русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 21 апреля 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 13 (60) от 09.08.2007 г. Специальный проект «День строителя» | Почем квадратный метр... лицензии? |


Почем квадратный метр… лицензии?

Если театр начинается с вешалки, то здание театра, равно как и любое здание вообще, начинается с проекта. Мы заглянули в «Нижегородский центр «Среда» международной ассоциации Союза архитекторов с тем, чтобы поговорить об интересных проектах, но генеральный директор центра Тамара Валеева попросила возможности высказаться о наболевшем.

Так возник материал, затрагивающий интересы и проектировщиков, и застройщиков, и рядовых граждан, мечтающих о покупке нового жилья или собственного офиса.

– В «Градостроительном кодексе» четко записано: лицензирование в строительстве и в проектировании – отменить. Прошло два года, а воз и ныне там: лицензирование продлено уже до 2008 года. Зачем? Если бы оно предполагало особую ответственность проектировщиков за качество выполняемых ими работ, можно было хотя бы этим оправдать нарушение закона. Однако же, никакой особой ответственности, кроме той, что и так лежит на любом проектировщике, отвечающем за каждый построенный по его проекту объект в течение всего срока его существования, лицензирование дать не может.

При этом в лицензионном центре работают люди, которые никогда в своей жизни ничего не проектировали, и даже не знают, что же это такое. Мы столкнулись с тем, что на конкретные вопросы по правилам проектирования нам не могли дать никакого ответа.

Лицензии выдаются по формальным признакам – на основании записей в трудовых книжках, дипломов и положений по охране труда, которые почему-то должны быть выполнены конкретными фирмами, названными в самом лицензионном центре – а иначе эти положения не будут приняты.

По сути дела, лицензирование в том виде, в каком оно сейчас существует, есть ни что иное, как легальный способ содрать с каждого проектировщика побольше денег, не особо задумываясь над тем, кому и почему выдаются или не выдаются лицензии.

Мы столкнулись с фактом существования организаций, у которых есть лицензии вообще на все: так, некая фирма обладает всевозможными лицензиями, включая лицензию на реставрацию, которую вообще-то выдает российское министерство культуры, лицензию на архитектурную деятельность – и это при том, что официально подтверждено, что данная организация за все время своего существования никогда ни одного проекта на согласование в ГлавУАГ не приносила.

У нас целый институт «НижегородНИИгражданпроект» не имеет столько лицензий, сколько их имеет данная фирма.

Для чего им нужны все эти лицензии? Разве что для отмывания денег…

Таким образом, существующая система лицензирования порождает коррупцию, абсолютно не защищая потребителя от недобросовестных застройщиков или проектировщиков, но неизменно прибавляя 5-10 процентов к стоимости вожделенных квадратных метров.

Кстати, наш лицензионный центр ввел нововведение, которое вообще не укладывается ни в одни рамки: при том, что лицензия выдается сроком на 5 лет, они выдавали лицензии на один год. А спорить с ними бесполезно!

И вот с чем мы столкнулись, когда у нас заканчивался срок лицензии. Вдруг по 5-6 звонков в неделю стали поступать от фирм из Москвы с предложением без всяких хлопот сделать нам лицензию за 30-50-70 тысяч, в зависимости от вида лицензии, которую мы хотим получить. Спрашивается, кто дал им сведения о том, что у нас заканчивается лицензия?

Информация об этом есть только в нашем лицензионном центре. А если это они «сливают» подобную информацию, понятно, что делается это тоже не бескорыстно. И вот этот порочный круг уже осточертел всем проектировщикам и строителям. Пора его разорвать!

Нормальный процесс лицензирования был отработан давным-давно, еще в тридцатых годах (прошлого столетия – Ред.), Союзом архитекторов. Союз принимал новых членов на основании уже сделанных ими работ. Требование было к проектировщикам, вступающим в Союз, одно: участие в проектировании не менее шести крупных объектов. При этом документы каждого выступавшего рассматривала профессиональная комиссия. Не мог человек с улицы получить лицензию на проектирование ни в коем случае!

С чем еще нам пришлось столкнуться. Существует Федеральный закон «Об архитектурной деятельности». К нему в 2004 году вышли «Поправки…». В законе сказано, что наше правительство обязано своевременно вносить соответствующие поправки в другие законодательства. Данным законом архитектору даны большие права. Он имеет право на авторство проекта, на функции генерального проектировщика, на руководство всеми смежными подрядчиками. Плевать хотел Росстрой на этот закон!

Никаких поправок никуда не внесено; в результате каждый чиновник трактует ситуацию на конкретном объекте так, как ему выгодно. Функции генпроектировщика закрепляют за кем ни попадя, был бы в штате главный инженер проекта. Всегда на любом нетиповом проекте главный инженер проекта подчинялся главному архитектору проекта, и не наоборот! Теперь все поставлено с ног на голову. Это ведет к безграмотному решению вопросов на объектах.

В том же «Градостроительном кодексе» четко указано: все строительные объекты проходят госэкспертизу проектов. Только после этого проект считается утвержденным. В документе указано, что заказчик может обжаловать результаты экспертизы или заказать альтернативную экспертизу проекта. На практике альтернативной экспертизы в принципе не существует, поскольку до сих пор не разработано положение о главгосэкспертизе.

В настоящее время экспертный совет состоит при губернаторе и рассматривает только нижегородские проекты, но альтернативы ему никакой нет. В случае спорных вопросов между проектировщиком, заказчиком и главгосэкспертизой «разрулить» спор бывает очень сложно!

Действующие нормы позволяют грамотному архитектору предложить несколько вариантов решения одной и той же задачи, что не всегда бывает понятно тем, кто проводит экспертизу. В спорных ситуациях нам, в частности, приходилось обращаться в Москву, к разработчикам СНиПов. Мы получили положительный ответ на свой запрос, но, поскольку они теперь тоже на хозрасчете, нам прислали немаленький счет, который мы оплатили, и только так смогли доказать так называемому эксперту, что были правы. А потом оказалось, что этот эксперт просто «хулиганил». За полгода до этого точно такой же спор был у него с другой организацией, которая точно так же получила положительное заключение ЦНИИП «Жилище», и передала это заключение эксперту. Зачем, спрашивается, ему понадобилось «съедать» у нас сроки, деньги, если он прекрасно знал, что мы правы? И с таким отношением мы сталкиваемся постоянно. При этом никакой ответственности за результаты своей экспертизы эксперты не несут. А подчиняются они только губернатору. Но не будет же каждый раз каждый проектировщик бегать к губернатору с жалобой на нерадивого эксперта! Должна в городе существовать альтернативная профессиональная экспертиза. Пусть она будет на базе строительной академии или
«Промстройпроекта», «НИИгражданпроекта» – любой проектной организации, где остались грамотные специалисты, где работают нормативные отделы, поступает специальная литература и т. д.

Увы, в феврале нас собрали в филиале лицензионного центра с тем, чтобы сказать, что все будет по-старому, что лицензирование продлено до 2008 года, а стоимость экспертизы повысилась в три раза. Вот и все!

Степень ответственности проектировщика отражена во многих документах – от Гражданского кодекса до ФЗ «Об архитектурной деятельности». Зачем нужны дополнительные органы, выдающие лицензии, проводящие экспертизы, но не несущие за это никакой ответственности? А на стоимость квадратного метра они влияют очень существенно. Но даже не это беспокоит нас больше всего. Больше денег жалко времени, которое тратится в колоссальных объемах. Знаю случаи, когда заказчик в течение года (!) не мог получить заключение экспертизы, потому что у них нет специалистов, и скапливается много проектов. За это время сгорают сроки по техусловиям, изменяются правила оформления земли, подключается инфляция и т. д. Вот поэтому мы и становимся самой дорогой страной в мире по строительству. Какое уж тут «доступное жилье для населения»?

Менять, но не отменять

Не согласны с позицией проектировщиков строители. Так, генеральный директор группы компаний «Столица Нижний» О.В. Сорокин заметил, что отменить лицензирование – все равно что отказаться от использования молотка из-за того, что, заколачивая гвоздь, можно больно ударить по пальцу:

– Каких только катаклизмов мы ни наблюдали за прошедшее десятилетие. У нас падали самолеты, сходили с рельсов поезда, но чтобы сами по себе рушились дома, – не было. Считаю, что это заслуга очень жестких СНиПов, оставшихся нам с советских времен, и системы лицензирования и контроля. Она дисциплинирует проектировщика, заставляет досконально прописывать каждый проект. К сожалению, в России ничтожно мало проектировщиков, работающих в ногу со временем, оперирующих современными технологиями и материалами. Настолько мало, что приходится приглашать зарубежных специалистов, чтобы спроектировать действительно что-нибудь стоящее. В таких условиях отказываться от системы лицензирования и экспертизы, на мой взгляд, неразумно. В них много недостатков? Согласен. Значит, нужно приводить их в порядок, но ни в коем случае не отменять.

Необходима саморегуляция

А вот мнение технического директора Института развития города ("НижегородгражданНИИпроект") С. Н. Истомина:

– Вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Достаточно сказать, что в нашем городе работают 624 (!) организации, имеющие лицензии на проектирование строительных объектов. При этом настоящих грамотных проектировщиков среди них найдется едва ли больше десятка. Простое сопоставление этих цифр говорит о том, что существующая система лицензирования весьма неэффективна.

Похожая ситуация и с экспертизой проектов. Главгосэкспертиза необходима, это несомненно. Но она должна быть гораздо мощнее, профессиональнее и, возможно, строже, чем есть на сегодняшний день. Квалифицированных экспертов не хватает, проектов очень много, поэтому экспертные заключения выдаются не вовремя, они не всегда качественные и не всегда объективны. Экспертами должны быть суперспециалисты, которые могут быстро и точно оценить суть проекта, а не придираться к малозначимым деталям. К сожалению, пока этого нет. Но не стоит забрасывать камнями, к примеру, лицензионный комитет. Государственная система лицензирования такова, что там просто не имеют права отказать в выдаче лицензии при наличии определенного набора документов. В комитете прекрасно понимают, что система порочна, но рычагов для ее изменения на муниципальном уровне не существует.

По сути дела, государство само запуталось в созданной им системе лицензирования и вынуждено было объявить о ее отмене.

В этой ситуации при областном министерстве строительства и Союзе нижегородских строителей предполагается создание аккредитационного центра, который планируется как общественная организация, осуществляющая профессиональный «отбор» участников строительного рынка. Аккредитацию смогут получить только те организации, которые на самом деле успешно занимаются проектированием объектов, либо строительством.

Надеемся, что со временем эта профессиональная саморегуляция позволит отторгнуть случайных обладателей лицензий от серьезных проектов, и будет очень эффективной мерой защиты от непрофессионализма.

Записала Галина ЮРЬЕВА

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100