русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 22 апреля 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | 2012 год | "Нижегородская деловая газета" № 7 (138) | Футболистам - Стрелку, городу - трамвай. Элитный водоканал. |


Футболистам – Стрелку, городу – трамвай

3.4Kb

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов – специалист по устойчивому развитию городов. Он стал известен широкой общественности в прошлом году после того, как написал письмо немецкому эксперту ФИФА, в котором обосновал, что стадион к чемпионату мира по футболу в Нижнем Новгороде нельзя строить на окраине города – в районе деревни Ольгино.

– Итак, почему же стадион лучше строить в центре города, чем на окраине?

– Расположение крупных стадионов и спортивных арен в городах в последние десятилетия было переосмыслено и, несмотря на отсутствие готовых рецептов для выбора площадок, обрело концептуальную ясность. Спорт высших достижений является частью социального капитала общества. Это инструмент его объединения на основе формирования новых идеалов, средство выхода из социальных и экономических потрясений. Во всем мире произошел отказ от идеи строительства стадиона за городом и создания вокруг них зон нового экономического развития. Эти идеи себя исчерпали не только для спортивных сооружений, но и для крупных молов, как показал опыт североамериканских городов. Застывшая жизнь пригородов и замедление инвестиционной активности в центрах городов ведут к угасанию интереса к таким сооружениям и в конечном счете к их сносу. При этом возникает значительное число угасающих объектов и микротерриторий, таких как школы, магазины, спортивные объекты, муниципальные парки и скверы. Преимущественным местом для выбора площадки является центр города, обеспеченный развитой инфраструктурой общественного транспорта, а также автомобильными дорогами. Центр города должен находиться в постоянном развитии и обновлении.

– Власти приняли решение строить стадион на Стрелке – в районе, который остается напряженным местом с точки зрения транспорта. К тому же, если уровень Чебоксарского водохранилища все же поднимут, Стрелка окажется подтоплена, а стадион как строительный объект вступит в диссонанс с обликом храма Александра Невского. Что скажете по этому поводу?

– В Нижнем Новгороде есть лишь две зоны километрового радиуса, обеспеченные полноценными транспортными коммуникациями, включающими метро, трамвай, автобусы и не менее 30 полос для автомобилей. Это Комсомольская площадь с окрестностями и зона, прилегающая к Московскому вокзалу. В выходные дни и поздним вечером, когда пробки исчезают, вся транспортная инфраструктура этих зон может с успехом служить крупным спортивным мероприятиям. С точки зрения Зеленой цели ФИФА Стрелка, так же как и Комсомольская площадь, соответствует требованиям ФИФА, потому что поездки на футбол в эту зону хорошо обеспечены не только дорожными полосами движения, но и мостами, городским общественным транспортом, а также пригородными электропоездами и поездами дальнего следования. Чебоксарское водохранилище вряд ли нанесет непосредственный урон Стрелке и расположенным на ней объектам, так как здесь с давних времен насыпные грунты и плотина Горьковского водохранилища с высокой вероятностью победили весеннее половодье, которое лишь иногда превышает семидесятиметровую отметку. Уровень Чебоксарского водохранилища – 68 м, на несколько метров ниже укрепленных берегов Оки и Волги в этом месте. Если же случится экстремально высокое половодье, какое бывает не чаще чем раз в тысячу лет, то пусть уж лучше в эту зону попадет стадион, чем жилье или деловые кварталы. Вопрос взаимного расположения стадиона и собора Александра Невского действительно очень важен. Собор должен остаться доминантой Стрелки на века. Поэтому проект стадиона придется очень тщательно привязывать к ландшафту. Но я хочу обратить внимание на следующее. Высота арены, скорее всего, составит около 35 м – на 20 м ниже, чем многоэтажки «Седьмого неба» и почти на 60 м ниже, чем собор. А если смотреть на стадион со стороны собора, то это все равно, что видеть пятиэтажку в 250 м от него. Конечно, это выше, чем тот архитектурный хлам, который находится сейчас на берегу Волги между улицей Бетанкура и Должанской, но примирить стадион с собором все же возможно. Меня в этой связи беспокоит другая опасность. Уникальному собору должен соответствовать столь же неповторимый проект стадиона. Найти архитекторов, которые, с одной стороны, обеспечат высокую функциональность объекта, а с другой – проявят глубокое понимание неповторимого ландшафта, очень непросто. А если еще учесть вероятность вторжения в эту зону Стрелки-Сити высотой значительно выше собора, то перспективы стадиона на Стрелке не являются безоблачными.

– Сегодня в мэрии разрабатывается стратегия развития города до 2030 года. На каких аспектах жизнедеятельности мегаполиса властям следует сосредоточить свое внимание? У Вас есть свой рецепт решения проблемы автомобильных пробок?

– Для города с сократившимся на 200 тысяч населением назрела необходимость создать по периметру зеленую зону, где запретить всякое строительство. Это позволит направить инвестиции на развитие, а не на неоправданный рост длины коммуникаций. В Перми, где такие зеленые зоны созданы, сэкономлены миллиарды рублей на отказе от строительства инженерных коммуникаций и дорог в элитные пригородные поселки. Компактное развитие дает дополнительные доходы жителям, снижает остроту транспортных проблем и не дает разрастись депрессивным и брошенным зонам. Чтобы город развивался инновационно, не разрушая исторического наследия, необходимо сделать центральным инновационным районом прилегающую к Оке часть Канавинского и Ленинского районов, расположенную в зоне географического центра города на престижных прибрежных землях.

– В отчете главы города Олега Сорокина говорится, что «на территории Нижнего Новгорода выделяются площадки для создания новых промышленных производств. В первую очередь в районе Московского шоссе и на территории между Дзержинском и аэропортом Стригино». Однако в некоторых случаях новые производства будут строиться на месте старых. Как Вы относитесь к концепции выноса промышленных предприятий за городскую черту?

– Вынос мне представляется разумным лишь для опасных производств, где по определению число занятых минимально. В этом случае транспортные проблемы несущественны, а риски для здоровья и жизни невелики. Однако для большинства менее опасных предприятий в выносе за пределы города нет никакой необходимости, тем более что размер промзон Нижнего избыточен, преобладают предприятия, которые за счет сокращения промплощадок могли бы оптимизировать свои затраты, а высвободившиеся земли использовать для логистики и сферы услуг.

– Но Олег Сорокин считает, что пустые, захламленные «промышленные зоны на территории города являются анахронизмом». «Старые промышленные зоны, – говорится в отчете главы города, – которых на территории города достаточно много, к сожалению, не всегда могут быть использованы под строительство новых производств. Этому препятствуют и права третьих лиц, и несговорчивость собственников промышленных площадок. Тем не менее мы считаем, что экономические и налоговые рычаги должны стимулировать эти процессы». Каково Ваше видение этой проблемы?

– Еще в 2005 году фонд «Институт экономики города» разработал правила землепользования и застройки, которые включали механизм перепрофилирования промышленных зон в административно-деловые. При разработке Правил по моему предложению такой механизм был предложен для перепрофилирования расположенной возле Оки промзоны Канавинского района. Предприятия – собственники земли сами могли в удобный для себя момент перепрофилировать неэффективную производственную деятельность в более выгодную административно-деловую. Предприятиям в этом процессе, с одной стороны, не нужно мешать, так как разумно выработать ресурс оборудования, а с другой – нужна помощь в смене площадки для производственной деятельности: опыт паспортизации таких площадок для инвесторов в свое время был успешно использован в Борском районе. Мой однофамилец, ныне заместитель губернатора Владимир Иванов мог бы просветить нижегородских коллег в этом вопросе.

– Разговоры о том, что в городе мало земли, – это миф, считают в мэрии. Существующих резервов земли хватает для того, чтобы практически удвоить жилищный фонд, который находится на территории Нижнего Новгорода. На каких площадках и за счет чего может быть достигнут такой рывок?

– Действительно, по плотности населения Нижний Новгород уступает «по-умному» развивающимся городам мира, таким как Мюнхен, Барселона, Марсель или Милан. Бросается в глаза неумное использование прибрежных земель, которых у нас больше, чем у любого из волжских городов, включая Волгоград. Это самые привлекательные для инвесторов земли. Однако у нас это в основном захваченные «серым» бизнесом пустыри и промзоны крупных предприятий, которых не должно быть в прибрежной полосе согласно Водному кодексу РФ. В первую очередь для многоэтажной и среднеэтажной застройки интересны расположенные вдоль Оки земли Ленинского района. Если заменить трамвай третьего маршрута скоростным, то в зоне тысячеметровой доступности от остановок можно разместить не менее 100 тысяч новоселов при плотности застройки не выше, чем в микрорайоне «Водный мир», где хватило места и для парковок, и для детских площадок, и для внутреннего водоема. А для полноценного развития деловой активности хватило бы места в зоне географического центра в окрестностях Комсомольской площади.

– Ветка метро после пуска станции «Горьковская» пойдет на Мещеру, к новому стадиону. Выходит, что из-за чемпионата мира снова застопорится развитие метро в нагорной части, поскольку денег на две ветки у властей явно не хватит?

– Строительство двух этих веток метро мне кажется очень важным для того, чтобы хоть как-то начали оправдываться прежние усилия. Но если даже хватит инвестиций и на мещерскую ветку, и на нагорную, то общая длина останется смехотворно малой, около 25 километров. Для сравнения: в Мюнхене, который по площади меньше Нижнего, длина линий метро составляет 100 километров. По моим оценкам, городу для того, чтобы обеспечить полноценную внутригородскую мобильность, необходимо около 250 километров рельсовых путей. Это может быть обеспечено только на основе развития скоростного трамвая и объединения линий метрополитена с железной дорогой, а через пересадочные терминалы – с трамваем и скоростным автобусом по выделенной полосе. За те деньги, которые предполагается закопать в землю и потратить на вяло используемые объездные дороги, можно весь город обеспечить линиями скоростного трамвая, по своему комфорту и скорости значительно превосходящего метрополитен. Максимальная скорость скоростного трамвая Siemens – более 105 километров в час, бесшумность движения на бесстыковых рельсах, психологический комфорт, удобные посадочные места вместительных сочлененных вагонов обойдутся значительно дешевле болезненного перепахивания города при строительстве метро открытым способом.

– Ваше отношение к проекту Глоб тауна возле Бора. Насколько удачна, на ваш взгляд, данная попытка выработки стратегия развития города на десятилетия вперед?

– Идея направлена на разрушение уникального ландшафта, каким является левобережная волжская пойма. Утрата этого природного ландшафта равносильна утрате вольнолюбивого духа волгарей. Вторжение в заболоченные прибрежные пойменные земли – это уничтожение крупнейшего аккумулятора парниковых газов. Расширение площади городов при сокращающемся населении неизбежно делает город более бедным и менее инновационным. Как только 400 тысяч жителей области переселятся в Глоб таун, умрут села и целые поселки, городские микрорайоны со всей инфраструктурой. Если бы выдвижению такого рода инициатив предшествовало обсуждение со специалистами по изменению климата и по новой урбанистике, эти идеи никогда не были бы озвучены. Однако я вижу определенную пользу от того, что такая идея обсуждается. Ошибки – это естественное состояние человека. Ошибаются и крупные руководители. Поэтому важно, какие выводы из этого сделают заинтересованные стороны. Для местного сообщества это шанс консолидировать свои позиции и объединиться в борьбе против варварских идей. А для молодых, перспективных руководителей, таких как, например, заместитель губернатора Сватковский или главный архитектор Попов, это прекрасная управленческая школа. Тем более что до действительно ошибочных действий пока дело не дошло.

Сергей АНИСИМОВ

Элитный водоканал


Депутат думы Нижнего Новгорода директор ЗАО «Союз» Сергей Михайлин направил в депутатскую комиссию по городскому хозяйству обращение с просьбой разобраться с проблемой колоссального роста тарифов за пользование водой.

Сергей Михайлин представил расчеты стоимости услуг за потребление воды его предприятием после начала действия двухставочного тарифа, введенного, как известно, Нижегородским водоканалом в этом году. По словам директора, цена за воду для нужд организации в итоге подскочила в 11 раз!

В повестке дня апрельского заседания комиссии по городскому хозяйству думы Нижнего Новгорода как раз и значился этот очень важный вопрос о применении «двухставочного тарифа для потребителей водных ресурсов»

История вопроса такова. Нижегородский водоканал перешел на одобренный региональной комиссией по тарифам двухставочный принцип определения тарифов для потребителей водных ресурсов. Основную часть платежа за воду при таком подходе составляет плата за использование сетей, при этом она изменяться не может. Вторая часть тарифа – оплата текущего потребления воды, она весьма незначительна, около десяти процентов общей суммы платежа за воду. Благодаря такой системе расходы на воду для юридических лиц выросли в разы. Сергей Михайлин подсчитал, что после введения двухставочного тарифа Нижний Новгород по стоимости кубометра воды (цена которой для потребителей у нас теперь составляет 127 рублей) с неслыханным запасом обгоняет Москву (24 рубля за кубометр). Может, окская да волжская вода так вздорожала? Но в Самаре за кубометр платят 17 рублей, а в Казани почти на порядок меньше нижегородцев – лишь 13 рублей за куб.

Почему нижегородские предприниматели должны проигрывать своим российским коллегам в конкурентной борьбе? Финансовый директор ОАО «Нижегородский водоканал» Татьяна Леонтьева попыталась рассказать депутатской комиссии, что двухставочный тариф складывается собственно из платы за потребленную воду и «абонентской платы» за сети, определяемой техусловиями абонента по величине присоединенной мощности. Однако депутаты потребовали представителя Водоканала объяснить, почему сотням нижегородских предприятий в одностороннем порядке навязывают договоры с двухставочными тарифами, когда потребитель вправе выбрать одноставочный. И откуда взялись именно такие расчеты, выдвинувшие город по цене на воду вперед всей России?

Откуда такие цифры в конкретных отношениях с ЗАО «Союз», Татьяна Леонтьева пояснить не смогла, но заверила, что по закону именно Нижегородский водоканал вправе определять договорные условия. При этом увеличение доходов Водоканала (который и за прошлый год, если судить по официальному отчету, вывешенному на сайте ОАО, получил чистой прибыли более 88 миллионов рублей) за счет юридических лиц отнюдь не повлекло за собой улучшения качества предоставляемых услуг для населения, что могло бы отчасти служить моральным оправданием столь жесткой тарифной политики. При том что сто процентов акций ОАО «Нижегородский водоканал» принадлежат городу и городом же оборудование и инженерные коммуникации переданы Водоканалу только во временное пользование, городская дума и администрация могут и должны повлиять на ситуацию. Депутаты единогласно проголосовали за обращение к заместителю главы администрации города Владимиру Привалову, который является и председателем совета директоров ОАО «Нижегородский водоканал», с просьбой прояснить тарифную политику муниципального предприятия и, если «подтвердятся факты жульничества», поставить перед главой городской администрации вопрос о снятии генерального директора предприятия.

Нижегородские предприниматели не первый год высказывают недовольство высокими тарифами за пользование электрической и тепловой энергией, непомерные аппетиты поставщиков которых в прошлом году угомонил только В. Путин. Но тот порочный опыт энергомонополистов, судя по всему, решили использовать и нижегородские поставщики воды. И в этом свете становятся понятны вопросы некоторых нижегородцев начала прошлого года, связанные с тем, что у руководства Нижегородского водоканала была поставлена новая команда, сформированная на базе ведущих менеджеров московской корпорации «Баркли», пользующейся, как свидетельствует её официальный сайт, «заслуженной репутацией лидера на московском рынке элитной недвижимости». Похоже, что привычные принципы формирования прибыли в элитном секторе строительного бизнеса переносятся на вполне рядовой коммунхозовский водоканал. При таком подходе можно ожидать, что и канализационные сети Нижнего вскоре станут сплошь элитными.

И вот интрига: решат ли городские власти эту проблему без вмешательства Путина? И как долго нижегородские промышленники будут платить за литр водопроводной воды в десять раз больше, чем в соседних регионах?

Вячеслав СЕРГЕЕВ

 
Ответы как купить домен для сайта gimaho.com/domains/. | Купить сульфаминовая кислота цена в алматы аккумуляторная кислота купить в алматы.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100