русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 24 июня 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | 2012 год | "Нижегородская деловая газета" № 11 (142) | Даешь правый берег! Таможня ценит стабильность |


Даешь правый берег!

63.2Kb

Скоро День города. Хорошо, что у нас все просто и ясно с датой его основания, не как с российским государством, которое то ли было за многие века до Рюрика, то ли государства у нас не было вовсе, жили по полянкам на берегах рек сами по себе.

«История Нижнего Новгорода, – расскажет вам сегодня любой экскурсовод, – начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем в 1221 году как опорный пункт обороны русских границ». И ясно, что нынешним сентябрем нижегородцы разменяют 791 год со дня основания родного города. Не кругло, однако праздник, значит, есть повод поговорить и помечтать о Нижнем Новгороде, который у каждого из нас – свой.

Не так давно, возвращаясь утром с Бора на работу, а офис редакции – на Ошарской (то есть надо в восемь утра перебраться через две реки, нижегородцы же знают, что это такое), услышал на «Вестях ФМ» разговор. Обсуждалась тема столичных выделенных полос. В студию дозвонился россиянин, уже несколько лет живущий в Китае, в одной из промышленно-экономических зон. «И что, у вас в Шеньчжене тоже есть выделенные полосы для общественного автотранспорта? Или там нет пробок?» – спрашивал ведущий. «Нет, пробок здесь нет. И выделенных полос у них тоже нет. Для общественного транспорта здесь есть выделенная обособленная эстакада».

Вот такие разные миры. У них тридцать лет назад на месте этого, как они называют сегодня, «субпровинциального города» были чахлые деревеньки, теперь – более десятка миллионов жителей и обособленная эстакада для автобусов. А в родном и гордом моем Нижнем Новгороде двухуровневых развязок для автотранспорта всего пять штук: две – на Московском шоссе, две – на проспекте Ленина и одна – у Карповского моста на пересечении ул. Ларина и проспекта Гагарина.

И все эти пять чудесных дорожных сооружений построены более тридцати лет назад, то есть еще в советскую эпоху.

Но если посмотреть, что к этим пяти советским еще двухуровневым автомобильным развязкам у нас вот-вот появится ШЕСТАЯ, та, что спонтанно как-то и не очень продуманно, но все-таки образовалась с метромоста на Московское шоссе, то можно говорить о движении вперед. И знаю, многие автомобилисты ждут с нетерпением, когда «без задеву» можно будет от ОКБМ с Бурнаковки проскочить сразу на Белинку или в НИАЭП на Свободу. И мы рады этому, ибо со времен советской власти у нас в городе не строилось никаких значимых дорог.

То есть движение вперед очевидно, но достаточно ли его для развития города?

Вот если бы на нагорной стороне сразу с метромоста в Больших Оврагах появилась возможность съехать вниз к Оке, а там вдоль берега реанимировать бы трассу до Мызы, чтобы вдоль правого берега Оки организовать проезд так же, как по Нижневолжской набережной, это точно было бы полезно для развития города. Правый берег Оки обустраивался и при советской власти, и еще до революции. Ромодановский вокзал построен в 1899 году, значит, берегоукрепление и все работы по прокладке вдоль правого берега Оки железнодорожной ветки на Казань выполнялись более ста лет назад. А просуществовал этот вокзал до 1974 года, почти 60 лет советского периода на берегу теплилась жизнь. Теперь эти километры правого берега Оки неоправданно забыты и заброшены. На правом берегу Волги, у трамплинов, даже в полусотне метров от бензозаправки, строятся коттеджи, а правый берег Оки сразу за Ромодановским вокзалом (то есть в середине города) у нас мертв до самой Слуды, где лишь зимой на лыжных склонах многолюдно. И дальше от Слуды до Мызы, где на берегу угнездилась какая-то деревушка самостроя, тоже нет никакой жизни.

Меж тем набережная здесь укреплена почти до Карповского моста, бетонная подушка вдоль берега вполне сносна. А существующая асфальтовая дорога местами не хуже, чем многие проезды наверху, на горе. Летом городские ленивцы приезжают сюда загорать, даже заводят шашлычок, как в лесу, – природа здесь почти дикая.

И когда над выступом Окского съезда или по-над парком «Швейцария» кружат планеристы на своих разноцветных крыльях, эта окская набережная города, забытая и заброшенная нами, особо требует развития. Обустроить бы эту набережную, превратить ее в современную зону отдыха, понаставить кафе и ресторанчиков, запустить фуникулер из парка «Швейцария», построить площадки для пляжного футбола и волейбола, включить эту зону отдыха в туристические маршруты речников. Да много чего можно бы сделать в этом чудном, данном Богом городу уголке, если бы двигаться вперед, как китайцы. Но у нас – свои темпы, возможно, когда-нибудь обустройство правого окского берега и станет для нас приоритетным инвестиционным проектом. И городу, то есть нам всем, будет лучше.

Петр Чурухов

Таможня ценит стабильность


В Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей отмечают, что в последнее время участники внешнеэкономической деятельности в регионе находят гораздо больше взаимопонимания с таможенными органами, нежели ранее. На вопросы нашей газеты отвечает начальник Приволжского таможенного управления Вячеслав Голоскоков.

33.4Kb

– Самые большие претензии к работе таможенников чаще всего касаются скорости прохождения грузов через таможенные посты. Как обстоят дела с этим показателем сегодня?

– Ситуация изменилась в лучшую сторону: 87 процентов поданных деклараций выпускается на следующий день после подачи. Товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, к которым не применяются ввозные пошлины, в среднем выпускаются в течение 2,8 часа. Ввозимые товары, в отношении которых таможенным органом зарегистрированы предварительные декларации, выпускаются в течение 13,5 часа, а остальные импортные товары выпускаются в течение 17 часов. Произошло увеличение авиационных перевозок: по итогам первого полугодия 2012 года пассажиропоток здесь возрос на 32 процента, а товаропоток – на 46 процентов. Как правило, воздушным транспортом доставляются товары, необходимые при старте бизнеса. Например, идет запуск производства, и выясняется, что каких-то деталей не хватает, и они срочно доставляются авиационным сообщением.

– В Приволжском таможенном управлении особое внимание приковано к деятельности Нижегородской таможни. Изменилась ли за последнее время структура экспортно-импортных операций?

– В структуру Нижегородской таможни сегодня входят восемь таможенных постов: на ГАЗе, в Дзержинске, аэропорту, Кстове, Кирове, Выксе, Йошкар-Оле и Чебоксарах. Внешнеторговый оборот в первом полугодии текущего года составил почти три миллиарда долларов. По сравнению с минувшим годом товарооборот уменьшился на 20 процентов за счет сокращения экспортных операций на 40 процентов. В то же время импорт возрос на 11 процентов. Структура экспорта изменилась за счет сокращения вывоза в 11 раз минеральных продуктов и в 3 раза – металлов и изделий из них. Импорт вырос в 1,7 раза за счет увеличения ввоза машиностроительной продукции.

За счет технологий удаленного выпуска на Нижегородской таможне сегодня оформляются 12 процентов деклараций.

– В настоящее время разрабатывается упрощенная процедура таможенного оформления грузов. Предполагается, что некоторые участники ВЭД получат статус уполномоченных операторов, что даст им ряд преимуществ перед другими, например, возможность хранить товар, не прошедший таможенный досмотр, на собственных складах. По нашей информации, сегодня на статус уполномоченного оператора в области претендуют три десятка нижегородских предприятий. Что данная процедура даст участникам ВЭД?

– Названная процедура носит заявительный характер и связана с предоставлением документов для включения в реестр уполномоченных операторов. В настоящее время по поручению Федеральной таможенной службы Нижегородская таможня отработала документацию по восьми участникам ВЭД. Нами проведена проверка и представлено заключение о возможности включения того или иного участника ВЭД в реестр. Сейчас мы ждем приказа от Федеральной таможенной службы о начале работы по этим субъектам ВЭД. Я бы не сказал, что количество желающих стать уполномоченными операторами велико, поскольку условия вхождения в реестр достаточно непростые, связанные прежде всего с финансовым обеспечением. Не всякий участник ВЭД может позволить себе побороться за статус уполномоченного оператора. Главные претенденты – представители крупного бизнеса. Сегодня мы больше занимаемся агитацией среди участников ВЭД для включения их в реестр уполномоченных. В частности, недавно я встречался с немецкими владельцами нового завода «Либхерр» под Дзержинском, которые находятся на стадии подготовки документов для названной процедуры. Как только участники ВЭД убедятся на собственном опыте, что статус уполномоченных операторов чего-то стоит, а усилия, предпринятые для получения этого статуса, окупаются с лихвой, нас, скорее всего, ждет вторая волна заявлений на получение статуса уполномоченного оператора ВЭД. Пока же у претендентов есть сомнения, стоит ли игра свеч.

– Расскажите о наиболее характерных примерах нарушения таможенного законодательства. Как вы с ними боретесь?

– Схемы нарушения таможенного законодательства не самые сложные. Например, при экспорте – придание сырью и низкотехнологичным товарам статуса высокой технологичности в стремлении ввезти товар в страну по нулевым ставкам таможенных сборов, а при импорте, наоборот, придание высокотехнологичным товарам статуса низкотехнологичных. У нарушителей таможенного законодательства чаще всего две мотивации: незаконно вернуть себе НДС, а также избежать налогообложения таможенной пошлиной. В частности, сырью придается вид каких-нибудь изделий, изготовленных кустарным способом. Не секрет, что для внешнеэкономической деятельности очень активно используются фирмы-однодневки, которые фактически являются фиктивными коммерческими организациями. Как правило, их «учредитель» является либо тихим алкоголиком, либо очень пожилым человеком, который может никогда и не узнать, какие колоссальные средства оборачиваются от его имени.

– Про фирмы-однодневки разговор идет не первый год и даже не первое десятилетие, а воз и ныне там. Неужели с этим явлением нельзя эффективно бороться?

– Бороться можно, но только на законодательном уровне. Например, вы хотите перевести за рубеж деньги, для чего заключаете контракт о поставке из-за границы, допустим, меховых шуб на 10 миллионов долларов. На утерянный или украденный паспорт регистрируется фирма, через которую и проводится сделка. Отправляете за рубеж 10 миллионов долларов, но не получаете шуб, указанных в декларации. Мы идем по адресу, указанному в учредительских документах фирмы, но никого не находим. Дальше в работу уже вступают правоохранительные органы. Что делать, чтобы не допустить регистрации таких фирм? Ведь, с одной стороны, зарежимливание порядка регистрации бьет по законопослушному бизнесу и ухудшает инвестиционный климат. С другой стороны, статистика красноречива: 40 процентов субъектов ВЭД в России официально проводят только первую внешнеэкономическую сделку. Впрочем, для нашего региона названная тенденция не очень характерна: Нижегородская область – регион промышленников, которые давно зарекомендовали себя на внешнем рынке. Для нас скорее характерны более изощренные преступные схемы при оформлении грузов через таможню, чем регистрация примитивных фирм-однодневок. Наши участники ВЭД стабильны, оседлы и более интеллектуальны.

– Второй год действуют соглашения по Таможенному союзу между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Как это решение властей отразилось на объемах торговли между нашими странами?

– Статистика показывает, что объем внутреннего товарооборота между странами Таможенного союза в Приволжском федеральном округе за январь–май текущего года составил 1,4 миллиарда долларов. Эксперты говорят об увеличении товарооборота на 70 процентов.

– Но ведь у предпринимателей наверняка возникает соблазн зарегистрировать бизнес в Белоруссии или Казахстане и ввозить в Россию товары беспошлинно, не так ли?

– Бизнес делится на оседлый и мобильный. У компаний, закупающих товар, например, в Китае и продающих его в России, безусловно, есть мотивация, чтобы регистрироваться в Казахстане и осуществлять внешнеэкономические операции в рамках таможенной службы Казахстана. Другим это мало чем поможет. Во-первых, у наших стран унифицированный Таможенный кодекс, ставки таможенных пошлин на 90 процентов тоже унифицированы. Другой момент – пункты пропуска на китайско-казахстанской границе небезразмерны. Возможность обработать определенное количество грузов небесконечна, поэтому казахстанская таможня, на мой взгляд, не справится с потоком грузов, если российский бизнес станет действовать так, как Вы сказали. При этом всегда остается возможность ввезти груз из Китая через Находку, через Забайкальск или через Балтику. Тем не менее мотивация регистрировать фирмы в Казахстане остается, поскольку Россия и Казахстан не до конца унифицировали свои налоговые законодательств: ставка НДС, например, там ниже – всего 12 процентов. Другое дело, переезд в другую страну и регистрация бизнеса – это большие операционные расходы, которые надо соотносить с возможными прибылями. Там тоже все непросто. Характерный пример – к нам через Оренбург проходит большое количество плодоовощной продукции из Узбекистана. В Оренбурге созданы такие благоприятные условия для участников ВЭД, что они не уходят оформляться на убекистано-казахстанскую границу, хотя имеют такую возможность. Потому что в Оренбурге все делается быстро, четко и прогнозируемо, а участники ВЭД прежде всего ценят стабильность.

– Надеюсь, ваша служба подготовилась к вступлению России в ВТО? Как Вам кажется, что изменится в вашей работе и в стране в целом в связи с этим событием?

– Для нас ничего не меняется, кроме того что, возможно, незначительно вырастет импорт. С 1 сентября начнется снижение таможенных пошлин, которые к 2015 году опустятся до уровня 6 процентов по сравнению с нынешней средневзвешенной ставкой 9,5 процента без НДС. Как известно, таможенный платеж состоит из трех частей – фиксированная плата за таможенное оформление, пошлина и НДС в размере 18 процентов на основные товары и 10 процентов на товары медицинского профиля и товары для детей. Неужели Вы думаете, что снижение пошлины всего на 3,5 процента существенно стимулирует спрос на внутреннем рынке? Согласно прогнозам, наибольший прирост импорта ожидается в автомобильном сегменте, поскольку там ставка снизится существенно. С другой стороны, с целью защиты отечественного производителя правительство страны приняло решение о введении утилизационного сбора, который смикширует резкое снижение пошлин на ввоз. Решение правильное, если учитывать, что инвесторы вложили серьезные деньги в развитие нового типа автомобилестроения в России, связанного в основном с промышленной сборкой внутри страны иностранных моделей. Чтобы получить отдачу от вложенных денег, инвесторам нужно не менее 8–10 лет, поэтому на ухудшение инвестиционного климата в отечественном автомобилестроении никто не пойдет. Защитой инвестора и призван быть утилизационный сбор на ввозимые в страну иномарки.

– Сегодня незаконно взять деньги за ускорение процедуры таможенного досмотра стало гораздо сложнее, чем раньше. Говорят, что именно поэтому молодежь уже не так рвется в таможенники, как прежде?

– Наиболее сложные кадровые проблемы у нас были в 2000 году – все увольнялись. Работа очень тяжелая, высокоинтеллектуальная и очень ответственная. Например, должностное лицо, которое занимается проверкой декларации, несет всю полноту ответственности за правильность начисления платежей, которая, в свою очередь, зависит от большого количества факторов. Поэтому, когда в результате проверки происходит недобор платежей в бюджет, сразу ставится вопрос об ответственности должностных лиц, причастных к данной товарной партии.

– И что произошло в 2000 году, когда у вас произошли массовые увольнения?

– Главная причина – очень маленькая заработная плата на тот момент. Она и сегодня не самая большая в стране, но за последние два года правительство уделяет большое внимание социальной защищенности таможенников. Например, значительно увеличились финансовые поступления на приобретение социального жилья для тех, кто встал на очередь до 2005 года, – это требование российского законодательства. В частности, на Нижегородской таможне очереди на приобретение жилья сегодня уже не существует.

Сергей СЛАВИН




 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100