русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 июня 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 1 (100) от 08.02.2010 г. | Первый полет пятого |


Первый полет пятого

Утром 29 января произошло событие, значение которого для российской авиастроительной отрасли трудно переоценить. На аэродроме Комсомольска­на­Амуре был поднят в воздух истребитель пятого поколения – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Страна смогла увидеть на экранах своих телевизоров, как истребитель, выполнив короткий разбег, оторвался от бетонки и энергично набрал высоту. Известно также, что во время первого испытательного полета самолет дважды выполнял выпуск и уборку шасси, чем особенно горды создатели ПАК ФА: американскому истребителю пятого поколения этого сделать не удалось.

Очевидно, что теперь начнутся интенсивные летные испытания истребителя. Проходить они будут уже не в Комсомольске-­на-­Амуре, а в подмосковном Жуковском на базе Летно­исследовательского института им. Громова и в Государственном летно­испытательном центре Мин­обороны РФ имени В. П.Чкалова в Ахтубинске (Астраханская область).

Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян назвал испытательный полет истребителя большим успехом российской науки и конструкторской мысли и заявил, что «проект превзойдет западные аналоги по критерию «стоимость-­эффективность». Хотелось бы очень. Потому что себестоимость американского F­22 оценивается в 137,5 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства составит около 350 млн. Это в буквальном смысле самолёт «на вес золота». Вес пустого F­22 чуть менее 20 тонн, а грамм золота в начале текущего месяца стоил более 1000 рублей. Вот и считайте: 20 млн граммов умножить на 1000 рублей, получается 20 миллиардов рублей, что по курсу ЦБ составит более 650 миллионов долларов. То есть, не совсем чистого золота самолет, 555­й пробы. Надо сказать, что американский F­35, приходящий на смену F­22, почти в три раза дешевле: стоимость первого опытного истребителя F­35 «Лайтнинг­2» для ВВС Нидерландов составит 114 млн евро. Однако и эта стоимость весьма обременительна даже для бюджета Америки, у которого ФРС под боком. Выпуск F­22 по этой причине прекращен. Более дешевый F­35 отличается от F­22 тем, что у него лишь один двигатель, что уменьшило тягу F­35 почти вдвое, а скорость едва дотягивает до 1900 километров в час.

Однако, вернемся к нашему ПАК ФА. Ясно, что программа создания самолета пятого поколения (за которым стоит кооперация сотни предприятий­смежников, в том числе и нижегородских), выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. В скупых пресс­релизах авиастроителей можно найти, что разрабатываемый компанией «Сухой» перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации отличается высокой интеллектуализацией борта. Характерными его чертами являются также многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток), сверхманевренность, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, а также способность взлетать и садиться, используя участки взлетно­посадочной полосы длиной 300­400 метров.

По прогнозам специалистов, истребитель пятого поколения будет способен совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в воздухе, иметь качественно новую электронику и максимальную автоматизацию процессов полета. Среди других боевых качеств самолета – многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокая эффективность и безопасность полетов.

Пока о реальных качественных характеристиках истребителя можно только догадываться, так как все тактико­технические данные ПАК ФА, который также обживается со своим новым рабочим «танковым» именем Т– 50, строго засекречены. Но если нет точных данных, достаточно много косвенных признаков. Так, профессионалы из западных авиационных конструкторских бюро в адрес демонстративного полета ПАК ФА высказались скупо, но одобрительно. Один из американских инженеров сказал: «Это великолепный самолет, даже в нынешнем виде он впечатляет. ВВС США следует надеяться лишь на то, что у русских не хватит денег построить много таких машин». Увидев первый полет нового истребителя, специалисты сразу оценили конструктивные преимущества российского самолета над американскими: Т­50 оптимизирован под крейсерский сверхзвук и имеет огромное крыло. Площадь поверхности, создающей подъемную силу, – более 100 кв. метров, что гарантирует самолету высочайшую маневренность, с которой есть проблемы у американцев. ПАК ФА несет в себе множество конструктивных и технологических новинок, начиная от многоядерных процессоров вычислительного комплекса отечественной разработки до корпуса из новых углепластиковых композитных материалов, которые очень прочны и вдвое легче титана.

Несколько лет назад Сергей Иванов, первый вице­премьер правительства России, сказал на пресс­конференции о том, что сравнительные характеристики Т­50 и американских «Рапторов» в стране знает лишь десяток человек, потому как это – секрет. И что это знание даёт осведомленной десятке твердую уверенность в том, что российские авиастроители, несмотря на годы и годы забвения отрасли, нисколько не отстали от передовых мировых производителей современной боевой авиации. Из несекретного известно, в частности, что F­22 при максимальной тяге в 31750 кгс развивает скорость до 2700 километров в час, но может действовать не далее 750 километров. Наш Су­35 (классифицируемый как поколение 4 +++) с меньшей тягой двигателя почти на 5000 кгс имеет почти такую же скорость, но способен действовать на расстоянии до 1600 километров. На Т­50 будут стоять два двигателя новейшей разработки с изменяемым вектором тяги, обеспечивающие мощность в 38000 кгс.

А помните, как радовались разработчики тому, что наш истребитель дважды выпустил шасси во время полета? Попытавшись ответить на вопрос, почему этот выпуск шасси так обрадовал наших разработчиков, мы поняли, что колеса тут ни при чем: важно то, что нашим аэродинамикам впервые в мире удалось решить задачу открытия створок люков на сверхзвуковых режимах полета. Всем остальным самолетам в мире, всем «Рапторам», «Стелсам», «Миражам» и «Гриппенам» для того, чтобы пустить ракеты, надо сбросить скорость и перейти в дозвуковой уровень. Мы сможем стрелять сходу, проносясь быстрее двух махов. Если это так, то ПАК ФА имеет колоссальное превосходство над F­22.

Что касается малозаметности Т­50 для РЛС и наших преимуществ по сравнению с американцами по этому параметру, известно, что в основе технологии «невидимок» лежат разработки советского ученого
П. Я. Уфимцева, сделанные им в 70­е годы в СССР («Метод краевых волн в физической теории дифракции»). Наши военные специалисты никогда не считали этот метод достаточно перспективным и потому не секретили работы Уфимцева. Даже позволили тому выехать из страны ещё в советское время. Надо полагать, что у нас велись и ведутся подобные разработки. Ещё в конце 90­х годов директор Исследовательского центра имени
М. В. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев сделал сенсационное заявление о том, что российские учёные разработали новые технологии обеспечения малозаметности летательных аппаратов, основанные на иных, нежели у американцев, физических принципах. Вокруг аппарата создаётся специальное плазменное образование, которое, с одной стороны, поглощает энергию электромагнитных волн облучающей РЛС противника, а с другой стороны, заставляет электромагнитные волны огибать облако плазмы. Таким образом происходит резкое снижение уровня отражённого сигнала РЛС.

В каком состоянии сегодня эти разработки, знает, как говорил Сергей Иванов, лишь десяток людей. Но если эти технологии есть, то «Раптору» останется только летать в песочнице. Видимо, именно такой вывод сделали в Пентагоне после первого полета нашего истребителя пятого поколения. Во всяком случае, в начале февраля стало известно, что министр обороны США принял решение отправить в отставку генерал­майор Дэвида Хайнца, ответственного за многомиллиардный проект истребителя пятого поколения F­35 «Молния­II». «Задержки по срокам, перерасход средств и неудовлетворительные результаты лишили главу Пентагона терпения. Решение наблюдатели называют неожиданным», – сообщают информагентства со ссылкой на The Washington Post.

Меж тем, военные финансисты оценивают затраты на создание и разработку ПАК ФА в 15 млрд долларов, что вчетверо меньше аналогичных затрат на F­22. Стоимость серийного образца не должна превысить 100 млн долл., а эксплуатация, по заявлениям представителей фирмы «Сухой», будет дешевле, чем у Су­27. Есть отчего Роберту Гейтсу разозлиться на своих генералов.

Михаил Находкин


 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100