русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 19 января 2018 г. пятница
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 5 (47) от 25.12.2006 г. Новогодний карнавал | Земля хозяина любит |


Земля хозяина любит

Так уж сложилась история человечества, что вопрос о владении землей никогда и нигде не решался гладко и просто. Не стала исключением и новейшая история России, когда по воле президента и правительства страны в 1991 – 1993 годах началась приватизация сельскохозяйственных предприятий, реорганизация колхозов и совхозов, наделение бывших их работников земельными паями.

7.7KbПо ряду причин, в том числе организационно-правового характера, эта работа не была завершена так скоро и правильно, как хотелось бы, а поскольку в последние годы производственная и строительная деятельность на селе заметно активизируется, неопределенность в вопросах собственности на земли сельскохозяйственного назначения может легко привести к конфликту интересов землевладельцев, органов местного самоуправления и других хозяйствующих субъектов. О том, как минимизировать риски и избежать конфликтных (нередко тупиковых) ситуаций, рассказывает директор Волго-Вятского филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ Владимир Прокофьевич СУХОМЛИН.

– Владимир Прокофьевич, несколько слов об истории вопроса.

– В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 года «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» среднерайонная норма определялась путем деления общей площади сельхозугодий в пределах района (за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов) на численность работающих в сельском хозяйстве, включая ранее работавших здесь пенсионеров и людей, занятых в социальной сфере на селе. Главы местных администраций наделялись по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам правом устанавливать среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью населения. Кроме того, органы местного самоуправления получили право продавать земли из сформированных фондов перераспределения по конкурсу или передавать в аренду с правом последующего выкупа. При этом преимущественное право покупки земельных участков предоставлялось гражданам, ранее использовавшим их на правах аренды.

В процессе реализации такого сложного дела, как проведение земельной реформы, в Нижегородской области (как, впрочем, и в других регионах) возник целый ряд организационно-территориальных и правовых проблем, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками сельхозназначения. Во-первых, в границах сельскохозяйственных предприятий сегодня существует множество земельных собственников и землепользователей. Во-вторых, по ряду объективных и субъективных причин происходит изменение площадей, границ земельных угодий и их качественного состояния. И, наконец, необходимо обеспечить правовой режим использования земель.

– Что это означает на практике?

– В ходе земельной реформы собственники земельных долей получили лишь долю в праве долевой собственности, то есть декларировалось, что гражданин имеет право, к примеру, на пять гектаров сельскохозяйственных угодий на территории СПК «Родина», однако в каком месте расположена эта доля в виде земельного участка, гражданин не знал.

Для того чтобы определить, в каком земельном массиве расположен земельный участок каждого конкретного собственника земельной доли и оформить права на этот земельный участок, составляется проект территориального землеустройства.

На сегодняшний день работа по составлению проектов территориального землеустройства проводится филиалом в 31 районе области в 206 сельхозпредприятиях.

Преобладающее количество районов, в которых интенсивно проводится эта работа, составляют районы, расположенные в центральной и юго-восточной части области (58 процентов от общего количества).

Соотношение востребованных и невостребованных земельных долей в среднем составляет от 40 до 65 процентов.

Распоряжение востребованными земельными долями в основном заключается в передаче их в аренду сельскохозяйственным предприятиям, на территории которых эти земельные доли расположены, но имеются отдельные случаи передачи земельных долей в уставной фонд сельхозпредприятий (Большеболдинский и Княгининский районы).

Невостребованные доли соответственно составляют от 35 до 60 процентов от общей площади.

К большому сожалению, количество невостребованных долей с каждым годом увеличивается из-за того, что собственники земельных долей уходят в мир иной, а наследники не оформляют права на наследство.

При разработке проектов территориального землеустройства приходится сталкиваться с целым рядом проблем. Это уточнение списков собственников земельных долей; принятие решения о том, законно или незаконно в эти списки внесены те или иные люди; согласование границ смежных земельных участков; отмена незаконного занятия земель, находящихся в общей долевой собственности, юридическими лицами (или предпринимателями без образования юридического лица) для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

Чтобы снять большинство возникающих в этой связи вопросов, было бы правильным в законодательном порядке возобновить деятельность внутрихозяйственных и районных комиссий по приватизации земли, которые работали в каждом реформировавшемся колхозе или совхозе в 1991 году; организовать соответствующее обучение председателей таких комиссий.

Существует и еще одна, весьма важная, сторона: это низкая платежеспособность сельского населения. Поэтому зачастую собственники не переоформляют свои права. А значит, никаких юридических действий с земельным участком произвести не могут – ни продать, ни подарить, ни передать по наследству…Что, согласитесь, никак не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Более того, мешает развитию производственных отношений на селе.

– А если, к примеру, территория владения окажется на пути строящейся дороги, нефтепровода или линии электропередач?

– В этом случае, если права собственности не оформлены надлежащим образом, как раз и могут возникнуть те самые конфликтные ситуации, о которых мы говорили в начале. Очень трудно договориться, скажем, о суммах на восстановление плодородия земли или вообще о цене того или иного участка (доли), если он не внесен в кадастровый план. Все это может создать ненужные трения вплоть до судебных разбирательств между человеком или объединением сельхозпроизводителей, считающими себя хозяевами владения, и организацией, производящей работы.

– Владимир Прокофьевич, сколько стоит вся процедура?

– В применяемой нами технологии предусмотрены и учтены возможности удешевления работ. Эти работы производятся поэтапно, и средняя их стоимость такова. Первый этап: подготовка проектов территориального землеустройства в случае перераспределения земель сельхозназначения (корректировка проектов, на основании которых принималось решение о передаче земель в общую собственность) – 50 рублей за гектар общей площади.

Второй этап: оформление документов для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в общей долевой собственности. Проводится по материалам территориального землеустройства (первый этап), стоимость – от 30 до 50 рублей за гектар.

Общая стоимость комплекса работ составляет 80 – 100 рублей за гектар в зависимости от контурности участка. При этом надо учитывать, что 50 процентов стоимости заказчику возмещается из средств министерства сельского хозяйства области.

Беседовал Павел ЕРМОЛАЕВ

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100