русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 24 июня 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 8 (55) от 14.04.2007 г. Валютная карусель России | В борьбе обретешь ты право свое |


В борьбе обретешь ты право свое


4.9KbВ начале прошлой недели из Москвы с крупного правительственного совещания, посвященного вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), вернулся генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерий Николаевич Цыбанев. Чего ждать нижегородским промышленникам? – об этом мы беседуем с генеральным директором НАПП.

Валерий Николаевич, начнем с того, что за последние месяцы с разных трибун прозвучало немало слов об итогах развития нижегородской промышленности в прошлом году. Хотелось бы услышать непосредственно мнение промышленников по этому поводу.

– Если сравнивать итоги прошлого года и начала этого, то с удовлетворением можно отметить динамику роста. По прошлому году прирост объема промышленной продукции составил около девяти процентов, это в два раза выше, чем в среднем по России…

Это все в реальных цифрах?

– Да, конечно, в реальных, сопоставимых ценах, причем у нас нет нефтяной и газовой составляющих, доля которых в российском приросте объемов весьма существенна. У нас рост добавлен, как говорится, умом и руками. Так вот, за два месяца мы увеличили темпы – прирост составляет уже порядка 12 процентов. Это радует.

Более того, у нас намечаются хорошие перспективы на 2008-2009 годы. Заканчиваются крупные проекты технического перевооружения на таких предприятиях, как Выксунский металлургический завод. Здесь прирост ожидается за счет ввода новых мощностей и реконструкции действующих.

Грядет практически удвоение производства на «НОРСИ», где строится завод по глубокой переработке нефти.

Борский стекольный завод создал мощности, которые будут нарастать за счет поставок стекла на заводы по сборке иностранных автомобилей, в том числе и за пределы России.

У нас хорошие перспективы на бумкомбинате «Волга», на ряде других предприятий. В общем, ближайшие два-три года станут, по моему мнению, временем интенсивного прироста объемов промышленного производства в регионе.

У «Волги» судьба складывается непросто, недаром недавно в Нижний из Москвы приезжала специальная комиссия по расследованию событий вокруг бумкомбината…

– Факты рейдерства везде имеют место. Случай с «Волгой», наверное, один из самых циничных и ярких. Но, надо отдать должное, губернатор, Законодательное собрание, правоохранительные органы, все наше бизнес-сообщество выступили единым фронтом против вопиющего недружественного захвата предприятия. Поэтому, я уверен, нам удастся доказать, что рейдерам искать у нас нечего.

А как обстоят дела по отраслям? Вы назвали в числе передовиков нефтепереработчиков, металлопроизводство…

– Хорошие объемы прироста у нас имеет и автомобилестроение. Заработали предприятия авиационной промышленности. Резко увеличился гособоронзаказ, в том числе на экспортную военную технику. И поэтому на этих предприятиях проблемы уже не в объемах – объемы есть, вопрос упирается в квалифицированные кадры, поскольку, как вы знаете, за годы стагнации настоящие мастера разбрелись, можно сказать, кто куда. Устарела техника…

А легкая промышленность?

– Легкая промышленность пока не радует, по итогам прошлого года произошло снижение. Причина – в высокой степени недобросовестной конкуренции. В Москве на совещании по ВТО выступал президент Союза легкой промышленности и называл некоторые цифры: контрабанда на этом рынке достигает 70 процентов.

Вы говорите, что легче стало дышать авиационной промышленности – имеется в виду, конечно, завод «Сокол». Теперь он работает в составе холдинга. Как Вы полагаете, каковы у наших авиастроителей перспективы в этой связи?

– Думаю, что хорошие. Другое дело, повторюсь, многое из потенциала прошлых лет утеряно: устаревает техника, ушли кадры. Там много сложных проблем.

У «Сокола» ведь были свое заводское ПТУ и техникум…

– Да, только сейчас в том заводском ПТУ в потоке на 2006-2007 год из пяти групп две – кондитеры, две – автослесари и только одна, можно сказать, профильная для авиазавода. Дело в том, что в последние годы престиж рабочих профессий резко упал. Вырос интерес к профессиям, связанным с услугами – тот же ресторанный бизнес, торговля. Там деньги оборачиваются быстро, а чтобы построить самолет, требуется достаточно долгое время. И потому в подготовке квалифицированных рабочих должна быть единая политика – и государственная, и областная. Сегодня практически все учебные заведения начального и среднего профессионального образования (ПТУ, лицеи, техникумы) находятся в ведении области. Поэтому на самом деле они вполне управляемы. Есть серьезная программа по развитию профессионального начального образования, утвержденная правительством области. Но нужна еще и политическая воля, и финансы. Потому что обучать молодых специалистов работе на старом оборудовании нет никакого смысла.

И тут мы плавно переходим к вопросу о техническом перевооружении производства вообще…

– Совершенно верно. На многих заводах сейчас происходит серьезная модернизация производственных фондов. И если посмотреть структуру средств, которые предприятие сегодня затрачивает на техническое перевооружение, то около 65 процентов – это собственные средства, процентов 14 – средства банков. Мировая практика говорит о том, что никто собственные средства в модернизацию не вкладывает. Берутся заемные средства под будущую деятельность – другое дело, что за рубежом, к примеру, предприятие берет на 10–20 лет кредит под 1–3 процента; мы берем под 9–25 процентов. Это очень серьезная нагрузка, и многие предприятия просто не осиливают ее.

И ведь у государства есть деньги: по некоторым данным, в прошлом году Стабфонд «просто так», из-за инфляции потерял порядка 150 миллиардов рублей. Для сравнения: чтобы нашей области «жить хорошо», как говорит губернатор, как раз и требуется примерно такая сумма в год.

Валерий Николаевич, вы обмолвились о том, что неплохие перспективы у нижегородского автопрома. Это, конечно, «Группа ГАЗ». На днях там «гостил» советник контрольного управления Президента РФ и проверял, как выполняются указания президентские и областной исполнительной власти об обеспечении развития отечественного автопрома и его интеграции в мировое сообщество. В то же время, первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов назвал отечественные легковые автомобили неконкурентоспособными и констатировал «отсутствие среди легковых автомобилей производства России перспективных образцов». Нет ли тут некоего противоречия?

– Противоречие, конечно, есть. Потому что нет единой промышленной политики, в том числе и по развитию отраслей. Автомобильная промышленность сейчас находится почти полностью в частных руках, а проблемы-то у всех одинаковые: чтобы модернизировать ГАЗ, нужны кредиты, собственнику невыгодно их брать. Государству легче дать кому-то определенные преференции, выделить площадку – и вот пришел уже сюда новый завод. А что делать с действующими?

На московском заседании по ВТО, о котором я говорил, выступал директор ВАЗа по внешнеэкономической деятельности и сообщил, что у ВАЗа на сборке только один процент импортных комплектующих, а остальные 99 процентов отечественного производства. Умрет ВАЗ – умрет колоссальная группа предприятий, причем многие из них разбросаны в небольших поселках, как наша «Сосновская агропромтехника», например, которая поставляет ВАЗу процентов 30 своей продукции. Проблема налицо, но, к сожалению, общей линии в правительстве – поддерживать или не поддерживать российский автопром – нет.

А как же ВТО: на недавнем окружном форуме организаторы утверждали, что Россия станет ее полноправным членом к концу года. Несмотря на всевозможные преференции, что выторговала для себя Россия на переходный период аж в семь лет, выдержат ли наши нижегородские предприятия более жесткую конкуренцию?

– Это один из самых непростых вопросов. Основные экспортеры, безусловно, получат преимущества. Предприятиям же, выпускающим продукцию с высокой степенью обработки, придется не очень легко, нужно будет стараться вовсю. За данный нам переходный период времени должна выстроиться серьезная государственная политика в отношении поддержки определенных (скажем так, малоконкурентоспособных на данный момент) отраслей промышленности, в их интересах должна заработать, в частности, кредитная политика, тарифная политика в области энергетики. И надо признать: часть предприятий отомрут или будут заменены другими – аналогичными, но более сильными. Этот процесс неизбежен, что бы кому ни хотелось.

Я так понимаю проблему: персонал, рабочих, можно достаточно быстро переучить под мировые стандарты. А что будет с менеджментом высшего звена?

– Ну, менеджмент высшего звена тоже обучаем. Взять, к примеру, тот же Борский стекольный завод. Работали на старом оборудовании, вели постепенную реструктуризацию предприятия, и в этом им помогали партнеры, собственники. А в результате довели в том числе систему управления предприятием до оптимального уровня. Работники руководящего звена все прошли обучение за рубежом. Все это решаемо.

И это не единственный в области случай: по-европейски работает Борский силикатный завод, систему организации производства ГАЗа тоже то и дело ставят в пример.

Тут я не вижу проблем: была бы воля работать по-новому и были бы условия для модернизации. И не случайно участники Приволжского окружного форума «Россия в ВТО…» внесли в проект резолюции абзац о том, что вступление в ВТО – это примерно такой же шаг по возможностям потрясений в экономике, как переход в 1992 году хозяйства страны на рыночные отношения. Поэтому, повторюсь, со стороны правительства необходимы адекватные меры, которые позволили бы предприятиям за назначенный переходный период на равных войти в процесс международного разделения труда.

Беседовал Павел ЕРМОЛАЕВ


 
доставка суши москва | Под заказ diplom-market.com купить диплом врач-косметолога подробности....
Котлы и котельные. Онлайн-форма заявки на котельную
ecogazeng.ru

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100