русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 января 2018 г. вторник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | 2011 год | "Нижегородская деловая газета" № 2 (113) | Наше лучшее завтра. |


Наше лучшее завтра



Основные результаты работы промышленности региона в 2010 году известны и общая тенденция очевидна: по всем видам деятельности нижегородская промышленность превысила уровень прошлого года. Данные, полученные нами в министерстве промышленности и инноваций и министерстве экономики Нижегородской области свидетельствуют о росте экономики региона:

валовой региональный продукт составил около 600 миллиардов рублей, что больше уровня докризисного 2008 года;

объем отгруженных товаров и услуг обрабатывающих производств составил 692,9 млрд рублей, что в действующих ценах на 30,8 процента больше уровня 2009 года и на 8,4% выше уровня 2008 года. По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств Нижегородская область среди регионов России заняла 6 место и 1 место среди регионов ПФО. При этом доля Нижегородской области в общероссийском объеме отгрузки обработки составила 3,9 процента, в объеме ПФО – 17,2 процента;

индекс промышленного производства по области составил 113,6 процента, индекс производства по обработке – 115,7.

в строительстве рост составил 8 процентов, розничный товарный оборот вырос на 6,8 процента к уровню прошлого года, а реальные доходы населения с учетом инфляции выросли на 3,9 процента.

И несмотря на то, что экономисты продолжают спорить о том, завершился мировой кризис или нет, результаты работы промышленности региона дают все основания считать, что у нас здесь, на нижегородской земле, жизнь налаживается. И если доля автопрома в общем объеме промпроизводства сократилась, то доля металлургии и нефтехимии, наоборот, выросла. Именно этот позитив и позволил В. П. Шанцеву назвать прошедший год посткризисным. А редакции итоги работы промышленности в 2010 году дали повод встретиться в областном правительстве с министром промышленности и инноваций В. В. Нефедовым и министром экономики Г. В. Баландиным и поговорить об основных проблемах минувшего года, а также о планах и надеждах власти на текущий год.

– Цифры отчетности всегда немного лукавы. Вот есть такая строка в статотчетности «производство транспортных средств». И здесь у нас тоже, если судить по цифрам, хороший рост, в 1, 5 раза. Однако, мы знаем о сложнейших проблемах нашего автопрома, в частности, о том, что на ГАЗе практически закрылась программа производства легковых автомобилей. Давайте поговорим об этом.

11.5Kb

В. Нефедов:

– Основу нашей промышленности составляют три отрасли: металлургическое производство, производство нефтепродуктов и производство транспортных средств. В минувшем году в металлургии получен рост в 1, 3 раза, в производстве нефтепродуктов – в 4 раза и в полтора раза в производстве транспортных средств.

Г. Баландин:

– Дело в том, что раздел статучета «производство транспортных средств и оборудования» включает в себя не только производство легковых автомобилей, но также и производство грузовиков, двигателей, прицепов, автобусов, продукции арзамасского «Коммаша» (Завод Коммунального машиностроения – Ред.), то есть довольно большую номенклатуру продукции. И все это на круг дало нам в прошлом году рост в 50 процентов, несмотря на то снижение, которое было в некоторых сегментах, в частности, в производстве легковых автомобилей, о котором Вы говорите.

В. Нефедов:

– Традиционно эта отрасль у нас в области занимала достаточно большую долю в общем объеме промышленного производства. Но в кризис именно здесь произошло наиболее сильное падение. Благодаря предпринятым мерам поддержки на федеральном уровне, благодаря усилиям правительства области продукция группы ГАЗ была максимально включена в закупки для государственных нужд. Кроме того, активную роль сыграли меры региональной поддержки: на программу утилизации из областного бюджета было выделено 292 миллиона рублей, это способствовало тому, что в прошлом году по данной программе было продано 2820 автомобилей. Кроме того, мы помогли по автокредитам. И все наши меры – которые, к слову, были признаны в масштабах страны наиболее эффективными, а программа по утилизации названа одной из самых лучших в России – эти меры позволили увеличить долю продаж продукции Группы ГАЗ в российском масштабе до 60 процентов.

– И как Вы считаете, наступила ли стабилизация в автопроме и есть ли у нас здесь перспективы?

В. Нефедов:

– Если говорить об автомобильной промышленности, то самое главное, что нам удалось сделать, – мы сумели в 2010 году подписать важное соглашение, позволяющее осуществлять промышленную сборку на Горьковском автозаводе. Российское правительство утвердило новые требования, которые регламентируют, что промышленной сборкой могут заниматься только те предприятия, которые имеют годовой выпуск не менее 300 000 автомобилей при уровне локализации не менее 60 процентов. Производство на ГАЗе не подходит под эти требования, но мы добились решения, позволяющего нашему автозаводу в течение ближайших 7 лет заниматься промсборкой. И Вы, очевидно, знаете о соглашениях, подписанных с Даймлером о производстве легких коммерческих автомобилей Мерседес-Спринтер на ГАЗе, которое начнется в 2012 году и предполагает выпуск 25 000 автомашин в год. Мы также подписали соглашение с Дженерал Моторс по производству Шевроле-Авео, согласно которому также в 2012 году у нас начнется сборка в объеме 30 000 автомобилей в год. Этого решения удалось достичь во время визита Председателя правительства России В. В. Путина к нам в Нижний Новгород. И поверьте, это очень важные решения, потому как они, по сути, дают Горьковскому автозаводу новый импульс к развитию.

– Вы говорите, «нам удалось достичь», в металлургии получен рост, в четыре раза увеличился выпуск продукции нефтехимии. Но всё это сделано бизнесом. Выксунский металлургический ведет реконструкцию давно, и ОМК там вкладывает огромные средства в новые производства. Нефтехимики также давно планировали модернизацию производства, и Лукойл также вложил огромные деньги в комплекс каталитического крекинга. Понятно, что рост производственных мощностей и следующее за этим увеличение выпуска продукции дают прирост поступлений в бюджет, дают рабочие места и так далее. Но где здесь роль правительства? В чем она? И что позволяет вам говорить «мы добились», а правительству с чувством удовлетворения заявлять о том, что регион вышел на первое место в ПФО по объему отгрузки?

В. Нефедов:

– Про металлургию Вы говорите. Но помимо Выксунского металлургического завода и Русполимета, мы подняли и Горьковский металлургический завод, который лежал на боку, подняли и другие предприятия, работающие в этой отрасли, запустили процесс восстановления на Дробмаше. И роль правительства здесь совершенно очевидна. По основным предприятиям, ВМЗ и Русполимету, у правительства есть соглашения о том, что они реализуют приоритетные инвестиционные проекты, по которым мы оказываем им государственную поддержку. Заключается она в предоставлении компенсации по процентной ставке по кредитам в коммерческих банках, в виде налоговых преференций, что значительно помогает предприятиям в реализации программ модернизации расширения производства. Вот буквально в конце февраля Законодательным собранием области подготовлен к рассмотрению новый инвестиционный проект Русполимета, а это уже второй проект. В первом господдержка этому предприятию составила 101 миллион рублей. Разве это не существенно?

Г. Баландин:12.1Kb

– В чем роль власти и чем она может помочь бизнесу? Я вижу здесь четыре основных формы. Во-первых – стимулирование спроса. Как было с продукцией автозавода и теми почти 300 миллионами только областных бюджетных рублей, которые пошли именно на формирование спроса на продукцию автозавода. И теми мерами, которые были связаны с ростом объема поставок продукции ГАЗа по госзакупкам. Эта мера помогла нам и автобусный завод поддержать, и Коммаш, и ГАЗ. Это первое. Второе – преференции по налогам в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Это достаточно большие деньги для предприятий. Третий момент – подключение административного ресурса. Вот Вам конкретный пример: в 2009 году вопрос реструктуризации долгов Горьковского автозавода находился на личном контроле у губернатора. При его непосредственном участии организовывались встречи со всеми кредиторами автозавода. ВАЗу, если Вы помните, федеральное правительство дало тогда 75 миллиардов, нашему же автозаводу ничего не дали на поддержку, но мы смогли оказать содействие ГАЗу в реструктуризации задолженности, а это сорок один миллиард рублей. К административному ресурсу также можно отнести работу губернатора с федеральными структурами по сохранению автозавода и, в частности, то, что Путин сюда приехал, что само по себе дало определенную политическую поддержку автозаводу. И четвертая форма, это активная работа нашего правительства по реализации тех политических и экономических инициатив, которые выдвигает федеральная власть. В частности, мы включили все наши предприятия в системообразующие. Помимо политической поддержки это принесло предприятиям и вполне осязаемую материальную пользу, так как банки, видя поддержку предприятия со стороны власти, снижали кредитные ставки, уменьшали требования по залоговому имуществу и так далее. В этом же ключе стоит рассматривать и госгарантии, которые мы давали предприятиям на пополнение оборотных средств, а это более миллиарда рублей. Вот это и есть роль правительства в поддержке бизнеса.

В. Нефедов:

– Возможно, эти меры могут показаться не особо существенными, но они – реальны и востребованы промышленниками. И ощутимо им помогают. Авиастроительный завод «Сокол» получил госгарантию на 100 миллионов кредита, Арзамасский приборостроительный завод получил госгарантий на 160 миллионов, ЦНИ «Буревестник» получил 54 миллиона, ЦКБ «Вымпел» – 20 миллионов. И это в 2009 году, когда кредитные ресурсы были остродефицитны и залоговая база практически не работала. А возьмите федеральную программу по развитию моногородов, реализация которой в России вызвала не так давно очень жесткую критику Президента России. Но наше правительство одним из первых в стране выполнило эту программу, что также дало возможность получить существенные федеральные средства на решение проблем моногородов.

Помимо того, что мы в тех условиях занимались поддержкой промышленного производства, мы не забывали и о подготовке кадров. Впервые в нашей области стали создаваться ресурсные центры, которые приступили к работе в прошлом году. Эта идея реализована в рамках частно-государственного партнерства на базе лицея № 21 для подготовки специалистов радиоэлектронной отрасли и на базе Сормовского механического техникума по подготовке станочников и специалистов металлообработки. Общая стоимость инвестиций в создание двух ресурсных центров в 2010 году составила 113,6 млн рублей, из них 60,3 млн – средства федерального бюджета, почти 29,3 млн рублей – из областного бюджета, ещё 24 млн рублей – средства нижегородских предприятий. То есть затраты предприятий составили чуть более 20 процентов, все остальное – средства федерального и областного бюджетов. Кстати, в 2011 году работу по созданию ресурсных центров в Нижегородской области мы продолжим и планируем открыть такие центры в Арзамасе и Лукоянове.

Г. Баландин:

– Я хочу подчеркнуть важность этого вопроса и дополнить эту тему вот такими фактами: у нас на конец 2010 года зарегистрировано 21 700 безработных и 29 400 составляет заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках. То есть, квалифицированные рабочие, которых готовят в этих ресурсных центрах, уходят влет. И мы даже не можем сегодня перекрыть эту потребность и удовлетворить спрос промышленности в работниках. А если помните, в 2009 года картина была прямо противоположная: потребность – на уровне 15 800, а желающих найти работу 36 000 человек.

В. Нефедов:

– Кроме того, мы в прошлом году на заводе «Красный Якорь» открыли сервисно-обучающий центр, и это сделано впервые в России. Этот центр решает важную задачу по обучению специалистов работе на современном оборудовании. Дело в том, что многие предприятия сегодня приобретают современные высокопроизводительные обрабатывающие центры, требующие от персонала специальных навыков. В этом центре мы и будем повышать квалификацию станочников, учить их эксплуатировать современные станки и обрабатывающие центры, готовить операторов для всех нижегородских предприятий. В развитие этого центра также вложено 100 миллионов рублей.

– Хорошо, роль областного правительства ясна. Понятно также, что только власть в нынешней действительности может реализовывать такие проекты, как создание центров профподготовки для всей промышленности. Но думаю, что вы согласитесь с тем, что уважающая себя региональная власть должна и обязана заниматься этими вопросами. И слава Богу, что наша власть эту обязанность достойно исполняет.

А как выглядит область в сравнении со своими соседями по ПФО?

Г. Баландин:

– Имеет смысл проводить параллели Нижегородской области не просто с соседями, а с крупными промышленными центрами. Это прежде всего Татарстан, Башкортостан, Самарская область и Пермский край. Нижегородская область – единственная из них, где в силу природно-географических особенностей доля добывающей отрасли в промышленности – менее 1 процента. Для сравнения, нижегородские добывающие предприятия в 2010 году отгрузили продукции в 550 раз меньше по объёму, чем Татарстан. Это существенная особенность нашего региона, поскольку сырьевой фактор пока еще остаётся весьма значимым для российской экономики в целом и отдельных её территорий у нас в ПФО. Основу нижегородской промышленности составляют обрабатывающие производства. Начиная с 2007 года, Нижегородская область является лидером ПФО по объему отгрузки продукции, производимой обрабатывающими предприятиями. Это свидетельствует о некотором преимуществе развития данного сектора в нашей области относительно других приволжских регионов. Высокие места в рейтинге регионов ПФО занимает Нижегородская область по показателям развития стройиндустрии: по объему выполненных строительных работ в расчете на душу населения наш регион по итогам 2010 года занимает 2-е место после Республики Татарстан. По объемам введённого в эксплуатацию жилья мы занимаем 3-е место в ПФО. Неплохо регион смотрится и по показателям, характеризующим уровень жизни населения. По уровню среднемесячной заработной платы по итогам истекшего года Нижегородская область находится на третьем месте среди регионов ПФО, уступая Республике Татарстан и Пермскому краю. Причем, по величине средней заработной платы Нижегородская область отстаёт от Республики Татарстан (1-е место) лишь на 4% , а от Пермского края (2-е место) – на 2,5%.

– На что региональная власть делает ставку в ближайшей перспективе, какие у вас промышленные планы на этот год?

В. Нефедов:

– Кроме того, что у нас продолжит развиваться металлургия и нефтепереработка, мы сейчас очень большую ставку делаем на развитие химии и нефтехимии, удельный вес которой в структуре промышленности сегодня около 8 процентов. У нас реализуются проекты, которые позволят к 2013 году химии и нефтехимии занять ключевое место в структуре промышленного производства региона. Речь идет о крупных приоритетных инвестиционных проектах. Прежде всего о реконструкции этиленовой установки ЭП-300 на Сибур-Неф-техиме, о строительстве нового завода поливинилхлорида, мощность которого составит более 23 тысяч тонн в год. В минувшем году, также благодаря поддержке областного правительства, мы восстановили всю технологическую цепочку на дзержинском Оргстекле, являющемся монополистом по производству органического стекла, в том числе и авиационного стекла.

Законодательным собранием области прорабатывается приоритетный инвестиционный проект строительства нового завода в Дзержинске по производству цианистых солей мощностью 40 тысяч тонн в год и общим объемом инвестиций около четырех миллиардов рублей, что даст в бюджет области около 250 миллионов рублей. И конечно, продолжает развиваться металлургия. В частности, ВМЗ планирует летом закончить работы по строительству листопрокатного комплекса «Стан-5000», что позволит полностью удовлетворить потребность завода в сырье для выпуска труб большого диаметра. Реализуется соглашение между правительством Нижегородской области, Русполиметом и итальянской компанией «Даниэли» по реализации инвестиционного проекта, который предусматривает строительство микрозавода нового поколения по технологии непрерывной разливки-прокатки на территории производственной площадки Русполимета, но пуск его запланирован на 2013 год.

Так что, работа промышленности в прошлом году дает нам основания для того, чтобы считать год успешным. Но помимо этого и даже важнее этого сказать, что правительство Нижегородской области видит реальные перспективы промышленного роста на будущее и всемерно этому способствует.

Петр ЧУРУХОВ



 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100