русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 17 августа 2018 г. пятница
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | Нижегородская деловая газета №1 (43) от 01.11.2006 г. Россия: государство возвращается к жизни | Формула успеха и учение Дарвина |


Формула успеха и учение Дарвина

Вести бизнес Андрею Городнову, генеральному директору компании «АЛТЭКС», помогает своя управленческая стратегия

Среди наиболее успешных нижегородских фирм «АЛТЭКС – группа компаний» – одна из самых «показательных» с точки зрения своей поучительной истории. Достаточно вспомнить, что в начале 90-х эта фирма искала себя в разных сферах предпринимательства, начинала с производства рыболовных удочек и бытовых электронагревателей, затем нащупала собственную нишу на нижегородском рынке, предложив по тем временам совершенно новую сферу услуг – оперативную полиграфию.

8.3KbВ настоящее время группа компаний «АЛТЭКС» осуществляет несколько самостоятельных бизнес-проектов: «Центр оперативной полиграфии», сеть магазинов «Скрепка» и «Домашний компьютер», производственное предприятие «Фабрика окон», проектно-строительная компания «СтройКА», транспортная компания «АЛТЭКС»… А выделяет компанию на рынке продуманная, опробованная на собственном опыте управленческая стратегия. Генеральный директор «АЛТЭКСа» Андрей Городнов охотно делится наработанным опытом.

Почти по Дарвину

Формула успеха «АЛТЭКСа» как и любого предприятия, довольно проста: успех = изменение + развитие + уважение к клиентам и сотрудникам, партнерам и конкурентам.

Почему в этой формуле первым слагаемым выступает «умение изменяться»? Мир вокруг нас очень динамично изменяется. Вместе с ним должны быть готовы к переменам и мы. Побеждает тот, кто умеет вовремя реагировать на перемены.

Например, еще несколько лет назад нижегородский IT-рынок был достаточно вялым, особенно тот его сегмент, который связан с компьютерами для дома. Существовала масса мелких полуподвальных фирм, где компьютеры собирали на коленке и продавали. Причем каждый из этих ларьков считал, что он занимает половину рынка... В то время в нашей компании еще не было подразделения, которое занималось бы продажей компьютеров, но мы уже начали анализировать ситуацию: а что, собственно говоря, происходит на этом рынке? Стали изучать пути его развития за рубежом, отмечать тенденции, проводить аналогии. И увидели, что там, где этот рынок более развит, преобладает цивилизованная форма компьютерных магазинов для дома. Почему бы не создать в Нижнем Новгороде сеть специализированных магазинов, где клиенту будет удобно делать покупки, где ему соберут по возможности быстро любую необходимую комплектацию, обеспечат гарантии и обслуживание, где всегда поможет советом грамотный персонал?

Мы начали работать в этом направлении, хотя на первых порах приходилось встречаться с непониманием: «АЛТЭКС»?! Разве же это компьютерная компания?!». Тем не менее, мы создали сеть магазинов «Домашний компьютер» на нижегородском рынке и готовы реализовать подобный проект в национальном масштабе…

Другой наш бизнес-проект – «СтройКА» – одно из самых молодых подразделений, но оно уже завоевало уважение и признательность заказчиков. На нашем счету довольно крупные и сложные объекты, которые составили бы гордость любой крупной строительной компании. Еще один бизнес-проект, «Фабрика окон», также быстро занял лидирующие позиции в своем сегменте рынка. Вообще, мы могли бы сегодня поставить на поток реализацию подобных проектов. Но, с другой стороны, излишняя диверсификация нам не нужна. Все проекты, которые мы сейчас развиваем, укладываются в некую концепцию, которую можно назвать – «офисная интеграция». Все, что вы видите вокруг себя в офисе, мы готовы оборудовать «под ключ». Клиент имеет возможность заказать у нас весь спектр необходимых работ, от строительства и ремонта – до разработки корпоративного стиля и обеспечения канцтоварами, вплоть до последней скрепки. Выгодно это тем, что заказчик концентрирует ответственность на одном поставщике. Если в офисе что-то не заработало, возникли какие-то проблемы, достаточно набрать один-единственный номер телефона…

Мне нередко задают вопрос: легко ли руководить одновременно магазином, стройкой и типографией? Но здесь необходимо разобраться, что значит в данном случае «руководить». В каждом подразделении имеются непосредственные руководители, совместно с которыми мы определяем цели, утверждаем бюджетный план и перспективы. Я, как генеральный директор, выступаю преимущественно в функции «старт-апщика». От оперативного руководства меня отделяет некая дистанция, длина которой постоянно меняется. Если все идет в рамках задуманного, мое вмешательство не требуется. Я подключаюсь там, где необходимо привлечь какой-то административный ресурс, где возникает какая-то сложная, нетривиальная задача, решение которой связано с повышенным риском. Подключаясь к ее решению, я разделяю этот риск. Во всем остальном наши бизнес-проекты – это совершенно самостоятельные предприятия.

Постоянное развитие

Простая аналогия: ребенок рождается, растет, начинает проявлять какие-то способности. Когда ему лет пять или шесть, вы уже можете сказать, например: «Он будет великим ученым». Или: «Он будет музыкантом». Но кто может знать это наверняка? Многое зависит от того, как сложатся обстоятельства, в каком направлении он разовьет свои способности, какие люди будут его окружать.

Наверное, каждый ребенок когда-нибудь трогал пальцем горячий утюг, хотя ему и говорили – не трогай. Что тут поделаешь: потрогал, убедился, получил полезный жизненный опыт. Затем, каждый подросток пробовал покурить, выпить пива, водки… Все через это прошли, но кто-то сделал нормальные выводы, а кто-то так и не смог.

Точно так же и любая компания, любой развивающийся бизнес. Как у человека, у предприятия есть детство, отрочество, юность. Каждый проходит все эти этапы, и невозможно из детского возраста сразу кинуться во взрослую жизнь. Иначе компания либо терпит убытки, либо встречает проблемы иного характера. Нельзя игнорировать объективные законы развития.

Любая компания переживает на своем пути различного рода кризисы. Это и неизбежные кризисы роста, стагнации, деградации. Это и кризисные ситуации финансового или иного характера, которые могут настигать компанию даже несколько раз в год. В любом варианте, если руководство видит и понимает кризисную ситуацию, оно вынуждено двигаться дальше, принимать какие-то решения. Правильные или неправильные – показывает жизнь.

Когда молодое предприятие только еще образуется, никто не имеет четкого сценария ее развития. Единых рецептов нет и не может быть, каждый бизнес глубоко индивидуален. Со временем компания должна выработать свой, неповторимый сценарий развития. Главное – развитие не должно останавливаться ни на каком этапе.

Дорогие клиенты и конкуренты!..

У «АЛТЭКС – группа компаний» 2 500 постоянных корпоративных клиентов и более чем полтора миллиона посетителей в год. Это люди, ради которых в конечном итоге работает наша компания. И наша ответственность умножается на количество этих людей.

Конечно, можно найти на нижегородском рынке фирмы, которые скажут: «Мы сделаем вам дешевле». Наша компания не из дешевых. Потому что, во-первых, мы платим налоги; во-вторых, специалисты у нас получают достаточные зарплаты; в-третьих, мы создаем инфраструктуру, которая неукоснительно выполняет свои функции, и так далее. Все это – цена нашей ответственности перед клиентом.

Мы можем пообещать заказчику: «Мы гарантируем вам бесперебойное функционирование вашего офиса». И совместно найдем оптимальный вариант, исходя из возможностей клиента и его индивидуальных запросов. Если же для заказчика важнейший критерий – купить максимально дешево, говорим ему честно и однозначно: «Это не к нам». И называем десяток компаний, куда ему можно сходить. Да, мы не завлекаем покупателя самыми низкими ценами. Потому что мы собираемся существовать еще очень долго. Соответственно, нам нужно честно смотреть заказчику в глаза не только через месяц, но и через годы.

Приятно, когда лет пять спустя наш заказчик, которому мы оборудовали офис, возвращается и говорит: «Вы сделали, спасибо, все отработало по высшему классу, но сегодня технологии шагнули вперед. Хотим модернизироваться, поэтому мы опять к вам». Вернувшийся через годы заказчик – это самое лучшее вознаграждение за нашу работу.

Сроки выполнения любого заказа мы стараемся свести к минимуму. Мы долго и внимательно согласуем первоначальную документацию, но в результате говорим заказчику: «Это будет стоить столько-то, и ни долларом больше, а сдадим мы вам объект такого-то числа такого-то месяца в 16.00». Заказчики первое время хихикали, воспринимая это как шутку. А потом – удивлялись. И тут же заказывали нам второй, третий объект. Конечно, нельзя сказать, что все до одного наши объекты сдавались минута в минуту, но практически всегда мы завершаем работу без переноса сроков.

Говоря о том, что мы любим своих конкурентов, мы ничуть не кривим душой. Много конкурентов – это хорошо. И лучше, чтобы они были сильными. Почему? Предприятие – как человек, оно не может нормально развиваться в изоляции. Если ребенку приходится жить и расти среди деградирующих, ничтожных духовно и физически людей, он сам неизбежно вырастает таким же. А если вокруг него всегда одаренные, яркие, сильные, эрудированные люди… Точно так же и в конкурентной среде. Слабые конкуренты – слабый стимул для роста. Мы, не кривя душой, выступаем за дальнейшее развитие наших конкурентов. Чем лучше они будут развиваться… А мы в долгу не останемся!

Кто-то из наших местных предпринимателей жалуется на жесткую конкуренцию. Да на нижегородском рынке вообще нет жесткой конкуренции! Мы до нее еще не доросли. Свидетельство тому – то, что бизнесы, в отличие от западных, не сфокусированы, не выстроены. О перспективах не думают. Клиентов в упор не видят. Персонал набирают – и не умеют его использовать. Посчитать хотя бы, во сколько работодателю обходится организация одного рабочего места для сотрудника. Элементарно: стол, стул, компьютер, телефония, пять квадратных метров офисной площади… Все это обходится приблизительно в две тысячи долларов на человека. Какой производительностью должен обладать специалист, чтобы обеспечить хотя бы самоокупаемость?

Многие этого не считают, набирают кучу людей, думая, что это усилит работу всего коллектива. Но самый лучший показатель эффективности – средняя выработка на человека. Объем продаж или производства делим на количество людей. И получаем меньше 10 тысяч долларов на работника в год… Гордиться нечем! Даже самые лучшие нижегородские компании едва «переваливают» за 50 тысяч долларов, а для большинства этот показатель – 15–20, не выше. В условиях жесткой конкуренции такого быть не могло бы. В западной компании минимальная выработка на человека начинается от 100 тысяч долларов в год, а для ведущего предприятия этот показатель возрастает до 600, 700 тысяч долларов на человека. Вот если такие компании придут на наш нижегородский рынок – да, это будет жесткая конкуренция…

Процесс совершенствования компании – непрекращающийся процесс. Конкурентная среда раскрывает наши возможности, заставляет расти. Вот за это спасибо нашим конкурентам. Они учат нас, а мы учим их… В результате становимся сильнее и мудрее.

Спортивный характер

Бизнес – это очень сложная область человеческой деятельности, где пересекаются многие сферы жизни. В бизнесе много «намешано» и от науки, и от философии, и даже от спорта… Последнее очевидно: в бизнесе человек получает какие-то дивиденды, когда выигрывает в конкурентном соревновании.

Но аналогия со спортом этим не ограничивается. Для участия в бизнес-процессе нужно от природы обладать спортивным характером. Радоваться, когда на рынке появляется новый сильный конкурент, и энергично включаться в состязание. Выиграл ты это состязание или все-таки пришел к финишу вторым – это даже не самое главное. В любом случае ты победил, потому что сам стал сильнее. Точно так же, как в спорте: если ты тренируешься постоянно, твое мастерство крепчает. А как только ты прекращаешь тренировки на год, на два… Вот ты уже и не спортсмен.

Если человек не обладает от природы бойцовским духом, ему лучше не ввязываться в бизнес. Тем не менее, среди предпринимателей у нас встречается немало таких людей. Они страдают, не понимая, что это просто чуждая им сфера деятельности. Такому человеку лучше работать научным сотрудником, и, возможно, там он добьется больших успехов… Бизнес – твоя стихия, если постоянная борьба и движение – это твой стиль жизни, твоя философия.

Записала Светлана Владимирова

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100