русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 13 декабря 2018 г. четверг
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 13 (60) от 09.08.2007 г. Специальный проект «День строителя» | Первый блин, или игра на понижение |


Первый блин, или игра на понижение

Первого августа, как говорится в официальном сообщении Региональной службы по тарифам (РСТ) Нижегородской области, распространенном пресс-службой регионального правительства, в Нижнем Новгороде состоялся первый конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика (ГП) электроэнергии. Проще говоря, конкурс РСТ определил организацию, которая в ближайшие три года будет снабжать нижегородцев электроэнергией.

Призванный быть открытым и, по задумке реформаторов электроэнергетики, демонстрировать чуть ли не вершину либерализации рынка, конкурс на деле оказался достаточно закрытым, породил массу вопросов и, это уже очевидно, создаст немало проблем.

История же вопроса такова. Гарантирующие поставщики – детище реформы электроэнергетики, то звено, которое обязано бесперебойно поставлять электроэнергию потребителям, за что получает от них деньги. Привилегия ГП в том, что только он допускается на оптовый рынок электроэнергетики страны, где может быть приобретена электроэнергия по наиболее низким в стране ценам. Очевидно, что статус ГП в таком регионе, как Нижегородский, приносит приличные обороты и дает немалые доходы. Именно поэтому 49 процентов акций Нижегородской сбытовой компании, являющейся основным гарантирующим поставщиком региона (на ее долю приходится более 56 процентов общего объема продажи электроэнергии в области, а объемы обязательств на оптовом рынке превышают 700 миллионов рублей в месяц) на аукционе в мае сего года (наша газета писала об этом) ушли почти в три раза выше стартовой цены – компания «Транснефтьсервис С» приобрела тогда пакет акций за 2,05 миллиарда рублей.

Естественно, что такой бизнес, в котором высока не только доходность, но и весьма велика доля социальной ответственности, должен жестко регулироваться государством. И правительство РФ год назад утвердило «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии», в которых, в частности, определило, что организации, отобранные на конкурсе в качестве гарантирующего поставщика, начинают исполнять свои функции с 1 января 2008 года. Причем, конкурс можно объявлять не позднее, чем за 200 дней до вступления в права нового поставщика (то есть за 200 дней до нового года, не позднее 15 июня), а итоги конкурса, сказало правительство, должны быть подведены не позднее 25 августа. То же постановление обязало Минпром-энерго « в шестимесячный срок… утвердить правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика…».

Но, как у нас водится, правил нет ни через 6, ни через 10 месяцев, а «200 дней до дембеля» уже настали. И понеслись града и веси. Региональные службы по тарифам сами придумали условия и правила, не дожидаясь федеральных властей, объявили конкурсы и… вздыбили рынок. Действующие гарантирующие поставщики Костромы и Свердловска, Республики Татарстан и Мордовии, Архангельска, Челябинска, Амурской области и Красноярского края, Тулы, Владимира, Нижнего Новгорода и многих других территорий, где были объявлены конкурсы, забросали федеральных чиновников письмами-протестами. И было от чего: конкурсы, проводимые с нарушением установленных правил, серьезный бизнес легитимными считать не намерен.

Федеральной службе по тарифам, федеральной антимонопольной службе, арбитражным судам пришлось вмешаться, оперативно реагировать, чтобы нормализовать ситуацию. Практически во всех регионах России РСТ отказались от проведения конкурсов. Везде, кроме Свердловской и Нижегородской областей.

И здесь время нашей истории. Региональная служба по тарифам Нижегородской области объявила о проведении конкурса 13 июня. Через месяц арбитражный суд вынес решение «приостановить исполнение решения» РСТ. Иск в арбитраж подавал, как нетрудно догадаться, действующий гарантирующий поставщик – Нижегородская сбытовая компания. НСК не без оснований полагала, что решение РСТ незаконны.

Федеральная служба по тарифам, куда руководство НСК обратилось за разъяснениями, поддержала энергетиков, пояснив, что «проведение конкурса в отсутствии правил проведения конкурсов, утвержденных Минпромэнерго, ...является нелегитимным».

Но РСТ своего решения не меняла. Более того, арбитражный суд вскоре отменил свое прежнее решение о приостановке конкурсных планов службы по тарифам . Справедливости ради надо сказать, что в день проведения конкурса тот же арбитражный суд, по сути, вновь запретил РСТ реализовывать свои конкурсные эксперименты, но наша служба по тарифам это решение суда, видимо, проигнорировала. Иначе не появилось бы на свет официальное сообщение о проведении конкурса.

Конкурс состоялся. «В конкурсе, – говорится в официальном сообщении пресс-службы правительства области, – приняли участие ЗАО «Волгоэнергосбыт» и ООО «Русэнергосбыт».

И у нас есть повод подумать над вопросами, которые этот конкурс поставил.

Бесспорно, что градус отношений по шкале «власть и бизнес» взлетел до жарких высот и накалил атмосферу. Ибо те 2,05 миллиарда рублей инвестиций, вложенных компанией «Транснефтьсервис С» в Нижегородскую сбытовую компанию, предполагали наращивание потенциала и, в конечном итоге, прибыль от выполнения обязательств гарантирующего поставщика.

И если бы по всей России не отменили конкурсы, можно было бы с высокой долей вероятности говорить о чьей-то крупной игре на понижение инвестиционной привлекательности энергосбытовых компаний страны. Но привлекательность резко снизилась только в Нижнем. Почему?

НСК, после того, как арбитражный суд пересмотрел свое решение о приостановлении, направила документы на конкурс. Но РСТ не допустила НСК к участию в конкурсе. Как не допустила и Транснефтьсервис С и еще одну афиллированную с ней компанию. Да, инвесторы всегда рискуют, вкладывая деньги в тот или иной сегмент рынка, тем более рисковали с энергосбытовым бизнесом, зная о предстоящем конкурсном отстаивания статуса гарантирующего поставщика. Вероятно, инвесторы, и с ними руководство НСК, полагали, что в честном конкурсном бою с их-то опытом работы на этом поле они отстоят право и статус ГП. Не отстояли, ибо честного боя не было. И возникает ощущение целенаправленно реализуемого плана отстранения НСК, обслуживающей сегодня более 1 200 тысяч физических лиц, от статуса гарантирующего поставщика.

Я читал заключение РСТ на заявку ОАО «Нижегородская сбытовая компания», отказавшее энергетикам участвовать в конкурсе. Записка в полторы страницы текста, подписанная О. Ю. Седовым (тем самым, который в декабре 2005 года решением совета директоров НСК был снят с поста гендиректора этой сбытовой компании), исполняющим обязанности руководителя РСТ Нижегородской области, была вручена НСК практически накануне конкурса. Основной смысл её в том, что НСК подала слишком много документов. Отказ тут же был обжалован в арбитраже, который также счел аргументы РСТ малоубедительными и решил остановить ход конкурса. Но кому-то было нужно конкурс провести. Кому и для чего? Ясно же, что оснований для непризнания такого конкурса достаточно, и одно это дестабилизирует энергетический рынок региона. Кому нужно затеять такую реформацию, способную перечеркнуть все поступательное движение региона последних лет? Или это такой оригинальный подарок к двухлетию губернаторства В. П. Шанцева?

Надеемся, что ответы на эти вопросы скоро у нас появятся.

Петр ЧУРУХОВ

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100