русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 августа 2017 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив | Нижегородская деловая газета | "Нижегроодская деловая газета" № 14(61) от 03.09.2007 г. Россия: научный и промышленный потенциал (к форуму «Россия единая») |


Основа экономики – знание

5.1KbВ начале XXI века завершился важнейший и очень тяжелый период развития нашей страны. Пора ломки и разрушений, по сути, закончилась, и наступило время стабилизации, строительства и оживления.

Ценой лишений и напряжения сил созданы условия для перелома в развитии: от борьбы с призраками прошлого мы перешли к гражданскому партнерству в интересах России.

В стране сейчас происходят кардинальные изменения, укрепляется государственность, поднимаются экономика, промышленность и наука. В ближайшее десятилетие России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом ее общественного благосостояния и оборонной мощи. И наличие передовой научно-технологической сферы – первоочередное условие решения этой задачи. Общество должно в полной мере осознать этот факт. Пока, к сожалению, это не так.

Ослабление научно-технологического потенциала, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технологического развития, падение престижа ученого и востребованности научных результатов, снижение инновационной активности предприятий, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, проявившиеся в 90-е годы, поставили Россию перед угрозой полной утраты ряда передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усиления внешней технологической зависимости и подрыва обороноспособности страны.

Исторически сложилось, что уже почти три столетия (три столетия!) академия является главным центром фундаментальной науки в стране, причем играя системообразующую роль для всей науки в России.

Фундаментальная наука – это основа науки, это ее базовая часть. Она создает фундаментальные знания, интеллектуальные ресурсы общества, создает основу современных технологий, решающим образом влияет на содержание, уровень и качество образования. Именно развитая сфера фундаментальной науки в стране является необходимым условием решения современных сложных экономических, социальных, экологических, политических и других проблем, проблем национальной безопасности, словом, тех проблем, которые по своей природе требуют, как правило, мультидисциплинарного подхода. Именно развитая сфера фундаментальной науки выполняет роль своеобразной системы слежения в бескрайнем поле новых знаний и позволяет выбирать нужные ориентиры. Почему-то об этом свойстве, об этой функции фундаментальной науки в нашей стране часто забывают.

Наконец, фундаментальная наука составляет огромный пласт общечеловеческой культуры. Вот почему фундаментальная наука является самостоятельным фактором силы государства и требует особого внимания и поддержки. Вот почему государство должно поддерживать определенный уровень фундаментальной науки по достаточно широкому спектру направлений, включая гуманитарные и общественные, концентрируя при этом усилия в тех ее областях, которые являются критическими с точки зрения решения проблем национальной безопасности и развития инновационной экономики. Более того, без опережающего развития фундаментальных исследований решение стоящих перед страной задач просто невозможно.

Развитие Российской академии наук как важнейшего ресурса национальной экономики и ведущей и уникальной научной силы, развитие фундаментальной науки в стране, развитие отраслевых академий, существующих в нашей стране, создание должной мотивации к занятию научной деятельностью и закрепление в системе науки перспективных кадров должно являться важнейшей задачей государственной политики.

Государственные средства, направляемые на развитие фундаментальных и поисковых исследований в академические, вузовские и отраслевые сектора науки, должны быть признаны инвестициями в будущее социально-экономического развития страны. Мне кажется, этот тезис очень важен. Это, если угодно, идеологический тезис.

В конце 80-х годов прошлого столетия в Советском Союзе примерно 1,5 миллиона человек занимались наукой, из них 44 процента были заняты в отраслевой науке, 34 процента проводили исследования в высших учебных заведениях и 22 процента – в академическом секторе.

Академический сектор в то время состоял из Академии наук СССР, из четырех отраслевых академий и из четырнадцати академий союзных республик. Было тогда 360 институтов, они были объединены в 18 отделений по различным областям и направлениям науки. Было три региональных отделения – Сибирское, Уральское, Дальневосточное, четыре научных центра в европейской части страны и семь научных центров в региональных отделениях.

У нас был научный флот, известный во всем мире. У нас были крупные установки, известные во всем мире. И конечно, в академии были объекты научного обслуживания и социальной сферы. И тогда в академии наук работали примерно 235 тысяч человек, в том числе около 65 тысяч научных работников. Это свыше 11 тысяч докторов наук, почти 40 тысяч кандидатов наук.

Наряду с проведением фундаментальных исследований академия наук выполняла очень важную работу по решению проблем обороны и безопасности страны, активно взаимодействовала с органами государственной власти и очень продуктивно сотрудничала с ведущими учебными заведениями и различными обществами в области просвещения и образования народа. Не побоюсь сказать, что трудно переоценить роль академии наук в создании одной из лучших в мире систем школьного и высшего образования.

Деятельность академии наук имела огромное значение для решения стратегических, социально-экономических и культурных проблем страны. Вспомним изучение космоса, атомный проект, создание современных вооружений. Вот примеры выдающихся достижений нашей страны, в которых академия наук играла очень существенную роль.

Сейчас у нас более 400 институтов. Эти институты объединены в девять отделений. Еще семь лет назад (немного, может быть, побольше) было у нас 18 отделений, сейчас их только девять. Есть региональные отделения в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке. Имеется 14 региональных научных центров, крупнейший из них – Санкт-Петербургский научный центр.

Институты и научные школы академии пользуются в настоящее время непосредственной поддержкой государства и, что важно, сохраняют при этом достаточную автономию. Академия продолжает фундаментальные исследования по широкому спектру проблем и ежегодно получает научные результаты мирового уровня. РАН и в наше время продолжает активно взаимодействовать с органами государственной власти. Ученые академии участвуют в разработке проблем социально-экономической политики, концепции развития научно-технического комплекса страны и обеспечения национальной безопасности.

Многие десятки аналитических записок и докладов были подготовлены в стенах Российской академии наук и переданы в органы государственной власти, в Администрацию Президента, в Правительство, в ключевые министерства и, конечно, в Федеральное собрание. По поручению Федерального собрания мы участвовали в экспертизе ряда разрабатываемых законопроектов и тому подобном.

Очень важный вопрос – проекция деятельности академии наук на регионы. Это ключевой вопрос на самом деле для развития не только науки, но и для развития страны в целом.

Академия наук, институты академии наук расположены практически во всех регионах нашей страны. Но региональная составляющая должна быть усилена. Мы все понимаем, что без развития регионов, без полноценного развития науки и образования в регионах никогда не решить поставленные региональные проблемы, а следовательно, и проблемы, которые стоят перед всей страной.

В интересах российских регионов мы участвуем в разработке программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия), мегапрограммы «Урал промышленный – Урал полярный» и много делаем для налаживания и развития партнерства с государственными и частными секторами промышленности в научной и инновационной сфере.

Особенно хотел бы подчеркнуть, что мы придаем большое значение кардинальному сближению науки и образования. Около 700 членов академии наук, тысячи научных сотрудников участвуют в учебном процессе в России. Академия наук имеет более 200 научно-учебных центров и 350 базовых кафедр в системе своих институтов. Она проводит сейчас экспертизу всех подготавливаемых в стране учебников. Многие ректоры ведущих университетов являются членами нашей академии.

РАН, наряду с проведением фундаментальных исследований, фактически участвует и в процессе инновационного развития страны, так как именно фундаментальные результаты являются первым этапом разработки новых продуктов, материалов и технологий.

Многие результаты исследований Академии уже находят применение в промышленности. Так, например, в Республике Татарстан с 2003 года работает завод по производству синтетических масел на основе оригинальной технологии, разработанной Институтом проблем химической физики в Черноголовке.

В РАН разработан генно-инженерный инсулин человека и налажено его опытно-промышленное производство для обеспечения потребности учреждений здравоохранения столицы. В настоящее время рассматривается возможность организации более крупного производства не только указанного препарата, но и другой современной биотехнологической продукции в г. Пущине, что может освободить страну от импортной зависимости по многим лекарственным позициям.

Сегодня мы можем с удовлетворением сказать, что РАН, вся российская наука, перешли от стадии выживания к стадии развития. И это не может нас не радовать. Мы уверены, что результаты нашей деятельности будут востребованы государством и послужат созданию в России экономики, основанной на знаниях.

Академик Ю.С.ОСИПОВ,

президент Российской академии наук Специально для НДГ

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2017

Rambler's Top100