русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 24 июня 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" №10 (109) от 25.10.2010 | Госзакупки - стимул развития |


Госзакупки – стимул развития

13.3Kb
В прошлом номере, рассказывая о проблемах среднего бизнеса, мы говорили о необходимости более активного участия власти в вопросах формирования и реализации промышленной политики региона. Лозунг «Даешь госплан!», писали мы, становится актуальным. И призыв этот только на первый взгляд воспринимается мумифицированно­мавзолейным, потому что он из прошлой социалистической жизни. Современная уже капиталистическая реальность промышленности, изрядно откушавшей саморегулирующегося рынка, начинает требовать активного государственного регулирования. И это – не откат навстречу Зюганову и Марксу, а путь, позволяющий активно развиваться современной российской рыночной экономике.
О том, как власть и государство могут формировать и активно развивать региональную промышленность, оставаясь в рамках капиталистической частной собственности и либеральных российских законов, мы попросили рассказать Валерия Цыбанева, генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, побывавшего в Республике Татарстан, лидирующей во многих областях не только в нашем ПФО, но и в целом по стране. В Татарстане – отличный опыт применения известного федерального закона о госзакупках, снискавшего за пять лет существования массу критики. Казань смогла сделать его основой для анализа собственного промышленного производства и развития региональной промышленности.
– Мы жили в обществе, лишенном конкурентной борьбы производителей, и знаем, что отсутствие конкурентной среды ведет к низким потребительским свойствам товаров и в конечном итоге лишает промышленность развития. Поэтому я считаю, что 94 закон (Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94­ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». – Ред.) на самом деле хороший закон, нужный, действительно способствующий развитию конкуренции. Другое дело, что он не очень умело используется нашими чиновниками во многих аспектах, что, в частности, позволяет недобросовестным участникам рынка выигрывать конкурсы и тендеры. Всем известно, и я не открою вам ничего нового, если скажу, что один из основных показателей при подведении итогов тендоров, основной критерий выбора победителей связан с ценой: чем она ниже, тем больше шансов победить. И есть фирмы, которые не имеют ни промышленного оборудования, ни опыта, ни навыков, но заявляют цену ниже нижнего предела, выигрывают конкурсы, получают авансирование и начинают искать подрядчиков: кто бы смог им выполнить работу за копейки. И находят, привлекая совершенно непрофессиональных людей. Отчего сбиваются цены на рынке, государство получает некачественную услугу или вовсе ее не получает. И это – одна из самых критикуемых областей госзакупок. Я считаю, что здесь, на нашей территории, мы сами виноваты в том, что у нас так реализуется 94 закон. Нужно создать условия, чтобы недобросовестный товаропроизводитель не мог принимать участия в конкурсах на закупки, и закон о госзакупках дает большие возможности для определенного регулирования на местном уровне.
Что и делают в Татарстане, где реализация закона о госзакупках выстроена в четкую систему. Для того, чтобы снизить возможность участия случайных и недобросовестных товаропроизводителей, в республике ввели реестр, в котором фиксируют как добросовестных, так и недобросовестных производителей, что создает определенный барьер еще до начала конкурса. Это – первое. Кроме того, каждый победитель конкурса обязан внести в казначейство залог в размере 30 процентов от суммы полученного контракта. И это очень интересное правило, дающее массу дополнительных возможностей и той, и другой стороне, то есть государству и поставщикам. Если победитель будет при исполнении контракта нарушать его условия, эта сумма может полностью или частично остаться на счетах казначейства. То есть залог выполняет роль некоего гаранта, страхующего риски заказчика. Это условие также отсеивает различные фирмы­однодневки, всевозможных торговых дельцов и прочих недобросовестных участников рынка, так как 30 процентов по многим закупкам – довольно большой объем. Но с другой стороны, и у добросовестных производителей не всегда есть возможность вынуть из оборота эти суммы, чтобы внести залог. Эту проблему в Татарстане решили также успешно: здесь создали револьверный фонд, который позволяет производителю взять на очень льготных условиях нужную для залога сумму на тот период времени, пока выполняется заказ. Причем, пользоваться этим фондом могут только предприятия, зарегистрированные и ведущие свою деятельность на территории республики. И если наши, к примеру, нижегородские предприятия, пожелавшие участвовать в конкурсных процедурах в Татарстане, будут вынуждены изымать из оборота эти 30 процентов, необходимых для внесения залога, либо брать кредит в банке под высокие проценты, то предприятия Татарстана могут воспользоваться своим револьверным фондом. И это – вторая сторона залоговой схемы, очевидно, что она работает на поддержку местных производителей. Более того, организация всей работы с госзакупками в Татарстане выстроена именно таким образом, чтобы не просто стимулировать местного товаропроизводителя, но активно развивать промышленность в республике.
Здесь к госзакупкам отнеслись как к инструменту, позволяющему понять состояние региональной экономики и с его помощью решить вопросы развития промышленности региона. Созданный в Татарстане специальный центр, занимающийся закупками, не только организует сами конкурсные процедуры, но и анализирует структуру всех закупок, проводящихся в регионе. Такой анализ позволяет определить и устранить узкие места в региональной промышленности. Вот вам реальный пример. Анализ госзакупок показал, что региональными структурами закупаются тонны гвоздей, причем, поставки идут из­за пределов республики. Эксперты центра, а экспертный совет возглавляет президент ассоциации товаропроизводителей республики, определили, что в регионе нет своего производства, продукция которого могла бы быть конкурентоспособной по всем показателям, позволяющим предприятию участвовать и выигрывать конкурсы на поставку гвоздей. Экспертный совет пишет докладную записку в правительство республики, предлагая решить вопрос поддержки формирования и развития данного производства в республике. И надо сказать, что в данном случае экспертное заключение – не просто бумаги, подписанные умными людьми, это по сути программа организации бизнеса, в которой определен большой ежегодный заказ на конкретную продукцию, имеющий полную детализацию по объему и номенклатуре требуемых изделий, то есть по сути сегментирован и определен готовый рынок потребителей этих гвоздей. А если к этому приложить еще существующую систему грантов, которые, кстати, и у нас в Нижегородской области есть, систему поддержки малого и среднего предпринимательства, компенсации по кредитам, получаемым на развитие бизнеса, становится очевидно, что решить проблему с организацией производства гвоздей на своей территории можно очень быстро. Она и была решена в Татарстане.
Или другой пример. Анализируя объемы закупок из­за пределов Татарстана, эксперты центра определили, что в регионе большой объем потребления строительных смесей, состоящих из одной части цемента и пяти частей песка. При этом песок в республике есть, а цемент можно купить. Почему бы не организовать свое собственное производство смесей, поставив дозатор, организовав производство мешков? Вроде бы простые это проблемы, но решение их позволяет развивать региональную промышленность, малый и средний бизнес в республике и, что тоже немаловажно, оставлять средства, выделяемые на госзакупки, в регионе. Кроме того, такая схема работы применима не только к подобным малым форматам, как производство гвоздей, хотя и их закупается в республике на миллионы рублей. Схема работает как один из серьезных инструментов реализации всей промышленной политики республики. Как инструмент активной промышленной политики система госзакупок успешно применяется в Татарстане и для модернизации существующего промышленного производства.
До сих пор мы говорили о тех примерах, когда в республике не производится необходимый товар. Но если он производится, но по критериям цена­качество уступает конкурентам, попросту говоря, если действующее в Татарстане предприятие проигрывает на региональных конкурсах госзакупок другим российским предприятиям, центр закупок в этой ситуации также не остается безучастным. Проблема опять же анализируется экспертами, предприятию даются определенные рекомендации либо по снижению издержек, чтобы получить конкурентоспособную по цене продукцию, либо определяются пути повышения качества продукта. И если необходимо закупать новое оборудование, в республике есть определенная система преференций, позволяющая его закупить.
То есть система госзакупок в Татарстане – это прежде всего добротный механизм, позволяющий комплексно решать проблемы развития региона. Она не только стимулирует развитие собственной промышленности, но и в определенной мере позволяет рыночными методами управлять ценой товара, потому что в конечном итоге побеждает в конкурсе все равно то предложение, у которого ниже цена. И если местные промышленники в рамках этой действующей схемы создают производство товаров, на которые есть запрос по госзакупкам, то они будут производить этот товар никак не выше, а зачастую и ниже среднерыночной цены. А это и есть самое настоящее движение к повышению эффективности производства.
Более того, система там работает настолько четко, что позволяет проводить мониторинг по всем закупкам практически в режиме реального времени. У них есть электронный справочник, открыв который, можно видеть среднерыночные цены, котировки на закупаемые товары и цены, по которым закуплены товары на только что завершившихся конкурсах. Видно, кто закупает, что и по какой цене. Если цена закупок выше среднерыночной, это сразу вызывает вопросы, что понятно. Кроме того, система позволяет видеть, к примеру, сколько молока закупается со стороны. И в этой графе у них стоит «ноль», настолько хорошо они развили у себя производство и скоординировали его с потребностями. Каждый день любой чиновник может видеть, какой объем закупок совершен со стороны, сколько закуплено у своих предприятий. Надо сказать, что даже эта информационная картинка стимулирует и чиновников, занимающихся госзакупками, и самих производителей.
У нас в Нижегородской области к закупкам пока подход формальный, каждое министерство областного правительства работает только в интересах своего ведомства, решая в рамках 94 закона свои задачи, главная из которых – купить необходимое по минимальной цене. И нет такого центра, который, помогая конкретному ведомству решить его собственные задачи, мог бы ещё при этом учитывать интересы и других ведомств, решать проблему в комплексе, в частности, развивать промпроизводство региона, стимулировать создание на наших предприятиях продукции, необходимой ведомствам по госзакупкам.
Вот нам и нужно создать такую комплексную, многовариантную систему реализации госзакупок, переняв опыт наших коллег из Татарстана.
 
http://www.bagboxshop.ru/ сумки для переезда китайские сумки для переезда. | Подробности кухонный волшебный уголок тут.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100