русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 25 апреля 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | 2012 год | "Нижегородская деловая газета" № 8 (139) | Реформа образования: заводской вариант. |


Реформа образования: заводской вариант


20.2Kb

Парадоксы нашей реальности: умение регионов жить вопреки устремлениям, решениям и делам федеральной власти, о котором до сих пор часто говорили лишь промышленники, стремительно распространяется за пределы предприятий на всю сферу общественной жизни. Парадокс в том, что именно этот опыт выживания страны и вселяет оптимизм.

В пятницу 18 мая на заседании Общественной палаты Нижегородской области, проходившем в большом зале губернаторского корпуса в Кремле и собравшем полторы сотни заинтересованных нижегородцев, промышленники, руководители вузов и технических училищ, представители регионального правительства почти в унисон говорили о том, что проблема дефицита квалифицированных кадров в промышленности сдерживает развитие экономики. Среди прочего, в частности, определили, что предприятиям надо активнее включаться в дело и прилагать усилия и собственные средства к тому, чтобы из бакалавров («недоученных инженеров», по выражению генерального директора НАПП В. Н. Цыбанева) подготовить инженеров настоящих, коих острый дефицит на наших заводах.

А спустя три дня после заседания нижегородских общественников был объявлен новый состав правительства России. И новый министр образования и науки Д. В. Ливанов, бывший, кстати, довольно длительное время заместителем прежнего министра, заявил о необходимости вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах и определил, что современной России «инженеров надо не так уж и много». И дело не в личной позиции Дмитрия Ливанова, которую можно принимать или оспаривать, а в том, что тренд в реформе образования, заданный в прежние годы, сохранится и на будущее.

Надо сказать, что новому министру образования и науки российского правительства, исповедующему либеральные подходы к реформированию системы образования и выступающему за минимизацию государственного участия в деле образования народонаселения, стоило бы побывать у нас в Нижнем Новгороде и посмотреть, как регион борется с такой политикой федеральных властей.

«Нижегородская область сегодня является лидером в решении проблемы подготовки квалифицированных кадров для промышленности. Я не ради реверанса в адрес нижегородцев это говорю, – заявил на заседании Общественной палаты главный федеральный инспектор ПФО по Нижегородской области П. В. Жданов, – а просто констатирую факты. Я работал и в Московской области, и в Туле и могу сказать, что проблема с кадрами и там стоит так же остро, но там правительство считает, что это не его вопросы, а работодателей. У вас совершенно другой подход, и его можно только приветствовать».



Областная власть –
с нами

Для нижегородских промышленников ответ на вопрос, нужны ли области квалифицированные инженеры, очевиден. Нужны. Срочно. Много и разных категорий. А также нужны квалифицированные рабочие и техники. О том, как обеспечить это множество, как выстроить эффективную систему взаимодействия между всеми участниками процесса от школьной парты до станка, и шел разговор на заседании Общественной палаты.

И только на первый и совершенно сторонний взгляд эта проблема решается просто: мол, рынок на основе спроса-предложения все решит сам. Возможно, рынок и решает подобные задачи, но только в устойчивых экономиках, где все процессы выверены, стабилизированы и директора на годы вперед прописали свой план подготовки кадров, скорректировав его с развитием предприятия. Для нас, живущих в перманентных реформах, в условиях, когда госзаказы то обнуляются, то увеличиваются в несколько раз, когда в начале года нет ясности по условиям работы предстоящим летом, упование на регулирующую силу рынка смерти подобно. К тому же если мы – и власть, и общество – давным-давно не смотрим в сторону рабочих профессий, если любой родитель готов последнюю заначку отдать любому вузу за диплом для своего чада, кто же будет стремиться на заводы? И это именно рынок образовательных услуг толкает многие коммерческие, да и государственные вузы на то, чтобы вводить для студентов такие курсы обучения, где учиться можно легко и непринужденно, лишь бы текли каждый семестр деньги в кассу.

Кстати, эта тенденция увеличения объема платных образовательных услуг высшей школы, также заложенная реформаторами российского Минобрнауки, добавляет проблем в подготовку квалифицированных кадров для промышленности, увеличивая пропасть между вузом и производством и по факту делая ненужной и саму эту связь вузов с заводами. На заседании ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Е. В. Чупрунов напомнил членам Общественной палаты, что закон об образовании прямо говорит: главная задача системы образования – это удовлетворение потребности личности, а вовсе не экономики. Но дело в том, что личности этой учиться на инженера никак не хочется, потому как физика и сопромат требуют умственного напряжения, в котором нынешние прагматичные личности не видят надобности, ибо сегодня не напрягаясь можно получить диплом какого-нибудь «специалиста по PR-технологиям».

Но промышленники консервативны, они хотят не удовлетворять потребности этой зелено-незрелой личности, а формировать их. Причем формировать именно такие потребности, которые нужны промышленности нашей области, где, как известно, доминирует обрабатывающее производство. И потому директора промпредприятий и техникумов намерены реанимировать и адаптировать к современным условиям эффективно работавшую в советское время систему профориентации, в основе которой была четко скоординированная работа школы, техникума, власти и завода. Но и тут стремления нижегородских промышленников входят в противоречие с намерениями федеральных чиновников, для которых образование – лишь хорошо поставленная, востребованная и обильно оплачиваемая услуга, но никак не задача для власти.

Хорошо хоть, что региональное правительство ближе к реальности.

«В последнее время мы все больше и больше сталкиваемся с проблемой, когда дальнейшая модернизация и развитие нашей промышленности сдерживаются отсутствием квалифицированных кадров, подготовленных для работы на новом оборудовании, освоивших новые современные технологии, – сказал губернатор области В. П. Шанцев, обращаясь к членам Общественной палаты. – Поэтому я приветствую всех, кто боролся за эти идеи, вследствие чего нам удалось сохранить и сеть начального и среднего профессионального образования, и материальную базу. И задача, которую мы вместе с Общественной палатой видели при разработке программы на 2009–2010 годы, состояла в том, чтобы найти концептуальное решение, как нам модернизировать эту систему, каким образом увязать все ее компоненты в этом конвейере потребления и производства. А увязка эта очень важна по одной простой причине: время, когда возможно было готовить людей «в никуда», прошло; сегодня мы перед каждым, кому даем специальность, тратя на это бюджетные и внебюджетные средства, должны нести ответственность.

Сейчас наступил новый этап работы, когда мы должны сформулировать такой регламент, или, как сейчас говорят, такую дорожную карту нашего движения, которая привела бы к тому, чтобы дефицит высококвалифицированных кадров не стал для нас причиной торможения модернизации производства. Чтобы руководители предприятий не боялись сегодня закупать дорогостоящее оборудование, заведомо зная, что на это оборудование готовится конкретный квалифицированный специалист, которому можно будет доверить работу.

Что касается правительства Нижегородской области, я могу вас заверить, что проблема нехватки квалифицированных кадров не только в промышленности, но и в других отраслях экономики региона нас беспокоит особенно остро».

И эта позиция губернатора тоже вселяет надежду, потому как промышленникам только вместе с региональной властью можно реализовать довольно амбициозный для области проект создания новой системы подготовки квалифицированных кадров для промышленности.



Конкуренция за студентов
и школьников

Наша газета периодически поднимает на своих страницах проблемы подготовки кадров. В предыдущем номере, в частности, мы публиковали на эту тему интервью ректора НГАСУ Е. В. Копосова и директора Сормовского механического техникума М. В. Сивова. Но заседание Общественной палаты дало достаточно много дополнительной информации по этой теме, которая позволяет не только почувствовать остроту проблемы с кадрами, но и оценить масштаб бедствия. Об этом в своем выступлении рассказал генеральный директор НАПП В. Н. Цыбанев, руководивший рабочей группой по разработке этой образовательной реформы:

«В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года у нас ежегодный рост объемов производства, если рассматривать в сопоставимых ценах, составит 5–8 процентов. Естественно, что каждый прирост требует создания новых рабочих мест, требует рабочих и специалистов.

В последние три года и в предстоящие до 2015-го годы в области реализуются крупные инвестиционные проекты, открываются инновационные производства. Среди них листопрокатный комплекс и Стан-5000 в Выксе, где в связи с этим возникает порядка тысячи новых рабочих мест; завод «Либхерр» в Дзержинске – около 700 высокоэффективных рабочих мест; несколько заводов по сборке автомобилей и по производству автокомпонентов будут запущены до 2014 года на площадке Горьковского автомобильного завода, это тоже несколько тысяч новых рабочих мест. Строится новый завод на площадке машиностроительного завода, ввод которого запланирован на 2015 год, – это около 4000 рабочих мест. Можно и далее перечислять подобные проекты, которые реализуются на Русполимете в Кулебаках, на предприятии «Корунд-циан» в Дзержинске, на Русвиниле в Кстове. И наконец, Нижегородская атомная станция, строительство которой начнется в 2015 году, потребует большого количества специалистов как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации самой атомной станции. Вот таков объем потребности в квалифицированных кадрах на новые рабочие места в предстоящие три–пять лет.

Но и действующие предприятия проводят крупномасштабное техническое перевооружение, вводят автоматические технологические комплексы и оборудование с числовым программным управлением, что также требует обученных специалистов, владеющих определенными навыками. Уже сегодня предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, конкуренция в этом вопросе как внутри нашей области, так и за ее пределами резко возрастает. Вот примеры, подтверждающие такую оценку. НИИРТ сегодня в поисках кадров вынужден в каждый почтовый ящик опустить листовку с информацией о требующихся специалистах. Другой пример: мы с техническим университетом готовим программу по подготовке кадров для строящегося машиностроительного завода, куда уже сегодня нужно 300 технологов. Посмотрели с Сергеем Михайловичем (С. М. Дмитриев, ректор НГТУ им. Р. Е. Алексеева. – Ред.) выпуск этого года, выбрали 70 специалистов, которые по всем параметрам нас устраивают. Но пока мы этим делом занимались, из Татарстана приехали представители КамАЗа, и 30 специалистов из нашего списка как корова языком слизнула. А это студенты, выпускники технического университета, подготовленные у нас, но их увозят за пределы нашей области, предлагая лучшие условия.

Еще один пример. Мы посчитали, что в Московском, Сормовском и Канавинском районах с учетом роста потребностей промышленных предприятий надо ежегодно готовить в училищах и техникумах не менее 1000 человек, а мощности этих учебных заведений сегодня позволяют обучить около 250–270 человек в год. То есть можно закрыть только четверть необходимого, и здесь для нас очевиден большой разрыв между насущными потребностями промышленности в трудовых ресурсах и реальными возможностями существующей системы профобразования».

Как добрать недостающие 75 процентов, промышленники знают. Специальная рабочая группа Общественной палаты, рассматривавшая эту задачу, выработала определенные рекомендации. О них – чуть позже. Дело в том, что канцелярски-бездушное словосочетание «трудовые ресурсы» имеет совершенно конкретное наполнение; ресурсы – это наши дети, ученики старших классов средней школы, которые в эти дни сдают экзамены, зачеты, ЕГЭ. Их, выпускников школ, как говорил в своем интервью М. В. Сивов, сегодня физически вдвое меньше, чем было еще 10 лет назад. И они нужны не только в учебных классах техникумов и далее в заводских цехах, но и в аудиториях вузов, которые сегодня живут, как известно, во многом за счет предоставления платного обучения. И если гипотетически предположить, что хотя бы половина выпускников школ предпочтет заводы с их гарантированно высокой оплатой по рабочим сеткам, коммерческие вузы уже к зиме умрут с голоду.

За выпускников школ в системе образования идет борьба, и есть конфликты интересов, отголоски которых вылились и на заседании палаты.

«…Количество выпускников средних учебных заведений (сузов) и вузов отличается примерно в три раза, причем в пользу вузов. Я не знаю, хорошо это или плохо. Но мы говорим об обществе, построенном на знаниях, на высоких технологиях, потому нам еще надо понять, каково должно быть соотношение между специалистами с дипломами о высшем и среднем специальном образовании. Но я знаю, что качество выпускников со средним специальным образованием, скажем мягко, другое, нежели то, какое дают вузы Российской Федерации. Я также знаю, что те из выпускников одиннадцатых классов, кто не поступил в вузы, считаются неудачниками, – заявил ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Е. В. Чупрунов, выступая на заседании Общественной палаты. – Этот факт довлеет над нами всеми, и нам из этого, видимо, надо исходить в своих рассуждениях.

Для того чтобы хорошие студенты приходили в суз, нужны в основном две позиции. Первая – это действительно престиж профессии, который выражается в материальном эквиваленте. Это зарплата, жилье и прочее. Административными мерами здесь вряд ли что можно поправить, тем более что закон об образовании прямо говорит (вот тут Евгений Владимирович и упрекнул наших реформаторов в некоем ревизионизме или непонимании существующего в стране законодательства об образовании. – Ред.), что главная задача системы образования – это удовлетворение потребности личности. Не экономики, а личности!

Вторая позиция, может быть, менее интересна, но она обсуждаема, так как эта вещь психологическая. Все-таки все предпочитают получить пусть плохой, но диплом о высшем образовании, чем хороший диплом техникума. При этом мы должны с вами вспомнить, что наша молодежь сейчас очень не любит моновариантности. Каждый считает, что у него должно быть много возможностей: вот он поступает куда-то, получает один диплом, затем получает второе образование и второй диплом, третий и так далее. Без учета этого мы проблему не решим».

Хочется поспорить с Евгением Владимировичем, потому как уж очень эгоистична позиция ректора национального исследовательского университета, видящего благо области и перспективу развития системы образования в том, что молодежь, отучившись в вузе за собственные деньги, принесет их в кассу вуза еще раз, еще и еще.

Есть и второй фронт конфликта интересов на почве конкуренции за наших детей. Наша средняя школа с некоторых пор финансируется подушно, поэтому учителя собственным кошельком мотивированы, чтобы ученики досидели за партами школы до окончания одиннадцатого класса. Ведь уход девятиклассников в техникумы – прямая потеря финансирования. Об этом, кстати, на заседании Общественной палаты говорили многие. «Введение в школе подушевого финансирования, когда деньги в школу идут за учеником, резко обострило проблему качества приема абитуриентов в техникумы. И ситуация очень непростая», – делился своими наблюдениями директор Сормовского механического техникума М. В. Сивов.

Но и эта проблема, возникшая также вследствие реформаторских новаций, реализуемых по лекалам Высшей школы экономики, имеет решение: регионы нашли этой проблеме вполне рыночное противоядие. Не так давно специалисты департамента образования Нижнего Новгорода побывали у своих коллег в Казани. Так вот, в Татарстане школам дается госзаказ на подготовку определенного количества учеников для их дальнейшего обучения в техникумах. За выполнение этого госзаказа школа получает определенные средства, которые вполне могут компенсировать потери, связанные с сокращением объемов подушевого финансирования. Соседние регионы тоже внедряют подобную систему, способную снять конфликт интересов школы и техникума. Нижегородской области также стоит присмотреться к этому опыту региональной правки федеральных реформ.



Рекомендации
промышленников

Е. В. Чупрунов безусловно прав, говоря о том, что качество образования в сузе уступает вузовскому. Никто с этим и не спорит. Но с утверждением, что общество должно строить планы реформирования образования исходя из того, что все одиннадцатиклассники, не поступившие в вуз, – законченные неудачники, вряд ли можно согласиться.

Задача, поставленная сообществом промышленников, заключается как раз в другом: скоординировать усилия многих структур и организаций и провести колоссальную работу, чтобы остановить эту ненужную гонку молодежи за никчемными вузовскими дипломами «общего профиля», которые сегодня в отличие от времен сорокалетней давности не гарантируют ни общественного уважения, ни хорошей работы. В последние годы ситуация в экономике кардинально поменялась, заводы набирают обороты и готовы платить квалифицированным рабочим и дипломированным инженерам приличную зарплату и предоставить добротный соцпакет, который не каждому офисному служащему за пределами заводов доступен. Надо заинтересовать молодежь, достучаться до нее, потому как возрождающиеся заводы сегодня вновь открывают широкие перспективы и для социально-общественного, и для профессионального роста. Споря с ректором национального исследовательского университета, промышленники говорят, что надо сломать стереотип восприятия техникумов как пристанища неудачников, иначе проблему обеспечения промышленности кадрами не решить никогда.

И для этого слома есть все основания. Существующие в нашей области ресурсные центры отличаются от привычных техникумов и бывших профтехучилищ кардинальнейшим образом.

Вот оценка ресурсных центров, данная В. П. Шанцевым: «Когда появилась идея создания ресурсного центра, который был бы обеспечен современными симуляторами, современными обучающими комплексами, основанными на информационных технологиях, стало понятно, что производства подобного оборудования у нас в стране нет. И когда мы заключили контракты о создании ресурсных центров, то в основе своей они оснащались оборудованием, которое выпускали зарубежные фирмы. Девять центров таких оснащено у нас, и я могу вам сказать, что выпускники этих центров не ищут сегодня себе рабочее место: когда они оканчивают обучение, у центра уже стоит очередь работодателей, желающих их забрать к себе».

А вот признание С. М. Дмитриева, ректора НГТУ им Р. Е. Алексеева: «Сотрудники нашего университета и наши магистры участвуют в наполнении методического обеспечения ресурсного центра, а на том уникальном оборудовании, которое там есть и которого нет даже на многих крупных нижегородских предприятиях, наши студенты проходят практику. И там же мы проводим их обучение по некоторым дисциплинам».

Вот она, новая реальность нижегородского профессионального образования, просто картина маслом: студенты и преподаватели технического университета (!) идут в техникум (!!) набраться опыта. Потому и предлагают нижегородские промышленники комплексную реформу подготовки квалифицированных кадров, что сегодня есть не только острая потребность в кадрах, но и реальная возможность выйти в этом деле на совершенно новый уровень.

Для выполнения всего комплекса задач рабочая группа Общественной палаты предлагает на базе существующих ресурсных центров сформировать научно-образовательные кластеры, которые, по мысли разработчиков концепции реформы, объединили бы усилия учреждений профессионального образования, работодателей, органов исполнительной власти, общественных институтов и школ. Промышленники понимают, что такой кластер не привлечет внимания ни родителей, ни детей, если не будет отвечать определенным условиям. Поэтому они настроены на создание в рамках будущих кластеров полного комплекса современной социальной инфраструктуры, в частности спортивных, культурных, медицинских учреждений. И, конечно, общежитий для иногородних ребят как из трудоизбыточных районов области, так и из близлежащих регионов страны.

С формированием научно-образовательных кластеров промышленники надеются провести действительно кардинальную смену вех в профессиональной подготовке кадров на региональном уровне. И вот еще некоторые наметки этого будущего:

«Нужно еще на этапе школьного обучения создать какие-то новые системы профессиональной подготовки, – считает В. Н. Цыбанев. – Предлагается в этих кластерах организовать мастерские и передать обучение ребят из школы в эти мастерские, чтобы дети уже в процессе обучения в школе знакомились с существом современных рабочих специальностей. Сегодня нам понятно, что у нас очень слабо поставлена информационная работа, поэтому предлагается в рамках тех же кластеров создать сервисные центры для информации выпускников девятых и одиннадцатых классов школ и их родителей по вопросам получения специальностей в учреждениях профессионального образования и дальнейшего трудо-устройства на предприятиях. И День открытых дверей должен проводиться не один раз в год перед выпуском, а каждый день. Каждый родитель должен пройти через этот сервисный центр и понять, что предлагается для его ребенка, который за довольно короткий срок обучения может стать высококвалифицированным рабочим, гарантированно получить работу на современном предприятии, достойную заработную плату и социальный пакет».

«Здесь есть две траектории движения, – поделился своими соображениями о будущем кластеров С. М. Дмитриев, рассказывая об успешном сотрудничестве с Сормовским механическим техникумом. – Студент, поступая в техникум и обучаясь на современном оборудовании, слушая лекции ведущих специалистов, далее имеет возможность пойти работать в высокотехнологичное производство, к примеру в ОКБМ. А с другой стороны, он может поступить к нам в вуз на сокращенную трехгодичную программу и затем вернуться в тот же ОКБМ, но уже с высшим образованием».

И последний штрих к этой зарисовке реалий нашей региональной жизни. Несмотря на то что Общественная палата заседала в Кремле, она – не власть. Компетенция ее заканчивается ровно там и тогда, где и когда по итогам обсуждения того или иного вопроса вырабатываются рекомендации, с которыми общественники и обращаются публично к власти. Но требовать от губернатора исполнения своих решений они не могут, а просить – вроде как статус не позволяет. Власти можно рекомендовать, к ней можно обращаться с предложением решения проблем. И вот резюме:

«Мы обращаемся к правительству и губернатору с тем, чтобы использовать наработки нашей рабочей группы и все те решения проблем, которые мы в общем плане очертили, детализировать в областной программе подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов для различных отраслей экономики Нижегородской области. Хотелось бы, чтобы эта программа к августу была подготовлена и утверждена на правительстве, с тем чтобы войти в бюджетный процесс 2013 года...»

Вот такая стратегия региональной кадровой революции, затеваемой в интересах промышленности и реализуемой нижегородцами вопреки генеральной реформаторской линии федеральной власти. Осилит ли ее регион? Надежда на это есть, но давайте дождемся августа.

Петр ЧУРУХОВ



 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100