы информации ставят не только на воздушные суда и корабли, но и на различные комплексы противовоздушной и противоракетной обороны.

Воочию «черные ящики» абсолютно разных модификаций мы увидели в опытно-конструкторском бюро завода. Вообще-то все они цветом далеко не черные, а оранжевые. Яркая, бросающаяся в глаза окраска при крушении облегчает поиски. Такие бортовые самописцы легче найти среди обломков самолета, которые могут быть разбросаны в радиусе нескольких десятков километров. А «черными» их прозвали потому, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу, все детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании летных происшествий.

Заместители начальника ОКБ завода Владимир Сидельников и Олег Курнев продемонстрировали неожиданную видеозапись, которая отражала самое что ни на есть реальное событие. Произошло оно совсем недавно на одном из крымских аэродромов. ЧП случилось на борту ТУ-134, заполненного пассажирами. Судя по видеозаписи и информации из «черных ящиков», лайнер загорелся, не оторвав шасси от взлетной полосы.

– На взлетной полосе самолет уже набрал достаточную скорость и должен был вот-вот оторваться от земли, как неожиданно последовал какой-то выхлоп, реверс развернул лайнер в сторону, загорелся первый двигатель, – комментируют ситуацию В. Сидельников и О. Курнев. – Затем полыхнул весь авиалайнер...

Короткий миг – и на взлетной полосе остались лишь горящие обломки. К счастью, тут же пояснили наши собеседники, люди успели вовремя покинуть терпящий бедствие борт. Повезло, что самолет не был в воздухе.

Почему произошла эта катастрофа? Что за странный выхлоп был перед тем, как начался пожар? Видеозапись, а также речевая запись переговоров членов экипажа между собой, с диспетчерской службой аэродрома, сохранившаяся в «черном ящике» среди горящих обломков воздушного судна, позволили разложить картину буквально по секундам. Выяснилось, что причиной крушения стали птицы, залетевшие в первый двигатель.

Наши собеседники рассказали еще об одной трагедии, когда в «пике» пошел самолет, успевший набрать достаточную высоту. Тогда при расследовании трагедии эксперты МАКа в бортовом самописце неожиданно обнаружили запись речи ребенка. Специалисты не исключают, что кто-то из членов экипажа взял с собой в полет малолетнего сына и, посадив его в кресло пилота, позволил взять в руки штурвал. Потому летчики и прозвали «черные ящики» «ябедниками».

Жаль, что такой бортовой самописец не стоял на МиГе-15, которым управлял Юрий Гагарин. Поэтому никто до сих пор не знает, почему разбился космонавт № 1. Эксперты опирались на косвенные данные: срезанные березки, отпечатки на циферблатах, наручные часы космонавта. Если бы « черные ящики» были на МиГе, сегодня не ходило бы столько слухов и домыслов.

Рядом с бортовым самописцем мы увидели одетый в водонепроницаемый кожух небольшой военный ноутбук. Это уже наземная аппаратура. С ее помощью расшифровывается запись с акустических маяков. Такая техника в соответствии с требованиями ВМФ сегодня стоит на ведущих российских флагманах, таких как «Петр Великий», «Адмирал Лещенко», «Адмирал Кузнецов» и на многих других надводных судах и подводных лодках.

Вовсе не исключено, что вскоре «черными ящиками» будут оснащать и автомобили. С их помощью можно будет без труда устанавливать истинную причину автоаварии. В Англии, например, так давно делают.

К сожалению, нам не удалось увидеть саму сборку «черных ящиков». Эта операция на заводе засекречена. Под большим секретом остается и серийное производство всей остальной радиоэлектронной продукцимаи. Судя по макетам в кабинете генерального директора, существует достаточно широкий спектр техники, управляемой с помощью радиоэлектроники. По словам Ивана Буслаева, сегодня заводское ОКБ на свои деньги, не дожидаясь обещанной от государства поддержки, успешно осваивает абсолютно новые направления отрасли. Благо, умные головы среди конструкторов еще не перевелись. Жаль, что министерство обороны не дооценивает их, иначе государственного заказа не ждали бы по пять месяцев.

Галина КУЛИКОВА

А в это время...

Причина авиакатастрофы рейса Рио-де-Жанейро – Париж может остаться нераскрытой, считает глава авиакомпании Air France Пьер-Анри Гуржеон.

Поисковая операция в Атлантическом океане к северо-востоку от побережья Бразилии продолжалась 26 дней. Спасатели бразильских ВВС и Военно-морского флота обнаружили 51 тело погибших, из которых 35 уже опознаны, а также более 600 фрагментов самолета. Поиски «черных ящиков» акустическим методом продолжатся до 10 июля. Согласно БРА, бортовые самописцы находятся на глубине 3-3,5 тыс. метров в районе с неровным рельефом дна, что осложняет задачу их обнаружения. Если «черные ящики» самолета A 330-300 так и не будут найдены, то крушение рейса AF 447 может остаться загадкой навсегда.

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100