русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 17 августа 2018 г. пятница
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 9 (56) от 06.05.2007 г. США завладеют Стабфондом РФ? | La piovra: борьба со «спрутом» по-русски |


La piovra: борьба со «спрутом» по-русски

В 2003 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о противодействии коррупции. Этим шагом наша страна однозначно заявила о своем твердом намерении следовать международным стандартам в этой области.

17 февраля 2006 года Государственная Дума ратифицировала Конвенцию. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, председатель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков, выступая тогда перед депутатами, заявил: «Сразу хочу сказать, что я не идеалист, я понимаю, что мы коррупцию никогда не победим, ее не победили ни в одной стране мира. Но она должна быть минимизирована, она должна быть загнана в подполье, и в обществе должно быть стойкое неприятие коррупции...»

С тех пор прошло немногим более года, и в Государственную Думу поступил проект соответствующего закона. Обсуждению его плюсов и минусов, а также проблемам борьбы со «спрутом» в Приволжском федеральном округе был посвящен круглый стол, состоявшийся недавно в Торгово-промышленной палате Нижегородской области (ТПП НО). В его работе приняли участие видные юристы, работники правоохранительных органов и общественных организаций, в частности «Приволжского фонда по реализации антикоррупционных программ экономической безопасности».

По единодушному мнению участников круглого стола, проект обязательно должен пройти серьезную обкатку. Проблемы часто возникают даже на уровне правоприменительной терминологии, принятой в России и в большинстве других стран – участниц ООН, ратифицировавших Конвенцию. Так, по мнению заместителя начальника кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидата юридических наук, доцента, председателя комитета по противодействию коррупции при ТПП НО Антонины Чупровой, в России чаще всего коррупцию отождествляют со взяточничеством. Между тем, в Конвенции прописано четко, что под коррупцией следует понимать любые действия публичных должностных лиц, так или иначе связанные с извлечением любой выгоды в связи с занимаемым служебным положением. Такая формулировка, по словам А.Чупровой, входит в проект российского закона. В настоящее время субъектами коррупции являются только должностные лица-служащие государственных и муниципальных структур. В проекте закона предлагается отнести к субъектам коррупционных правонарушений также представителей государства в коммерческих структурах и вообще многих лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих предприятиях с участием государства. Это новое явление, реализация которого представляется достаточно сложной и связанной с существенными изменениями в российском законодательстве.

Расширяется понятие «незаконного вознаграждения». Незаконным в любом случае признается вознаграждение, если оно не связано с исполнением контракта, в котором прописаны все варианты материального стимулирования того или иного чиновника. На что здесь следует обратить внимание? В проекте речь ведется об услугах и о любых выгодах – не только имущественных, но и личного характера, хотя, отметила А.Чупрова, судебная практика и сейчас уже использует понятие выгоды личного характера при квалификации таких преступлений, как получение взятки.

Важным является также следующий момент: в проекте закона, так же, как и в Конвенции ООН, появляется термин «незаконное обогащение». Конвенция прямо предлагает принять уголовное наказание за такой вид преступления. К незаконному обогащению относится любое имущество, происхождение которого на законных основаниях государственный или муниципальный служащий не в состоянии объяснить. Проектом предлагается этическим комиссиям и комиссиям по противодействию коррупции, которые должны будут создаваться в различных структурах, проверить законность приобретения того или иного имущества. В случае выявления негативного результата возникает вопрос о передаче этого имущества в государственные фонды.

В проекте закона расширяется понятие «коррупционных преступлений»: теперь под него подпадает ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», субъектом которых является исключительно лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях; коммерческий подкуп; злоупотребления со стороны нотариусов и аудиторов, если это влечет какую-либо личную или имущественную выгоду. Сюда же относится подкуп участников спортивных и зрелищных мероприятий, а также подкуп с целью получить данные, составляющие банковскую, коммерческую или налоговую тайну.

Конвенция и, соответственно, проект федерального закона «О противодействии коррупции» предлагают ввести ответственность юридических лиц за причастность к коррупционным правонарушениям с перечнем соответствующих санкций: штраф, запрет на отдельные виды деятельности, ликвидация юридического лица.

Новым является положение проекта об уменьшении круга лиц, на которых распространяется особый характер судопроизводства. Но по законодательству большинства европейских стран и Америки депутаты столь же равны по своему статусу, как и все остальные граждане. Иными словами, никаких особых условий привлечения к ответственности депутатов любого уровня законодательство не содержит.

Внесены в проект изменения уголовного законодательства, касающиеся ответственности за взяточничество. У нас в настоящее время под взяткой понимается получение незаконного вознаграждения. Исходя из Конвенции ООН, под взяткой будет пониматься согласие на получение незаконного вознаграждения, данное лицом, занимающим соответствующее служебное положение. Изменяется фактически сама конструкция состава преступления. Под дачей взятки будет пониматься предложение о незаконном вознаграждении или получении каких-либо имущественных выгод.

– Несомненно, – считает А.Чупрова, – такие изменения требуют соответствующей подготовки и правоохранительных структур, и государственных и муниципальных служащих, и гражданского общества. Необходима колоссальная разъяснительная работа среди населения.

Несколько лет назад в России был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что в большинстве случаев инициатива в получении подарка чиновником исходит не от чиновника, а от «просителей». И зачастую должностное лицо буквально вынуждают принять незаконное вознаграждение. Сознание предпринимателей и наших сограждан требует еще значительной корректировки – таков вывод авторов соцопроса.

Предложение, которое, по словам А.Чупровой, давно зрело в среде юридического сообщества, но до сих пор не удавалось осуществить, это разработка кодексов этики для государственных и муниципальных служащих. Кодексы этики существуют практически во всех зарубежных странах в различных сферах деятельности. Несоблюдение их чревато весьма печальными последствиями для нарушителей. Примечательно, что инициатива о таких кодексах там исходит от государства, и оно в добровольно-принудительном порядке заставляет их создавать. Теперь, опираясь на содействие Приволжского антикоррупционного фонда, Комитет по противодействию коррупции ТПП НО надеется свою идею реализовать.

И еще одно важное новшество содержит проект федерального закона. Положения его будут распространяться не только на ситуации, когда взяткодатели действуют против российских госслужащих и чиновников, но и при попытках подкупа иностранных структур – как коммерческих, так и государственных. Подобные нормы более 20 лет введены в федеральное законодательство США и, Канады и приносят определенные плоды.

– Я, конечно, не верю, что уровень коррупции в нашей стране рухнет разом, – почти слово в слово повторила А.Чупрова мысль депутата Госдумы Гришенкова о перспективах борьбы с российским «спрутом», – но, по крайней мере, даже небольшие шажки, которые мы станем делать в этом направлении, будут крайне полезными для нашего государства.

Павел ЕРМОЛАЕВ


Для размышления. Генеральный директор «Приволжского фонда по реализации антикоррупционных программ и программ экономической безопасности» Сергей Кривошеев: «Ежегодно россияне тратят на взятки 33 миллиарда долларов США, из которых 500 миллионов приходится на поступления в вузы, 368 миллионов – на взятки ГИБДД и 274 миллиона – судьям» .

Начальник отдела по надзору за следствием и дознанием прокуратуры Нижегородской области Ольга Дербенева: «Прокуратура Нижегородской области в 2006 году выявила 285 должностных преступлений в государственных органах власти (в 2005 году 540). Прокуратурой зарегистрировано 147 случаев получения взяток: 55 – работниками сферы образования, 59 – правоохранительных и надзорных органов, 31 – работниками здравоохранения, 2 – работниками лесного хозяйства». В качестве примеров Ольга Дербенева привела также нарушения при реализации национального проекта «Развитие АПК», когда льготные кредиты использовались не по целевому назначению, махинации при выделении земельных участков, нарушения условий проведения тендеров и осуществления конкурсных закупок.

По заявлению старшего оперуполномоченного ГУВД по Нижегородской области Дмитрия Шальнова, уровень финансирования борьбы с коррупцией остается крайне низким. Для того, чтобы доказать факт вымогательства взятки, потерпевшему мало подать заявление, нужно еще и предоставить свои собственные, порой очень значительные финансовые средства для проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий – по сути, изъять их из оборота. По словам Д.Шальнова, в зависимости от длительности расследования деньги могут быть возвращены владельцу спустя год – два, что не идет на пользу бизнесу. Отсюда и пассивность со стороны подвергающихся действиям чиновных вымогателей. Российское законодательство не содержит норм, в которых указывались бы какие-то источники для финансирования мероприятий по разработке взяточников. Правительство Нижегородской области такую поддержку оказывает.

В отношении сотрудников Приволжского таможенного управления ФТС России по фактам коррупции в текущем году возбуждено 12 уголовных дел (в 2006 году – 40), заявил и.о. начальника службы собственной безопасности управления Андрей Передельский. Большинство фактов передачи взяток таможенникам происходит по инициативе бизнесменов, которые хотят провести груз без уплаты таможенной пошлины.

По итогам круглого стола его участники приняли резолюцию о проведении «Декады без взятки» – до 10 мая 2007 года. В рамках декады будут проведены анкетирование предпринимателей сотрудниками ТПП Нижегородской области и опросы граждан c привлечением курсантов Нижегородской Академии МВД России.

 
Всё об изоляции; актуальные рекомендации от профессионалов
tmenergolab.ru

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100