русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 27 апреля 2017 г. четверг
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 5 (104) от 03.05.2010 г. |


«Броня крепка и танки наши быстры...»

Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

13KbРожденный в 1932 году, Горьковский автозавод и сегодня занимает особое место среди промышленных предприятий области и страны. Его история неотделима от истории России. Завод прошел сложный, противоречивый путь, полный побед и поражений. Особой вехой на этом пути стала Великая Отечественная война.

«Все для фронта! Все для победы!» – под таким девизом работали автозаводцы не жалея сил все 1418 военных дней и ночей. На ГАЗ была возложена роль ведущего поставщика легких танков. Причем, впервые в практике отечественного танкостроения на автозаводе была введена их конвейерная сборка.

В первые месяцы Великой Отечественной войны под руководством Н. А. Астрова, главного конструктора танкового отдела Мытищинского машиностроительного завода, был создан новый легкий танк Т-60 с усиленной лобовой броней и более мощным вооружением по сравнению с танком Т-40.

Сотрудники КЭО под руководством главного конструктора А. А. Липгарта и начальника бюро шасси А. М. Кригера напряженно трудились над чертежами Т-60, переделывая их под технологию и стандарты автомобильного производства. Это была сложнейшая работа.

12 октября 1941 года на завод пришла телеграмма за подписью председателя ГКО Сталина с настоятельной просьбой увеличить производство танков. « Нужды обороны страны и Москвы, – говорилось в телеграмме, – требуют, чтобы ваш завод резко увеличил выпуск танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начал выпуск по 10 танков в день, а к концу октября – по 15... Надеюсь, что все рабочие и инженеры завода честно выполнят свой долг перед Родиной».

Началась битва за каждый час, за каждую минуту. Участки, цехи, непосредственно связанные с производством Т-60, были укреплены лучшими рабочими и инженерно-техническими работниками. И вскоре задание ГКО было выполнено, и фронт стал получать необходимое количество танков.

Боевое крещение танки Т-60 получили в конце сентября 1941 года, когда в составе 10-й танковой бригады вели тяжелые бои на Полтавщине. В массовых же количествах их использовали в битве за Москву. До конца 1942 года Т-60 составляли значительную часть танкового парка Красной Армии.

И все же защита и вооружение танка Т-60 были недостаточны. Поэтому на заводе началась работа над более совершенным танком Т-70. Корпус его сваривался из катаных бронелистов (по толщине лобовых листов брони Т-70 не уступал среднему танку Т-34), устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с нею пулемет ДТ. Для увеличения прочности стыки листов башни прикрывались броневыми угольниками.

В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Красной Армии. По массовости производства Т-70 в 1942 году занял второе место после «тридцатьчетвертки». Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесоболотистой и резкопересеченной местности. Т-70 активно применялся в боях и уже в качестве командирской и разведовательной машины участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях.

Именно Горьковский автомобильный завод, с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров, был определен головным предприятием по изготовлению самоходных установок. Спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года, и с января 1943 года завод начал ее серийное производство. В мае – июне 1943 г. самоходка прошла модернизацию, и с конца июня завод, используя задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76 М.

В июле они уже сражались в битве на Курской дуге. Производство СУ-76 М, законченное в 1945 году, составляло почти 60 % от выпуска всей самоходной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.

Среди военных машин особое место занимал разведовательно-командирский автомобиль. За его основу были взяты агрегаты шасси ГАЗ-61-40 (первого полноприводного отечественного легкового автомобиля, созданного на базе ГАЗ-М-1), двигатель, коробка передач, сцепление – от полуторки, передний мост – ведущий. О накале работ можно судить по срокам: за 51 день был спроектирован и построен оригинальный и вполне удачный автомобиль, получивший индекс 64-416. Осуществил разработку конструкции и поставил на производство ГАЗ-64 В. А. Грачев, руководитель конструкторской группы спецмашин(1930-1944 гг.).

С учетом технологических и экономических факторов в годы войны это был оптимальный для страны легковой армейский автомобиль. Построенный в апреле 1943 года в трех опытных образцах, ГАЗ-67 успешно прошел армейские испытания и в августе был запущен в производство.

17 июля 1941 года под руководством В. А. Грачева начались работы над бронеавтомобилем. Компоновкой машины занимался Ф. А. Лепендин, ведущим конструктором стал Г. М. Вассерман. Автостроители впервые проектировали бронекорпус с башней и сделали его вполне удачным. По своей бронезащите новая машина превосходила довоенные отечественные тяжелые бронеавтомобили и аналогичные германские, будучи легче и компактнее их.

БА-64 был первым серийным отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами. Он уверенно преодолевал бездорожье, почти непроходимое для другой колесной техники. Машина надежно трогалась с места и могла двигаться без закапывания колес по пашне и песку с преодолением подъемов до 20-25 градусов. Летом 1942 года БА-64 уже принимал участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах, а позднее и на Сталинградском.

Многоснежная и морозная зима 1941-1942 годов создала условия для широкого применения аэросанной боевой и транспортной техники. На многих участках фронтов в Подмосковье, в районе Старой Руссы, на Северо-Западном фронте появились первые аэросанные подразделения. ГКО поручил изготовление аэросаней нескольким предприятиям, в том числе ГАЗу. По согласованию с главным конструктором автомобилисты внесли в чертежи ряд изменений с тем, чтобы серийное производство саней соответствовало принятой на заводе технологии и имеющимся в наличии материалам. Эти работы проходили под непосредственным руководством главного конструктора автозавода А. А. Липгарта.

Отличительной особенностью аэросаней РФ-8 стало то, что они были снабжены не авиационным, а значительно более дешевым серийным автомобильным двигателем ГАЗ-М-1. Кроме того, на них был установлен двухлопастной металлический воздушный винт, что позволяло машинам проходить по перелескам и лесным дорогам.

В условиях бездорожья боевые и транспортные батальоны, оснащенные аэросанями, получали в руки один из главных козырей войны – мобильность и скорость передвижения.

Вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками осенью 1941 года – и так продолжалось до середины 1942 года – легла на Горьковский автомобильный завод, который наряду с другой военной техникой давал фронту свои полуторки. В ходе войны ГАЗ – АА был максимально упрощен: брезентовая кабина без дверей (с 1943 года с деревянными дверцами), без бампера, со сварными крыльями из кровельного железа, с одной фарой, без тормозов передних колес, а у кузова открывающимся был только задний борт.

Эти машины отличались малым весом, неприхотливостью, хорошими тяговыми качествами и проходимостью. Кроме того, выпускались трехосные грузовики ГАЗ – МММ, полугусеничные машины ГАЗ-60, газогенераторные ГАЗ – 42 и ГАЗ – 43, автобусы ГАЗ – 03-30 и ГАЗ – 55 (санитарный).

Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая связь осажденного города с внешним миром. Более 40 млн километров наездили ГАЗовские «полуторки» по знаменитой Дороге жизни только в 1941 году. Эвакуировали более 0,5 млн человек, доставили продовольствия и фуража более 271 тыс. тонн, боеприпасов и вооружения – 32 тыс. тонн, горючесмазочных веществ – 35 тыс. тонн, угля – 23 тыс. тонн. Всего – 361 тыс. тонн различных грузов.

В начале сентября 1941 года автозаводу поручили выпуск снарядов для ракетной установки. Коллектив творчески подошел к выполнению этого сложнейшего задания. Впервые была разработана и внедрена в массовое производство технология изготовления штампо-сварочного варианта снаряда «катюш». Инженеры автозавода применили свой штампо-сварочный способ, в результате чего потребовалось меньше металла, станков, инструмента, рабочей силы, а главное, можно было обойтись без дефицитных труб и наладить автоматическую сварку. Изделия, выпущенные под руководством П. Г. Гребельникова и С. И. Русакова, успешно выдержали боевые испытания.

В июне 1943 года противник осуществил крупнейшую стратегическую операцию против глубокого тыла нашей армии, беспрецедентную по своему масштабу, целям и последствиям. Налеты фашистской авиации, совершенные в 1941 и в 1942 годах, носили единичный характер и являлись лишь прелюдией. На 1943 год гитлеровцы планировали крупнейшую операцию с далеко идущими целями, с намерением нанести сокрушительное поражение советским войскам и завершить войну в свою пользу.

По данным Центрального архива Министерства обороны в июне 1943 года на город Горький было совершено семь авианалетов (в ночь на 5, 6, 7, 8, 10, 13, 22 июня). Всего в налетах участвовало 655 самолетов врага. Это были двухмоторные бомбардировщики « Хейнкель 111» из эскадр КG – 27 и KG – 55. Они поднимались с аэродромов люфтваффе в районе Орла и Брянска. Причем, количество бомбардировщиков с каждым налетом удваивалось. Например, в ночь с 4 на 5 июня их было 45, с 5 на 6 – 80, с 6 на 7 – 160. На город были сброшены 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод соответственно 1095 и 2493. Зажигательные бомбы типа «Бранд» и «Флям» калибром 50, 100, 250 и 500 кг снаряжались нефтепродуктами с примесью фосфора. После их применения возникали сильные пожары, тушить которые было очень трудно.

В результате бомбардировок серьезно пострадали 50 зданий и сооружений завода и района. Были разрушены главный конвейер, цехи шасси, термический, колесный, кузница, прессовый, кузовной и другие. 9 тысяч единиц было выведено из строя.

Защищая предприятие, героически погибли директор автобусного завода (филиала ГАЗа) Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, прославленные передовики Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденами Отечественной войны 1 степени.

В июне 1943 года в Горький прибыла правительственная комиссия. Был разработан развернутый план восстановительных работ. К ним были привлечены крупнейшие горьковские заводы: «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна», авиационный завод им. С. Орджоникидзе и др. На автозавод стали прибывать строители, монтажники, ремонтники с Урала, из Сибири, Средней Азии, Москвы. В восстановительных работах приняли участие более 35 тысяч человек. Со всех концов страны на завод непрерывным потоком пошли эшелоны со строительными материалами, оборудованием, металлоконструкциями, новыми станками. Конца восстановительных работ не ждали – цеха были без крыш, но завод уже давал продукцию. Уже в июле производственная программа была выполнена на 127%.

28 октября 1943 года в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о полном восстановлении завода. Его подписали более 27 тысяч человек. Более 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены орденов и медалей за самоотверженный труд.

Всего за годы Великой Отечественной войны завод выпустил:

– более 170 тысяч грузовых и легковых автомобилей;

– около 10 тысяч танков;

– более 9 тысяч самоходных артиллерийских установок;

– свыше 6 тысяч бронеавтомобилей;

– около 50000 грузовых автомобилей иностранных марок (по ленд-лизу);

– более 24 тысяч минометов;

– около 12 миллионов различных снарядов (в том числе около 30 тысяч снарядов для реактивных установок «Катюша«);

– 232 тысячи моторов всех типов (среди них около 9 тысяч авиамоторов);

– более 11 миллионов мин;

– свыше 11 миллионов авиавзрывателей;

– более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев;

– 309 аэросаней.

Кроме этого, ГАЗ был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Он же обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами.

В героической летописи Великой Отечественной войны значатся и дела, и подвиги автозаводцев. Более 13 тысяч человек сражались на фронтах, 40 человек удостоены звания Героев Советского Союза.


 
http://assortiment.kiev.ua/ абонентское обслуживание серверов. | Все подробности дисплей для iPhone 4 тут.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2017

Rambler's Top100