русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 20 октября 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 3 (102) от 26.03.2010 г. | «Волга» без будущего |


«Волга» без будущего

6.1KbГорьковский автомобильный завод в 2010 году намерен прекратить производство легкового автомобиля Volga-Siber, заявил президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин на заседании дискуссионного клуба в ТПП Нижегородской области. Официальная причина в том, что рост цен на металл и удорожание транспортировки из-за океана машинокомплектов делают производство данного автомобиля нерентабельным. Проект, к которому был неравнодушен председатель правительства Владимир Путин, приказал долго жить. Почему это произошло и есть ли перспективы у Горьковского автозавода?

Премьер российского правительства в июле 2008 года проезжал на Volga-Siber по территории Горьковского автозавода и поделился тогда своими впечатлениями от нового авто с журналистами. «Подвеска жестковата, но машина приемистая. Хорошо, что клиренс подняли – для наших дорог нормально будет»,– профессионально рассуждал тогда российский премьер. Однако, «поднятый клиренс» помог мало – машину практически никто не покупал, и внимание премьера к новой автозаводской «Волге» не улучшило показатели работы менеджеров по сбыту. Наполеоновские планы сбытовиков продавать в год не менее 50 тысяч авто столкнулись с жестокой реальностью: даже несмотря на то, что новую «Волгу» стали в рекламных целях покупать чиновники всех мастей и рангов (например, служебный Volga-Siber приобрел нижегородский вице-губернатор Владимир Иванов), в 2009 году ГАЗ выпустил всего 2200 машин данной марки.

Справедливости ради заметим, что ГАЗ изначально создавался как завод для производства легких и средних грузовиков, а вовсе не легковых авто. «Победы» и «Волги» всегда были побочным продуктом Горьковского автозавода, имевшим высокий спрос только в условиях закрытого советского рынка. Еще несколько лет назад фактический владелец «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска публично пообещал прекратить производство автомобиля «Волга» в России в связи с падением спроса на выпускаемую продукцию. Однако, это заявление вызвало явное неудовольствие в высших коридорах российской власти.

Например, известно, что Владимир Путин весьма благосклонно относится к автомобильному бренду «Волга», а одним из самых любимых авто в его личной коллекции является экземпляр «Волги» ГАЗ-21, на котором он периодически катал по резиденции своих гостей, будучи президентом страны.

Полюбившийся Путину брэнд решено было реинкарнировать, переоснастив при этом внутреннее содержание старого советского авто. Volga Siber создали на базе платформы Chrysler Sebring, а сама машина на две трети состояла из иностранных комплектующих. «Предполагалось, что Volga Siber станет служебным представительским автомобилем, но этого не произошло. После значительного роста цен на металл, который был в 2008 году, проект стал убыточным», – отметил Николай Пугин. Заметим, что перспективы реализации автомобиля не вызывали у специалистов особого оптимизма ещё и до кризиса. Машина стоит почти 600 тысяч рублей, и уже одно это обстоятельство само по себе стало серьезным препятствием для рядового покупателя. И оно тем более весомо, что в этом ценовом сегменте выбор более раскрученных и известных потребителю импортных легковых авто в России довольно широк. А наши чиновники непрестижные отечественные авто давно не жалуют и, видимо, массово могут пересесть на продукцию отечественного автопрома только в жестком приказном порядке. Пойти на это власти не решаются, тем более, что основная масса властных автомобилистов продолжает ездить на Мерседесах. Да и олимпийцам, как видим, дарят вовсе не «Сайберы», «Самары» и «Калины».

В результате серьезного рынка сбыта у Volga Siber попросту не оказалось. Зато налицо убытки по производству малых партий этого автомобиля и нет реальных перспектив по увеличению продаж.

В этой связи, конечно, напрашивается вопрос о компетентности маркетологов предприятия. У любого мало-мальски сведущего специалиста как минимум должны были возникнуть предположения (как сразу возникли они у автолюбителей, чьи отзывы тогда появились практически на всех автофорумах в Интенете), что бешеного спроса на газовскую легковушку, собранную на американской платформе, ожидать трудно хоть в кризис, хоть без кризиса. Безусловно, задним числом мудрым быть легко, но очевидно, что второе пришествие американцев на ГАЗ не состоялось. «К концу этого года производство Volga-Siber будет свернуто», – заявил Николай Пугин. Если учесть, что инвестиции в производство этого автомобиля составили почти 300 миллионов долларов, а сам проект пользовался значительными налоговыми льготами региональных властей, которые теперь, видимо, уже никогда не вернутся в областной бюджет в виде планировавшихся налоговых поступлений, можно смело констатировать оглушительный коммерческий провал проекта.

Однако, не успел президент ОАО «ГАЗ» озвучить новость о закрытии производства Volga-Siber, из нижегородского кремля, этого центра регионального автопромовского оптимизма, пришли корректировки позиции автозаводцев. Вице-губернатор Владимир Иванов сообщил, что правительство Нижегородской области рассматривает перспективы нового производства легковых автомобилей на нижегородской площадке Группы ГАЗ. Вице-губернатор не привел каких-либо подробностей возможного открытия нового производства. «Конкуренция на рынке очень высока, поэтому – без подробностей», – интриговал Владимир Иванов. С другой стороны, осенний срыв широко разрекламированной сделки с «Опелем», возможно, научил чиновников не говорить «гоп» раньше времени. Но в любом случае автомобильный брэнд «Волга» все-таки придется похоронить, как бы ни хотелось кому-то сохранить его в качестве ностальгического символа ушедшей эпохи. Сам Горьковский автомобильный завод счастливо избежал столь печальной участи, хотя, как признался Николай Путин, в минувшем году «завод был обречен на банкротство».

Известно, что от банкротства ГАЗ спасло государство. 1 марта Группа ГАЗ завершила реструктуризацию задолженности перед банками на общую сумму 39,3 млрд рублей. Компания заключила кредитные договоры с банками на пять лет с отсрочкой выплаты основного долга на два года и отсрочкой выплаты по процентам на шесть месяцев. Госгарантии, полученные Группой ГАЗ в феврале 2010 года, составили около 20 млрд рублей. Государственными гарантиями будет обеспечено 50 процентов кредита, оставшаяся часть долга обеспечивается залогом Группы ГАЗ. По словам Николая Пугина, за последние 10 месяцев была проведена титаническая работа с банками-кредиторами. Президент ОАО «ГАЗ» утверждает, что предприятие в итоге не получило живых денег – «просто одни кредиты переписывались на другие». Сам Николай Пугин, который связан с Горьковским автозаводом около полувека, отметил, что в 2009 году предприятию было тяжело, как никогда.

Николай Андреевич никогда бы не произнес слов о банкротстве, которого счастливо избежало его родное предприятие, если бы перед автозаводцами не замаячил робкий «свет в конце тоннеля». И свет этот снова связан с ростом продаж легких коммерческих грузовиков – модификаций уже неновой Газели. Так, в феврале на Горьковском автозаводе началось серийное производства автомобиля «ГАЗель-Бизнес». Летом 2010 года на рынке появится ГАЗель газобаллонной комплектации. Другое направление – все те же Газели, но с дизельными двигателями иностранного производства. Газовские маркетологи на этот раз не стали изобретать велосипед, а продемонстрировали классический пример гибкости по отношению к потребностям рынка. Будем надеяться, что жесткий рыночный урок пошел на пользу всем заинтересованным сторонам, а злополучный Volga-Siber, возможно, будут разбирать в учебниках по маркетингу как показательный пример пренебрежения реальными потребностями рынка.

И все же вопросы остаются. Как долго еще Горьковский автозавод собирается «выезжать» за счет Газели, которая выпускается семнадцатый год? «Наш ориентир – это программа развития автопрома, которая принята на федеральном уровне»,– рассказал Николай Путин. Согласно этой программе, 80% всех легковых автомобилей, 61% коммерческих машин, 37% грузовиков и 99% автобусов в России должны быть отечественного производства. Не мудрено, что патриотические планы российского правительства вызывают оптимизм у топ-менеджмента ГАЗа. А тут еще и продажи ГАЗелей оживились. «Склад завода пустует, потому что автомобили с конвейера идут сразу к дилерам», – не без гордости сообщил Николай Пугин.

Для оптимизма очень мало поводов. Министр промышленности Нижегородской области Николай Сатаев, говоря о нижегородском автопроме, отметил, что время для его развития упущено безвозвратно. Доля автопрома в общем объеме нижегородской промышленности неуклонно падает и сегодня не превышает 13 процентов. Тем не менее, в областном правительстве ждут «рывка продаж» на ГАЗе уже в апреле.

Ожидания областных чиновников связаны главным образом с программой поддержки отечественного автопрома, которая в Нижегородской области работает в весьма усиленном варианте. Если по всей стране при покупке нового отечественного авто с утилизацией старого дают 50 тысяч рублей, то у нас к федеральному «полтиннику» добавляют уже 100 тысяч рублей. Это при условии, что приобретается автомобиль нашего, нижегородского производства. И если на автозаводе закроют «Волгу», то очевидно, что губернаторские 100 000 могут пойти только на газовские легкие коммерческие грузовики. Если учесть, что тентовая ГАЗель в самой простой комплектации сегодня продается менее чем за 400 000 рублей, то эта поддержка – беспрецедентное решение: власть даёт гражданам 150 000 рублей, более, чем треть стоимости машины, только бы те купили нижегородское авто. Можно сказать и по другому: всем миром мы скидываемся, чтобы один из богатейших людей страны не снискал славу Герострата автопрома.

Между тем, поддержка государства должна лишь разогреть рынок продаж газовских автомобилей. Но программа закончится уже в конце нынешнего года. И что тогда делать?

Сергей Анисимов


 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100