русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 24 января 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 15(98) от 25.12.2009 г. | Модернизация как цель и средство |


Модернизация как цель и средство

11.7KbВ конце ноября в Нижнем Новгороде прошла VII Международная научно­практическая конференция «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы», посвященная памяти выдающегося ученого, доктора экономических наук, профессора, академика Р. А. Белоусова.

В работе конференции приняли участие и ученые, и чиновники, и производственники. Почетным гостем конференции стал директор департамента экономики и финансов Правительства России, доктор экономических наук А. Р. Белоусов.

Заглавной темой конференции стали вопросы взаимодействия науки и производства, объединение потенциалов, без которого не может развиваться ни одно конкурентоспособное предприятие.

Первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области И. Г. Сазонов в своем выступлении отметил, что областное правительство «помогает молодым талантливым ученым вывести стадию разработки на новый уровень». Проводятся конкурсы инновационных разработок, выделяются средства «на поддержку умов», отметил министр.

Средства выделяются, честно говоря, смехотворные – по признанию выступающего, на эти цели расходуется по 50­200 тысяч рублей. Установка такая: если ноу­хау заинтересует производственников, они сами позаботятся о дальнейшем финансировании.

Что происходит на практике, мы просили рассказать старшего преподавателя Волжского государственного инженерно­педагогического университета (ВГИПУ) Е. А. Семахина. Евгений Александрович – без пяти минут кандидат экономических наук, месяц назад защитил диссертацию.

«Действенного механизма сотрудничества у нас нет»

– Евгений Александрович, Вы изучали возможности сокращения производственных издержек, в частности, в автомобильной промышленности. Тема, безусловно, весьма актуальная. Каков же результат Ваших исследований?

– По результатам диссертационной работы специалисты кафедры предложили несколько методик, направленных на снижение издержек в машиностроении и, в частности, в автомобилестроении. Так, предлагалось изменить сборочный процесс с учетом модулей, чтобы на автопредприятие поставляли не отдельные комплектующие, а готовые модули, состоящие, к примеру, из бампера и фар. Это позволяет значительно снизить число работающих на сборочной линии и сократить затраты. Подсчитано, что модульный метод сборки способен снизить издержки на 20­30 % , и это было подтверждено в ходе практической проверки на Горьковском автозаводе.

– Замечательные результаты. Хочется верить, что руководители предприятий проявили интерес к вашим разработкам и выразили желание внедрить их в производство.

– Дело в том, что для внедрения модульного сборочного производства Группе «ГАЗ» нужно перестроить свои отношения с поставщиками, следует провести значительную реорганизацию. Однако, результат того стоит, поэтому, возможно, наша разработка и будет внедрена.

На Западе такой метод сборки широко распространен, но у нас, к сожалению, он мало используется.

– Не только для Группы «ГАЗ» актуально снижение издержек...

– Конечно! Модульную сборку можно использовать на любом сборочном предприятии. В период кризиса это особо актуально еще и потому, что позволяет загрузить дополнительной работой поставщиков.

– Евгений Александрович, каким же образом вы доводите свои рекомендации до руководителей предприятий? Ведь, чтобы внедрить, нужно как минимум получить информацию.

– К сожалению, проблема отсутствия взаимосвязи науки и производства остается такой же актуальной, какой она была еще в советские времена. У нас нет действенного механизма донести эту информацию до руководителей производства. Выйти напрямую на руководителей крупных предприятий со своими разработками мы не можем. Они сами тоже к нам не обращаются.

– И хорошие идеи, эффективные разработки остаются невостребованными, а издержки – не сокращенными. Что же предпринять, чтобы изменить ситуацию?

– Прошедшая конференция как раз и дала толчок для конкретных действий. Мы заключаем договор с Группой «ГАЗ», который, мы надеемся, позволит реализовать на практике наши разработки.

Что же, есть основания если не для оптимизма, то хотя бы для зарождения надежды на успешное взаимодействие высшей школы и производства. Далеко не всегда ситуация складывается таким образом.

Говорит заведующий кафедрой «Экономика организации» ВГИПУ, доктор экономических наук, профессор В. П. Кузнецов.

Кто не хочет замечать очевидного

– Виктор Павлович, большое значение имеет то, как государство относится к научному потенциалу своей страны, насколько активно использует его. В Российской Федерации традиционно сильная научная школа, работают академии, университеты, научные центры. Насколько учитывается российским правительством опыт, накопленный нашими учеными, и учитывается ли он вообще?

– Объективно говоря, если из 10 предложений, направленных в адрес правительства, рассматриваются хотя бы два, это считается хорошим результатом. Сейчас, когда власть официально взяла курс на модернизацию, хорошим результатом, наверное, станет рассмотрение не двух предложений из десяти, а хотя бы четырех­пяти. Для сравнения замечу, что первое место в мире по внедрению инновационных разработок занимает Финляндия, которая внедряет в производство 92 процента инновационных разработок и ноу­хау. В США этот показатель – 91 процент, в России официально считается 47 процентов.

– О модернизации: президент, конечно, задал это направление, но буквально через несколько дней после его выступления один из лидеров единороссов, господин Исаев, заявил буквально следующее: мы не допустим никакой модернизации, если она вызовет потрясения и недовольство населения...

– Модернизация производства – это основа. Без нее уже невозможно развитие страны. Отрицать это – значит, не замечать очевидного...

На конференции прозвучало немало выступлений, касающихся проблем и перспектив развития отечественной промышленности. Одним из наиболее интересных нам показалось рассуждениеА. Н. Горчакова, специалиста в области управления производством.

Чтобы не отстать,
надо очень быстро бегать

– Нельзя говорить о промышленном развитии России без учета состояния дел в машиностроении, которое является важнейшим звеном российской промышленности. Достижения российского инжиниринга высоки и неоспоримы, достаточно вспомнить достижения в авиации, освоении космоса или, например, создание подводного атомного флота.

Талантливых инженеров у нас немало и сегодня, но налицо явное отставание в менеджменте, в технологиях управления разработками новых продуктов и производством, которые являются прописными истинами для западных управленцев.

Совершенно очевидно, что наших специалистов в этой области надо развивать и готовить. Процесс это непростой, потому что зачастую российские менеджеры и предприниматели руководствуются приемами и методами управления, полученными еще в советские времена, когда о рыночных целях даже не упоминалось. Но нам необходимо вписаться в рыночную среду, а значит, следует активно изучать и применять опыт развитых стран в каждом сегменте, в том числе и в машиностроении.

В этой связи должен заметить, что на Западе связь между высшим образованием и производством гораздо живее, чем в России. Там активно развивают новые подходы, технологии, методики, осмысливают их, оформляют в виде научных разработок и затем вбрасывают в бизнес­процессы, в производство. Ведь сами производственники не располагают возможностями и ресурсами для получения и разработки новых методик, какие есть у ученых. В недрах американских и европейских университетов регулярно выполняются исследования, которые затем становятся практикой. Нам предстоит освоить этот опыт, чтобы не отстать безвозвратно. Пока высшая школа в работу в интересах промышленности не включилась. Выпускники вузов готовятся без учета реальных требований бизнеса.

Посмотрите на состояние наших продуктов, наших автомобилей, самолетов и т. д. – они все практически неконкурентоспособны. Мы выросли из «Капитала» Маркса и до сих пор не осознали, что в мире практически открыты границы для товаров, для обмена идеями, специалистами. У нас большие проблемы с качеством и со сбытом продукции, но мы крайне медленно меняемся. Необходимо оценить свое место в рынке, внимательно изучить самый передовой опыт и начать его использовать. Процесс непростой, длительный, но неизбежный.

Когда Япония сделала мощный качественный рывок вперед, американцы тут же устремились изучать ее опыт. Они все досконально исследовали, интерпретировали, адаптировали и применили на практике – и это дало им возможность выправить ситуацию. Не случись этого, кризис в Америке грянул бы лет пятнадцать – двадцать назад. Сейчас как­то модно стало критиковать американцев. Но с наших позиций это совсем некорректно. В отличие от нас они меняются, быстро впитывают все то новое, что появляется в мире, развиваются и идут вперед.

В России тоже начинают возникать эффективные компании с грамотным менеджментом, добивающимся впечатляющих успехов. Но пока, к сожалению, еще не в сфере машиностроения, для которой характерны высокая сложность исследования рынка, техническая глубина и вариантность продуктов, длительность цикла разработки, большие затраты трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

В России каждая новая модель автомобиля или самолета – это эпохальное событие национального масштаба. В автопроме за последние 20 лет их можно просто пересчитать по пальцам: ВАЗ­2110, «ГАЗель», «Калина», «Бычок», «Патриот»… В авиастроении и того хуже. При этом разнообразие новых продуктов зарубежных компаний и скорость их разработки просто поражает. Достаточно просто посмотреть на поток транспорта на наших улицах, чтобы убедиться в этом.

Предкризисная ситуация, возможность легкого доступа к заемным финансам и постсоветский скачок спроса на внутреннем рынке вообще приучили российских менеджеров и предпринимателей не задумываться о новых продуктах, их качестве и конкурентоспособности.

Очевидно, что пока в России нет менеджеров, свободно, умело и успешно действующих в условиях открытых рынков. Либо они появятся, либо нам придется просто уйти из каких­то областей. Ведь многие страны живут без собственного машиностроения или автостроения. Если же это не наш путь – надо бороться. Конечно, хотелось бы побольше внимания со стороны государства – например, в виде государственной поддержки программ развития отраслей, создания новых продуктов, поддержки молодых инженерных кадров. Мы плодим юристов и экономистов, а инженер – специальность в наше время непрестижная. Если на Западе инженер в области машиностроения – это солидно оплачиваемая профессия, которая позволяет вести достойный уровень жизни, то у нас наоборот. Посмотрите на качество и тематику дипломных проектов нынешних выпускников и сравните их с дипломами 20­30­летней давности. Снижение уровня – значительное. Знаю это из собственного многолетнего опыта работы в государственной экзаменационной комиссии.

Государство нас почти не защищает и его надежды, что в рынке все утрясется само собой, не оправдались. Это, по­видимому, главная причина того, что мы отстали от ведущих держав в авиастроении, где у нас были колоссальные достижения! Сложная ситуация и в атомной энергетике, и во многих других основополагающих отраслях промышленности. В автопроме тихо умер такой мощный завод, как АЗЛК, да так, что и спросить за его разорение не с кого. На очереди ЗИЛ.

В целом следует признать, что у нас до сих пор нет четкого государственного понимания, чего же мы хотим. Каждое предприятие борется за выживание в одиночку, и это не приносит впечатляющих результатов. Что делать в этой ситуации? Изучать, что происходит в мире, каким образом достигаются цели и результаты, изучать подходы, методы управления, инструменты, которые применяются, осмысливать все это. Сейчас доступна любая информация, многие успешные компании раскрывают свои приемы и методы и даже навязывают их другим. Если мы не так богаты, чтобы использовать дорогостоящий зарубежный консалтинг – давайте делать собственные научные изыскания, используя чужие.

Наши компании сильно разобщены и в основном пытаются действовать самостоятельно. А государство практически полностью устранилось от координации целых отраслей. Впрочем, даже самые успешные и конкурирующие между собой западные компании, как правило, либо объединяют свои ресурсы для проведения таких изысканий, либо привлекают к ним государство и университеты.

Следовало бы обратить внимание и на такую проблему, как устаревшие государственные стандарты, по которым работает наша промышленность. В автомобилестроении четко видно: наши ГОСты, которые, в основном, были разработаны в отраслевых институтах СССР, не позволяют разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию. При бездействии государства каждое российское предприятие вынуждено создавать свои стандарты или переходить на зарубежные стандарты и нормативы самостоятельно. В этом случае, очевидно, наши компании будут разунифицированы по методологическим подходам, ведь кто­то выберет немецкие стандарты, кто­то американские, а кто­то корейские.

Процессы, методы, материалы, технологии в мире меняются очень быстро – однако мы этого словно не замечаем. Может быть, руководители предприятий не совсем адекватно оценивают эту ситуацию, не понимают пока возможностей высшей школы.

С другой стороны, и вузы должны отчетливо представлять, каковы реальные потребности современного бизнеса. Цикл подготовки инженера 5­6 лет, и даже если мы определим, что нужно бизнесу сейчас, мы рискуем выпустить невостребованных специалистов. Инженер, вышедший из стен вуза через 5 лет, может не соответствовать тем запросам, которые сформируются за это время. Эти запросы надо знать и работать над ними, и такие методики существуют.

Современный университетский выпускник, на мой взгляд, должен быть гораздо лучше подготовлен к работе в машиностроении и лучше отвечать требованиям, чем специалисты, получившие образование еще в старой социальной системе. Ведь многие практики и подходы тогда были неизвестны и недоступны. Такую задачу, считаю, вполне правомерно поставить перед нашими высшими учебными заведениями.

Нам необходимы активные действия для преодоления отставания, как в области систем разработки новой продукции, так и в области высшего образования. Непреодолимых препятствий на этом пути нет, но это сложная последовательная работа.

Галина ЮРЬЕВА

 
Моментально снять голод способны эти продукты, которые описаны http://Radymo.com/ | Доходное сбережение от городской сберкассы.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100