русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 17 декабря 2018 г. понедельник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | 2011 год | "Нижегородская деловая газета" №3 (114) | Машиностроение-основа передовой экономики |


Машиностроение – основа передовой экономики



Перечислять регалии Ф. М. Митенкова – занятие неблагодарное. Обязательно чтибудь да выпадет из списка, ведь Федор Михайлович – многократно «лауреат», «председатель», «Заслуженный деятель», «Герой Соцтруда» и прочее, прочее.

Но для нижегородцев Федор Михайлович Митенков – это в первую очередь человек, внесший огромный вклад в становление и развитие опытно-конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ), ставшего ведущим научно-производственным центром атомного энергетического машиностроения в нашей стране. С 1950 по 1997 год этот человек прошел огромный путь от молодого специалиста до генерального конструктора, а затем – научного руководителя ОКБМ (1997 – 2007 гг.).

Академик
Ф. М. Митенков – почетный гость нашего издания.15.2Kb

– Федор Михайлович, позвольте начать разговор с довольно модной темы атомного ренессанса в нашей стране. Это понятие в последние годы получило широкое распространение. В известном документе «Стратегия 2020» руководством Росатома озвучиваются – а правительством страны поддерживаются – весьма амбициозные планы довести долю атомной генерации в стране до 25 процентов к 2030 году, запуская с этой целью по 2-4 новых атомных энергоблока ежегодно. За счет чего может быть осуществлен столь мощный рывок?

– Во всяком случае, не за счет разговоров об атомном ренессансе. Реально сегодня мы имеем один, максимум два новых энергоблока в год (с учетом зарубежных строек), и большие проблемы с поставками оборудования отечественного производства для их комплектации. Для реализации намеченных амбициозных планов в области атомной энергетики необходимы очень серьезные меры, направленные, в первую очередь, на развитие и технологическое обновление отечественного атомного машиностроения.

Дело в том, что со времен перестройки атомная отрасль оказалась фактически обескровленной. Что мы имеем сегодня на предприятиях, представлявших некогда передовой рубеж отечественного машиностроения? Устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров специалистов и рабочих, проблемы с разработкой и внедрением усовершенствованных проектов и технологий.

В результате по экономичности и эффективности использования российские АЭС сегодня существенно уступают показателям атомной энергетики передовых стран. Причина – общетехническое и технологическое отставание отрасли, хроническое недофинансирование научных разработок в предшествующие годы, использование устаревших моделей атомных реакторов при наличии современных разработок более высокого научно-технического уровня. Такое положение дел недопустимо в промышленно развитом государстве.

– Однако нельзя отрицать того, что многие предприятия отрасли поднимаются на ноги, получают государственные заказы, деньги, развертывается строительство новых АЭС...

– Это, безусловно, хорошо. Но этого мало для того, чтобы вернуть отрасль на прежние рубежи. Когда-то у нас была передовая атомная наука – сейчас научные разработки сокращены многократно. Между тем, именно развитие науки – один из основных признаков самодостаточности государства. Экономить на науке – значит, экономить на будущем своей страны, ее авторитете в мире.

Россия по-прежнему остается передовой страной в том, что касается создания и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах: успешно работает наш реактор БН-600 на Белоярской АЭС, там же строится спроектированный ОКБМ реактор БН-800, разрабатывается эскизный проект следующего реактора БН-1200, который в полной мере отвечает современным международным требованиям к энергоисточникам нового поколения. Важно, чтобы эти перспективные разработки получали необходимую государственную поддержку и своевременно внедрялись, иначе движения вперед не будет. Сейчас необходимо в первую очередь активизировать создание комплекса производств по переработке и изготовлению ядерного топлива быстрых реакторов. Этот комплекс станет основой формирования замкнутого топливного цикла атомной энергетики, в котором возможно наиболее эффективное использование наших урановых ресурсов для производства всех видов энергии. В этом направлении предстоит сделать еще очень много.

– Что же мешает? Снова – отсутствие средств?

– Трудно объяснить. Как будто ничего не мешает, в основном все «за», но этого явно недостаточно. Ведь решения о внедрении новых реакторных установок принимаются не на уровне предприятия. Здесь важен государственный подход к развитию отрасли, в основе которого – интересы страны и перспективное мышление, а не традиционное стремление менеджера к получению сиюминутной прибыли.

Что бы мы ни говорили о советском периоде, невозможно не признать: во главе отраслей – и тем более, таких, как атомная – тогда стояли выдающиеся личности – профессионалы, досконально разбирающиеся в технических нюансах, понимающие суть научно-технических проблем, тщательно взвешивающие все факторы и просчитывающие последствия принимаемых ими решений. Это были видные ученые, опытные практики-руководители. Их компетентность, эрудированность и глубина анализа обсуждаемых вопросов вызывали полное удовлетворение у исполнителей работ. Специалисты такого уровня необходимы и сейчас. Их немного, таких людей вообще много не бывает, но они еще есть, и руководство страны и отрасли просто обязано принимать во внимание их мнение и опыт, прежде чем реформировать отрасль, которая, кроме всего прочего, обеспечивает России стратегическую безопасность.

– Кадровая проблема вообще характерная примета нашего времени. Что Вы можете сказать о подготовке грамотных специалистов для вашего и подобных ему предприятий?

– Все взаимосвязано. В нашей стране сейчас нет Госплана, отсутствует концепция экономического развития государства, соответственно, нет и внятной кадровой политики. Из воздуха, понятное дело, грамотные специалисты не появляются. А если кто и появится, то старается побыстрее уехать за рубеж. И проблема здесь не только в финансировании. Людям, особенно молодым, важно осознавать значимость своей работы, ее новизну и перспективность, участвовать в решении интересных, сложных задач. Это необходимое условие притока в отрасль способной молодежи и роста квалификации специалистов.

В 60-70-е годы, разрабатывая новые установки, мы работали без праздников и выходных, не считаясь с личным временем, потому что всё внутри коллектива было подчинено одной цели: сделать важную и нужную работу как можно быстрее и лучше. То же остается значимым и сейчас, ведь не только зарплата играет роль при выборе профессии. Но, конечно, бывает досадно, когда толковые, способные молодые инженеры отказываются от работы по специальности и переходят туда, где заработки позволяют материально лучше обеспечить семью. Спрашивается: почему зарплата банковского клерка зачастую существенно выше зарплаты инженера-атомщика? Нет ответа...

– Очевидно, руководство страны и отрасли озабочено более глобальными проблемами. Что Вы можете сказать, к примеру, о Соглашении 123 о гражданском сотрудничестве в атомной сфере между Россией и США? Много ли нам пользы от подобного сотрудничества?

– Двусторонний обмен информацией – это возможность демонстрации наших достижений. Но он непременно должен быть взаимовыгодным, а это условие, к сожалению, соблюдается не всегда.

– Федор Михайлович, ОКБМ является разработчиком реакторных установок для ПАТЭС (плавучих атомных теплоэлектростанций. – Ред.), которые одни специалисты называют весьма перспективными, другие совершенно не перспективными из-за высокой стоимости получаемой электроэнергии. На Ваш взгляд, какое будущее у этого проекта?

– Видите ли, это опять-таки зависит от позиции руководства отрасли и государства, от того, какие цели они ставят перед собой: сиюминутные или перспективные. Если разместить ПАТЭС на берегу реки возле действующего завода, чтобы обеспечить его дополнительной энергией, она, конечно, будет «золотой». Но разве мало в удаленных районах нашей страны перспективных территорий, которые требуют освоения, где нужно улучшать условия жизни людей? Такие районы необходимо электрифицировать, а для этого – создавать новые источники электроэнергии, прокладывать по бездорожью линии электропередач, сооружать новые подстанции, и все это требует огромных капиталовложений. А если спланировать освоение или развитие новых территорий, сразу включив в проект ПАТЭС в качестве энергоисточника? Затраты и эффект уже совершенно другие, исключаются проблемы, связанные с дальней доставкой и хранением обычного топлива, никакого ущерба экологии. Строящийся завод и город-спутник получат от ПАТЭС и электричество, и тепло, и горячую воду, а при необходимости и моторное топливо, стоимость которых при таком подходе будет, безусловно, конкурентоспособна! Что для этого требуется? Чтобы принимаемое решение носило системный характер, подкреплялось детальным бизнес-планом, учитывающим все составляющие социально-экономического эффекта нового строительства.

– Невозможно не согласиться с Вами. Еще один вопрос, непосредственно касающийся разработок ОКБМ. Как известно, ваша организация разработала проект Горьковской атомной станции теплоснабжения – уникальный проект для своего времени. Кто стоял у истоков этой разработки?

– Еще в начале 70-х годов активно обсуждался вопрос об увеличении энергетических мощностей в городе Горьком с учетом бурного жилищного строительства и дефицита источников тепловой и электрической энергии. На одном из таких совещаний бывший тогда президентом Академии наук СССР директор Института атомной энергетики академик А. П. Александров и предложил новое гражданское направление в использовании атомной энергии – строительство станции, вырабатывающей и электрическую, и тепловую энергию для отопления, и в придачу горячую воду для бытовых целей. Это было очень актуальное предложение, оно снимало вопрос о назревающем дефиците тепла и сезонной зависимости работы большого количества отопительных котельных в крупных городах нашей страны. С самого начала реализации этого проекта Анатолий Петрович особое внимание уделял вопросам обеспечения его безопасности и требовал от нас – проектантов – того же.

В мае 1979 года технический проект АСТ-500 был рассмотрен как проект атомной котельной и утвержден, а вскоре после этого появилось постановление правительства, где были названы 10 крупных городов страны, в которых планировалось построить АСТ. В списке значился и наш город Горький. Через 10 лет Горьковская АСТ была фактически построена, получила исключительно положительные отзывы международных экспертов и... оказалась закрытой в угоду политическим амбициям молодого губернатора Бориса Немцова. Так было остановлено развитие одного из самых перспективных направлений в отечественной атомной науке и промышленности.

– Все возвращается на круги своя... И вот уже Росэнергоатом получил лицензию на строительство новой Нижегородской АЭС. Она будет строиться с участием ОКБМ?

– Реактор для Нижегородской АЭС, как и для большинства строящихся сейчас АЭС в нашей стране, водо-водяного типа (ВВЭР) – разработка подольского ОКБ Гидропресс. Но было бы разумно, по моему мнению, использовать богатый опыт и некоторые разработки ОКБМ при реализации этого проекта.

– И не только ОКБМ. Федор Михайлович, как Вы вообще оцениваете идею создания Нижегородского атомного кластера?

– Как перспективную и... едва ли осуществимую в ближайшие годы.

– ???

– Понимаете ли, это мечта всех атомщиков – создать мощное объединение – по-современному, кластер – способное решать актуальные задачи развития атомной энергетики сообща, к взаимной выгоде, оперативно и на высоком техническом уровне. Когда-то при решении сложнейших задач первого советского Атомного проекта так и было. Мы активно сотрудничали с коллегами из многих городов нашей страны, работали в одной связке, и это давало хорошие результаты.

Но возникли рыночные отношения, а вслед за ними постоянный вопрос: кто будет платить за подготовку производства тех или иных новых изделий. Скажем, мы разработали хороший реактор, но его корпус требует термообработки в процессе изготовления. Печь, в которой можно это сделать, есть только на Ижорском заводе, но её необходимо немного расширить. Кто за это будет платить? ОКБМ? – но оно выполняет свою часть работы и не может оплачивать модернизацию другого производства. Ижорский завод? – но они не уверены, что реконструированная печь понадобится еще хотя бы раз, и не хотят тратить средства ради единичного заказа, а, может быть, и не имеют необходимых для этого средств. И так – во всем.

Когда-то в Хабаровске был построен уникальный серийный завод по изготовлению парогенераторов нового типа, рассчитанный на выполнение заказов от ОКБМ. Он успешно работал много лет. Но пришла перестройка, объем производства резко сократился, заказов не стало, уникальный завод пришел в упадок и закрылся. Поэтому все последние годы ОКБМ было вынуждено создавать на своих производственных площадях мощный технический комплекс по изготовлению парогенераторов, позволяющий практически все необходимые нам работы осуществлять собственными силами. Правильно это или нет с позиции государства – не скажу, но такова нынешняя реальность.

Но если бы каким-то чудесным образом идея атомного кластера реализовалась, это дало бы мощный толчок в развитии на нижегородской земле современного высокотехнологичного машиностроения. А состояние машиностроения – это основной показатель состояния всей экономики государства, поскольку оно определяет и уровень технической культуры, и научно-технический потенциал страны в целом. Без развитого машиностроения ни одна страна не может называться лидером в какой-либо отрасли производства.

Поверьте, есть очень большая разница в том, использует ли российская авиация самолеты, закупленные за рубежом, или созданные на основе разработок отечественных инженеров и собранные руками отечественных мастеров, хотя в ряде случаев, возможно, они и уступают зарубежным по некоторым характеристикам. И это касается не только авиации.

Хотелось бы, чтобы эта очевидная истина принималась во внимание руководством нашей отрасли и страны в целом.

– Спасибо Вам, Федор Михайлович, за беседу. Надеемся на новые встречи.

Галина МИТЬКИНА







 
Прайс-лист. Справка по основным производствам.
ogm-snab.ru

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100