русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 11 декабря 2018 г. вторник
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 3 (50) от 16.02.2007 г. Нижегородская область как бизнес-проект | Бесхозные миллиарды |


Бесхозные миллиарды

До 20 декабря 2006 года в Нижнем существовало главное управление Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу – структура, которая занималась сбором и анализом сведений по всему округу, формировала и передавала свои предложения в Москву. В конце года приказом Росприроднадзора управление было преобразовано в «департамент Росприроднадзора по ПФО». Изменились цели и задачи новой структуры, изменилось направление деятельности.

6.4Kb

Как известно, конец 2006 года ознаменовался принятием сразу двух важнейших для экономики страны кодексов – Лесного и Водного, приняты поправки в Градостроительный кодекс. Перед реорганизованной структурой в первую очередь была поставлена задача воплощения в жизнь положений, закрепленных в этих документах, и прежде всего – «привязка» их к уровню управления субъекта Федерации и местного самоуправления.

О том, что это означает на практике, «Нижегородской деловой газете» рассказал начальник департамента Анатолий Александрович Авдошин:

– К сожалению, принятие Лесного и Водного кодексов и поправок к Градостроительному кодексу, по сути, разрушило существовавшую ранее структуру контроля и надзора в области природопользования. В результате мы вынуждены признать: сегодня экологической экспертизы в России не существует. Лишь только в области особо опасных производств юридически присутствует экспертиза Ростехнадзора, не более того. Во всех других областях нашей деятельности ничего не определено: полномочия из центра в субъекты Федерации и в органы местного самоуправления вроде бы и переданы, но брать их некому. Даже полномочия по контролю за лесо– и водопользованием на сегодняшний день ни за кем не закреплены. Что должна контролировать Федерация, что должен взять на себя субъект Федерации, а что – местное самоуправление, совершенно не ясно.

Мы посчитали, что по новому законодательству под контроль федеральных структур должно войти порядка двухсот тысяч объектов только в нашем округе. Это по самым скромным подсчетам, учитывающим природоохранные зоны, недра, озера, реки и т. д. Но весь этот надзор и контроль надлежит осуществить структуре, в штате которой всего-то 550 человек. Если работать такими силами, сорок лет понадобится только на то, чтобы совершить по одной контрольной проверке на всех объектах. А в субъектах Федерации ситуация и вовсе парадоксальная. По новому Лесному кодексу они сами леса вырубают, сами себя контролируют, сами себе предписания выписывают и сами на себя материалы в прокуратуру подают. Результат не заставил долго ждать: 90 процентов порубок незаконны, идет хищническое расхищение лесов.

Почему так случилось? Председатель экологического комитета Госдумы господин Грачев на совещании в Уфе в январе 2007 г. признался, что кодексы принимались в такой спешке, как будто за депутатами с палками гнались. Ни одного поднормативного акта, подкрепляющего новые кодексы, разработано не было.

Из 31 миллиона гектаров лесных угодий в ПФО четко закреплены только шесть миллионов, а остальные – «в стадии передачи». Правительство области на бумаге приняло все эти леса, но по факту может быть совершенно иная ситуация, чем отражено в документах. Как будут с этим разбираться, пока большой вопрос.

Безусловно, этой неразберихой пользуются все кому не лень. Идет варварская рубка лесов! Я знаю, что, например, в Краснобаковском районе ущерб от самовольной вырубки исчисляется сотнями миллионов рублей. Конечно, основная вина за это лежит на руководителях лесхозов и леспромхозов. Раньше лесничий каждый день делал обход своих участков и видел, что на них творится. А сейчас никому ни до чего нет дела. В моем родном Навашине, я знаю точно, еще тридцать лет не будет спелого леса. На севере области пока еще леса есть, но им нужен рачительный хозяин. Особенно бывшим лесам совхозов и колхозов, которые теперь тоже стали общими, а значит, ничьими.

Вот в Башкирии поступили разумно: закрепили угодья за республикой. Есть там и другие достижения: 42 процента угодий у них – особо охраняемая территория с соответствующим финансированием и охраной.

Речь ведь идет о колоссальных богатствах. По Нижегородской области стоимость «ничьих» природных ресурсов можно оценить по меньшей мере в миллиард рублей. На сегодняшний день этот миллиард по кускам разрывают все кто может.

Если говорить об экологической ситуации в целом по округу, то Нижегородская область находится в очень тяжелом состоянии. Нам далеко и до Башкирии, и до Татарии, и до республики Марий Эл.

Хотелось бы обратиться с пожеланием к руководителям предприятий: почаще просматривайте законодательную базу. Сегодня она меняется так стремительно, что можно легко попасть впросак. В ближайшее время наш департамент организует общественную приемную, будем выезжать в районы и обучать руководителей, которые зачастую не знают, как сейчас нужно поступать с твердыми бытовыми отходами, что делать со скважинами и т. д. Мы намерены ввести круглосуточный телефон доверия, по которому можно будет рассказать о каких-то спорных или конфликтных ситуациях.

Если предприниматель – человек грамотный, если он хочет защитить свое дело и свою собственность, он может это сделать в законном порядке. А мы готовы поддерживать в этом добросовестных и законопослушных природопользователей. Общеизвестно, что проверяющих на каждый объект у нас всегда было предостаточно. За каждым водохранилищем следят семь контрольных органов, и если каждый из них решит проверить хозяйствующий субъект хотя бы по разу в год, то проверкам конца не будет. Мы намерены создать систему комплексных проверок с участием сразу всех заинтересованных сторон, что уж точно сэкономит и время, и нервы руководителей предприятий.

И еще одно хочу пожелать природопользователям: не надо ждать, когда к вам придут с проверкой. Есть вопросы – приходите, консультируйтесь, снимайте их заранее.

Я ведь и сам, будучи предпринимателем, не раз возмущался тем, как решаются дела в наших госструктурах. Возьмем, к примеру, небольшой карьер по добыче песка для дорожного строительства. У нас же четыре раза заставляют платить за его экологическую экспертизу: в процессе отбора, в процессе горного отвода, в процессе проектирования и в процессе эксплуатации. В результате песок-то и получается золотой! Причем все было закреплено законодательно. Сейчас это законодательство, может, и утратило свою силу, но структура, которая на этом сидит, по-прежнему собирает денежки с предпринимателей. Мы готовы предоставить свою защиту и поддержку в любой подобной ситуации.

Галина ЮРЬЕВА

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100