русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 25 апреля 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 5 (47) от 25.12.2006 г. Новогодний карнавал | Бюджет как стратегический ресурс области |


Бюджет как стратегический ресурс области

Буднично, без батальных сцен и политических заявлений в конце ноября Законодательным собранием был принят бюджет Нижегородской области. Продекларированный рост доходов и многие другие позиции свидетельствуют о том, что область намерена развиваться темпами, опережающими среднероссийские. О бюджете области – наш разговор с В.А. ИВАНОВЫМ, заместителем губернатора по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике.

6.2Kb– Владимир Александрович, вы добрый десяток лет, еще будучи депутатом Законодательного собрания, занимались бюджетными вопросами. Что такого случилось, что на этот раз бюджет – и это впервые – принят в ноябре?

– Просто мы следовали букве закона и своевременно готовили все необходимые материалы, проводили множество согласований, в том числе с большинством руководителей предприятий: прежде чем прописывать бюджет, мы сверяем с предприятиями и компаниями многие позиции и расчеты социально-экономического развития, объемы производства, затем проводим эту работу с муниципальными образованиями и нашими профильными министерствами. Был составлен план-график, которого мы неукоснительно придерживались. Сама жизнь диктовала необходимость такого подхода, потому что, когда бюджет принимается позже, его невозможно качественно исполнить, особенно в расходной части.

– Но и раньше был этот закон, букве которого, говорите вы, следовало в этом году правительство. Либо раньше оно не так уж трепетно следовало этой букве, либо что-то поменялось в подходах, в законодательстве, в экономике, может быть?

– На принятие бюджета экономика влияет только в части параметров, больших или меньших сумм бюджетных статей, но саму структуру бюджета и технологию работы над ним экономика не меняет. Изменения в законодательстве происходят, но они также не влияют существенно на работу над бюджетом. Думаю, что в нашем случае немаловажную роль сыграло не только повышение дисциплины и требовательности, что действительно у нас в области произошло за последний год, но и тот интерес к делу, который появился у всех работников министерств и ведомств, участвующих в бюджетном процессе. Это всегда происходит, когда работа удается, когда бюджет прошлого года не только выполняется, но и перевыполняется, – всегда хочется двигаться дальше, как можно быстрее увидеть возможности будущего года. Наверное, это сыграло свою психологическую роль в настрое людей, и у нас все получилось.

– Этот настрой – ваше, так сказать, внутреннее дело правительства. Но бюджет, как Вы говорили, формировался путем согласования основных позиций с предприятиями и компаниями. Их-то интерес какой в том, чтобы правительству удалось прописать бюджет в ноябре?

– Мы начали работу с того, что составили план и распределили все предприятия и компании. Самые крупные взял на себя губернатор, затем вице-губернаторы, следующий уровень – заместители, министры, их заместители и так далее. И провели все эти встречи, состоялся разговор о перспективах развития предприятий, о том, как промышленники видят пути решения существующих проблем. При этом мы сразу обозначали, что в наши задачи не входят некие фискальные ревизии, мы анализируем работу предприятия не для того, чтобы разобрать всех на плохих и хороших, но проводим эти встречи с тем, чтобы понять, как, какими путями, силами и средствами нам вместе с ними идти вперед. И когда какое-то предприятие имело задумки, свои планы по развитию, но не могло устранить некие препятствия, мешающие реализации этих планов в ближайшее время, мы подключались. Где-то это были вопросы, связанные с таможенными органами, где-то очень медленно двигалось получение разрешительных документов.

– Но эти вопросы – таможня и лицензии – зачастую решаются на федеральном уровне.

– А правительство области на то и есть, чтобы во взаимодействии с федеральными органами способствовать развитию бизнеса на своей территории и решать данные вопросы.

Так вот, хочу сказать, что в ходе таких встреч мы не только помогали бизнесу решать определенные вопросы, но, случалось, и не соглашались с предложениями производственников. Если мы говорим о динамичном развитии области и определенных темпах роста, а предприятие ставит перед собой задачи по темпам более низкие, нас это положение, естественно, не может устраивать, потому как не гарантирует, что мы можем добиться требуемых результатов. И в этом тоже, как мы понимаем, заключается роль правительства: чтобы совместно найти решение, способное изменить ситуацию и выйти на более высокие параметры работы конкретного предприятия.

– Это прямая задача топ-менеджмента. То есть, выстраивая программу социально-экономического развития, вы работали за управленцев компаний?

– Мы не можем быть специалистами во всех областях, здесь эффект в другом. Мы встречались не с газу на глаз, а со всем руководящим аппаратом предприятий, со всеми специалистами, у которых в таком разговоре появлялась возможность обозначить все узкие места и совместно с нами решить, как расшить их. Причем это были не эпизодические встречи, а рутинная, системная работа, которой мы занимались с конца прошлого и до половины текущего года. Теперь у нас по каждому предприятию есть материалы, есть стопроцентное реальное понимание того, кто как развивается и на каком уровне выставлены планки.

Разговор этот нам был нужен еще и потому, что мы принимали стратегию развития Нижегородской области и нужно было видеть, набираем ли мы в совокупности необходимый для ее реализации потенциал. Если недостаточно, значит, нужно еще какие-то производительные силы в области размещать, причем не просто строить новый завод, но увязывать это с кадровым потенциалом, с возможностями рынка и востребованностью той или иной продукции.

– Но стратегия развития – это тот же план, только прописанный на некую перспективу. Разве не так?

– Да, вроде тоже бумага, цели поставлены, средства определены. Но я вам скажу, что работа над стратегией (а провели мы эту работу совместно с крупнейшей консалтинговой компанией, имеющей опыт в решении таких задач) позволила нам увидеть все болевые точки, показала реальную картину дела в разрезе каждого предприятия, причем в сравнении с российскими и ведущими мировыми компаниями, с разбивкой по отраслям. Мы реально увидели, на каком месте мы находимся, получили информацию обо всех имеющихся у нас громадных резервах.

– Хорошо, у вас есть реальная картина, но само по себе это знание не может дать прирост бюджета за год более чем на треть. Доходная часть бюджета на 2007 год запланирована с ростом к минувшему году на 137 процентов. Темпы больше российских. За счет чего?

– Естественно, что темпы выше среднероссийских, нам так и надо, такую задачу и поставил губернатор перед правительством. Но хочу сказать, что и в текущем году мы прирастили к первоначальному плану 57 процентов, прогнозировали 31, 8 миллиарда, а будет доходная часть более 41,5 миллиарда. И к этому уровню мы намерены добавить, если быть точным, еще 37,1 процента.

Бюджет складывается из трех основных источников: налог на прибыль предприятий, налог на имущество и поступления от физических лиц, так называемый подоходный налог. Так вот, увеличение объемов производства, чего мы добиваемся нашей тесной работой с компаниями, и модернизация производства позволяют увеличить основные фонды предприятий, и, следовательно, растет налог на имущество. Внедрение новых технологий и инвестиции, над этой проблематикой правительство также активно работает, приводят к росту прибыли. Наконец, третий источник – налог на доходы с физических лиц. Работа здесь ведется не менее активно, в частности по легализации заработной платы.

– У вас есть механизм влияния на предпринимателей, способный заставить их не уводить суммы от налогообложения?

– Мы начали с того, что получили по каждому предприятию каждого района информацию о заработной плате – вот у меня здесь простыни были во весь стол с таблицами, в которых против каждого предприятия было проставлено несколько столбцов с различным уровнем заработной платы. И начали мы работу прежде всего по тем позициям, где уровень зарплаты был ниже прожиточного минимума. Под руководством глав местного самоуправления создали согласительные комиссии, которые встречались с предпринимателями, выясняли, в чем причина и почему такой уровень оплаты труда. Согласитесь, если такая низкая зарплата, то очевидно, что бизнес не эффективен, и правительство вправе спросить: а нужен ли нам такой бизнес? И нужно ли власти, чтобы страдали люди, у которых сегодня низкие зарплаты, а завтра они не получат достойную пенсию? Так вот в результате такой тоже рутинной работы только у этой категории граждан, получавших в начале года зарплату ниже прожиточного минимума, за год оплата увеличилась в 2,3 раза. Соответственно, увеличились и налоговые поступления в бюджет.

Так мы работали со всеми категориями. И иногда сталкивались с ситуациями, когда на нормально работающем, на первый взгляд, предприятии оплата труда даже выше средней по области, все вроде прекрасно, но в разрезе своей отрасли этот уровень оказывался одним из низких. И у правительства тоже возникали вопросы об эффективности работы данного предприятия, по сути, одного из худших в отрасли. Почему, в чем причины, что нужно сделать для изменения ситуации, чтобы предприятие вышло как минимум на среднеотраслевой уровень? В результате в текущем году у нас темпы роста реальной заработной платы и реальных доходов на душу населения значительно выше среднероссийских. По реальным доходам мы переместились с 62-го на 19 место в стране. Хорошие темпы, но и при этом у нас пока заработная плата ниже среднероссийской. Губернатор поставил задачу ликвидировать этот разрыв до 2010 года, и у правительства есть на этот счет определенные планы.

– Вы часто говорите о программах и планах, а хватит ли ресурсов для их воплощения? И кого правительство намерено привлекать в область? Я понимаю, что у правительства при поиске инвесторов должен быть выбор, но вот от строителей, к примеру, довольно часто приходится слышать, что пришли москвичи и все забрали.

– Я не понимаю такого вопроса. Да, мы готовы поддерживать всех, кто помогает нам решать наши задачи, и московский бизнес, и саратовский, и иностранцев. Давайте посмотрим на эту проблему со строителями. Чтобы реализовать нашу программу в рамках национального проекта «Доступное жилье», нам надо в полтора – два раза увеличивать темпы. Наш потенциал задействован на все сто процентов, те компании, что пришли на рынок, задействованы – и все равно нам сил не хватает. Поэтому правительство считает, что нужны серьезные программы, в которых должны быть просчитаны все взаимозависимые сегменты. А у нас на сегодня недостаточно сил, это первое, и второе, нет необходимой инженерной инфраструктуры.

– А как жеп рограмма реконструкцииН ижнего Новгорода, о которой много говорится?

– Это как раз первая подобная программа, на будущий год мы будем делать такие по каждому городу в области. А что касается Нижнего Новгорода, то благодаря этой программе мы уже сегодня имеем 55 площадок, которые надо осваивать. Мы просчитали по каждой площадке необходимые потребности в электроэнергии, сколько нужно будет тепла, сколько кубометров воды, газа, все просчитано в деньгах по каждому периоду. Мы знаем, какова будет инвестиционная составляющая в тарифах, какая доля придется на плату за подключение, сколько приходится средств на компенсацию затрат на инфраструктуру, сколько средств дополнительно будет выделено из бюджета в конце текущего года и сколько будет в каждом последующем. Более того, мы знаем, сколько, где и каких мощностей будет вводиться в каждый период по линии РАО «ЕЭС», сколько по линии Газпрома: мы тоже все прописали, согласовали с газовиками (на 27 декабря губернатор запланировал подписание соглашения с РАО «ЕЭС»), определили и синхронизировали все позиции по пуску на несколько лет вперед.

– Владимир Александрович, год практически завершен. Что вы считаете наиболеез начимым для области из реализованного в уходящем году?

– Можно говорить о каких-то объектах, которые пущены, скажем, производство нетканых материалов «Фройденберг Политекс» в Заволжье или производство битумных кровельных материалов ЗАО «Ондулин» в Нижнем Новгороде. Но я считаю главное, что в этом году проработаны пять основных проектов, проработаны настолько, что появилась окончательная уверенность в их реализации на территории области. Это очень крупный проект в Выксе – металлопрокатный стан на металлургическом заводе с бюджетом под миллиард долларов, отдача от которого начнется в конце следующего года. Знаковым я бы назвал соглашение автозавода с австрийской группой МАГНА о создании двух производств автокомпонентов, которые будут ориентированы на поставки для российских автосборочных заводов. Очень значимый проект реконструкции завода «НОРСИ» компании «ЛУКОЙЛ» по крекингу, который тоже имеет бюджет под 800 – 900 миллионов долларов. Также я отметил бы в числе основных событий года приход автосборочного производства на Бор. И, конечно же, я бы назвал в числе знаковых создание совместного производства компании «Сибурнефтехим» и бельгийской компании «Солвей» по производству поливинилхлорида мощностью 300 000 тонн в год. Каждый из этих проектов принесет в бюджет от одного до двух миллиардов рублей дополнительных поступлений. И, конечно, я не могу не сказать о тех программах, которые наработаны правительством в течение года. Это очень большое дело, не разово что-то там свершить, на 2 – 5 процентов поднять производство: мы заложили очень серьезную базу для дальнейшего движения на ближайшие десятилетия, решили принципиальные вопросы с развитием инженерной инфраструктуры, что развязывает очень большие и сложные узлы в экономике. И сегодня я уверен в том, что Иванов ли, Петров или Сидоров будет заниматься реализацией этих проектов, не важно. Важно, что эти наработки никуда не пропадут и раньше или чуть позже, но все намеченные планы будут выполнены.

ПетрЧурухов

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100