русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 16 октября 2018 г. вторник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 2 (101) от 05.03.2010 г. | Не только лампочки |


Не только лампочки

Энергетические тарифы растут с каждым годом как на дрожжах. Дешевое электричество и тепло безвозвратно уходят в прошлое. Поэтому энергосбережение сегодня выходит на первый план как для государства, так и для бизнеса. О проблемах энергосбережения мы беседуем с директором НИИ энергоэффективных технологий НГТУ Евгением Зенютичем.

– В обществе началась кампания за энергосбережение. Предприниматели понимают, что рано или поздно этим все равно придется заниматься. В связи с этим возникает логичный вопрос – с чего начать?

– На любом предприятии существуют два уровня снижения энергоэффективности. Первый – снижение издержек в системе энергоснабжения. Это то, что касается производства тепла и газа, тех видов энергоносителей, которые используются в процессе производства. Второй уровень связан с технологиями. Когда применяемая технология и используемое оборудование являются энергозатратными, это повышает издержки производства. С другой стороны, объем инвестиций на этих двух уровнях отличается очень здорово. Одно дело – модернизировать котельную, что является локальной задачей и не требует большого объема средств. Другое дело, модернизация всего технологического процесса, позволяющая уменьшить потребляемые энергоресурсы и перейти на менее энергозатратный вид выпускаемой продукции. Решение этой задачи стоит очень дорого.

– Давайте поговорим о первом уровне, об энергосбережении. Что ещё, кроме тех лампочках, которые упоминал в своём послании Президент Медведев, может дать эффект?

– Например, холодильник, работающий на том или ином предприятии. У него существуют затраты электроэнергии на единицу мощности. Раньше киловатт-час стоил копейки и на показателях производственной деятельности практически не сказывался. Сегодня при покупке нового холодильника для производства или даже для бытовых нужд предприятия, руководителю есть смысл смотреть и на показатель его энергоэффективности, потому что это позволяет существенно снизить расходы предприятия.

– Что должен делать в первую очередь директор промышленного предприятия, который хочет внедрить у себя энергосбережение и даже имеет для этого средства?

– Первый шаг – провести обследование эффективности потребляемых энергоресурсов. Нужно не так много денег, чтобы перераспределить энергопотоки с целью уменьшения потерь. Нужны системы энергоучета, мониторинг и анализ потребляемых ресурсов. Эти действия дадут до 5 процентов экономии. Типичный пример – у предприятия была мощная котельная, которая давала тепло для технологий, внутренних нужд завода и продавала тепло на сторону – жителям. Сейчас большинство жилых домов, которые отапливались заводскими котельными, обслуживаются муниципалитетом. Получается, что заложенная в котельной мощность сегодня не используется на сто процентов. То есть газ или мазут элементарно перерасходуются. Нужна модернизация котельной с переходом на востребованную сегодня мощность. Другое направление – потери сжатого воздуха. Объем производства снижен, а мощные компрессоры по-прежнему потребляют большое количество электроэнергии. Нужно проанализировать, какое новое оборудование необходимо и как скоро оно окупится. Третье направление – освещение. На большинстве предприятий установлены старые светильники, которые, как правило, не имеют систем регулирования. Новые системы позволяют увеличить освещенность на 40 процентов, уменьшив при этом расходы на электроэнергию и эксплуатационные расходы в 2 раза. В итоге формируется энергетический паспорт предприятия. А дальше разрабатывается программа повышения энергоэффективности.

Другое дело, что сегодня на большинстве предприятий нет людей, которые могли бы заниматься этим профессионально. Поэтому не случайно в законодательстве предусмотрено, что на предприятии должен быть человек, профессионально занимающийся вопросами энергоэффективности.

– Но энергетики говорят, что им невыгодно энергосбережение, потому что чем больше энергии у них покупают потребители, тем лучше для продавца. Как Вам такая позиция?

– Так оно и есть. Но энергетики должны быть заинтересованы в том, чтобы уменьшать энергопотери хотя бы у себя. Одновременно у энергетических компаний, чтобы они ни говорили, сегодня существует необходимость позиционировать себя на рынке в качестве фирм, заинтересованных в сбережении и передовых технологиях. Потому что на рынке – дефицит электроэнергии, энергосбережение становится государственной политикой. Такая постановка вопроса – сугубо государственная. Государство дает понять энергетикам, что надо не только снижать собственные потери, но и заинтересовывать потребителей в повышении энергоэффективности.

– Почему про энергосбережение в России начинают говорить, когда наступает очередной кризис? Например, в 1998 году эта тема активно поднималась в прессе и среди промышленников. Потом кризис кончился, а энергосбережением так никто серьезно и не занялся?

– Да, действительно, в конце 90-х работа по энергосбережению носила планомерный характер. В структурах тогдашнего Минэнерго существовал Энергонадзор, одной из функций которого было эффективное использование энергоресурсов. Эта организация имела право вводить санкции против неэффективных пользователей. В 2004 году посчитали, что рынок сам все расставит по местам, и упразднили Энергонадзор. Однако, предприятия сегодня зачастую не могут и не хотят проанализировать, за счет чего можно сократить свои платежи. Но рано или поздно они к этому придут. Если раньше энергетическая составляющая в себестоимости продукции не превышала 5 процентов, то сегодня этот показатель постоянно растет. И потому, когда мы попали в сегодняшний кризис, государство стало более серьезно заниматься вопросами энергосбережения и понуждать к этому бизнес.

– Что мешает энергосбережению сегодня? Слабая информированность и консервативное мышление, отсутствие оборотных средств у хозяйствующих субъектов или еще что-то?

– То, что вы перечислили, безусловно мешает. Но прежде всего в этом повинно отсутствие законодательной базы, хотя сегодня мы эту брешь постепенно закрываем. Я думаю, что до конца 2010 года будет принят весь пакет документов и будет выстроена система управления энергосбережением. Вторая проблема – отсутствие инфраструктуры, связанной с разработкой и действием энергосберегающих проектов. Нужны специализированные учреждения, такие, как наш центр, которые могут разработать бизнес-план и помочь предприятию определить приоритеты с точки зрения вложения денег.

– И все же многие руководители предприятий, прочитав Ваше интервью, скажут примерно следующее: «Все правильно, но где взять деньги?»

– Сегодня активно начинает работать схема лизинга, когда удорожание покупаемого энергосберегающего оборудования находится на уровне 10-12 процентов годовых, что уже позволяет финансировать долгосрочные проекты с окупаемостью
5 лет. Начинают работать механизмы привлечения банков в систему энергосбержения. До самого последнего времени наши банки соответствующие промышленные проекты рассматривали как рискованные. На Западе же ниша энергокредитования – очень выгодная. Когда энергосбережение в России станет реальным бизнесом, туда хлынут инвестиции. Я думаю, что это произойдет очень скоро.

Василий ШУЙСКИЙ


 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100