русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 19 июня 2018 г. вторник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 1 (100) от 08.02.2010 г. | Интернет против коррупции |


Интернет против коррупции

С 1 января 2010 года вступили в силу новые правила для участников системы государственных заказов. Отныне федеральных госзакзчиков обяжут работать с государством только через систему электронных площадок. Через год эта норма станет обязательной для региональных и муниципальных заказчиков. Таким способом государство пытается бороться с коррупцией.

Удастся ли? С коррупцией в России борются уже не первый раз. Лет 15 назад представители власти делали ставку на аукционы, тендеры и распределение заказов и подрядов не единолично конкретным начальником, а представительной комиссией. Считалось, что задобрить представителей различных ведомств, собранных в одно время в одном месте, гораздо сложнее, нежели банально подкупить нужного чиновника. Однако, как показала практика, дальнейший ход событий легко описывается немудреной фразой «сложно, но можно». Можно найти подход и к членам комиссии, и к потенциальным участникам аукциона, которые все чаще стали напоминать не открытую борьбу, а «игру в поддавки» по заранее написанному сценарию. Пресловутый человеческий фактор упорно давал о себе знать. И вот, электронные торги. Неужели всеобщая компьютеризация спасет от тотального мздоимства?

В Нижегородской области с электронными закупками начали экспериментировать два года назад при продаже леса. Вся древесина, которая заготавливается на территории Нижегородской области, стала выставляться на торги только через электронную Лесную биржу. В областном правительстве тогда говорили, что цель создания Лесной биржи – борьба с незаконными рубками и «серыми» схемами реализации лесопродукции. Этому помогало и ограничение вывоза необработанных круглых лесоматериалов за пределы области. Чиновники получили возможность сравнивать общее количество заготавливаемой древесины с теми объемами, что выставлялись на продажу. К работе подключились налоговые органы, которые предоставляли информацию об отчетах и декларациях лесозаготовителей. Электронная структура торгов должна была исключить бесконечную вереницу посредников в системе реализации лесного сырья, а также сбалансировать цены на древесину. А также дать возможность властным структурам получить дополнительный рычаг управления лесными ресурсами и контроль над их происхождением и передвижением. Однако, в ходе работы Лесной биржи выяснилось, что лесозаготовители не очень готовы работать по­новому. Начиная с того, что далеко не у всех наличествовал Интернет, и заканчивая тем, что у большинства лесопромышленников существовала налаженная система сбыта продукции, которую они не хотели менять. В 2008 году непонимание между властями и заготовителями леса стало нарастать. Но тут случился кризис, и лесной бизнес на время оставили в покое.

Сейчас же отвертеться от электронных торгов вряд ли удастся, потому что процесс приобретает общероссийский масштаб. Правительство Нижегородской области планирует в 2010 году разместить на электронных площадках государственный заказ на сумму, составляющую четверть от общего объема годового госзаказа. Но до последнего времени региональное правительство не могло максимально использовать механизм электронных торгов, потому что такие торги разрешалось проводить при закупке товаров стоимостью не более одного миллиона рублей. Сегодня эта проблема решена. 25 января был обнародован список площадок, где электронные торги могут проводиться на суммы свыше одного миллиона рублей. В список аккредитованных площадок вошли Сбербанк­АСТ, Единая электронная торговая площадка (Москва), РСТ (Москва), ММВБ­Поволжье (Нижний Новгород) и Агентство по госзаказу ( Татарстан).

Особенность электронных торгов заключается в том, что все документы участники предоставляют в электронном виде. Для того, чтобы подтвердить, что эти документы принадлежат именно этому участнику, а не другому, нужна электронная цифровая подпись. Такой своего рода электронный ключ можно получить в специальных организациях – так называемых удостоверяющих центрах. Далее участникам нужно будет зайти на сайт той или иной электронной площадки, зарегистрироваться, внести свое предложение и ввести электронный ключ. На сайте электронной площадки можно видеть не только свое предложение, но и предложения других участников. При этом название организации­конкурента там не указано. Устроители полагают, что подобным образом снижаются коррупционные факторы: заказчик не знает, какого поставщика выбирает на электронной площадке, он делает выбор, исходя исключительно из представленных предложений. Торги идут в режиме реального времени. Поэтому участники могут вносить изменения в свои изначальные предложения и повышать шансы на победу.

– В электронных торгах заинтересованы как представители власти, так и бизнес, потому что исключается фактор субъективной оценки, – говорит начальник Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области Сергей Грачев. – В аукционе, в том числе электронном, главный критерий – цена. Есть, конечно, такие формы размещения госзаказа, как творческий конкурс, где цена не играет решающей роли. Но тенденция такова, что доля электронных аукционов в общем количестве госзаказов будет увеличиваться. Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу путем использования инструментов электронной торговли даст бизнесу дополнительные преимущества. К числу таковых относятся дистанционное участие и снижение временных затрат и материальных расходов, доступ к информации о конъюнктуре рынка, прозрачность проведения процедур, снижение уровня коррупционных проявлений и нарушений законодательства.

А как же все­таки быть с коррупцией? Неужели все обходные пути для потенциальных взяточников заказаны?

По мнению Сергея Грачева, до введения электронных торгов сговор был возможен как между самими участниками конкурса, так и между участником и представителем заказчика или уполномоченного органа. Электронные торги снимают такую возможность: когда не видишь, кто подал документы, тогда и вопрос «с кем договариваться?» отпадает сам по себе. С другой стороны, и предприниматели, и чиновники работают на рынке государственных закупок не первый год. И далеко не факт, что и та, и другая стороны не сумеют подобрать ключи (по крайней мере, точно попытаются!) к двери, пусть и охраняемой электронным замком. Поживем – увидим.

Сергей Анисимов


 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100