русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 20 октября 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегроодская деловая газета" № 14(61) от 03.09.2007 г. Россия: научный и промышленный потенциал (к форуму «Россия единая») | Нижегородская область: жить лучше, работать лучше |


Нижегородская область: жить лучше, работать лучше

9.2KbДва года назад губернатором Нижегородской области стал Валерий Шанцев. Как изменилась жизнь Нижегородской области за это время? Какие проблемы нижегородцам приходится решать сегодня? На эти и другие вопросы отвечает губернатор области.

– Валерий Павлинович, итак, два года вашей работы на посту губернатора Нижегородской области позади. Что сделано за это время? Как изменились основные социально-экономические показатели региона за время Вашего губернаторства?

– Все это время мы работали над тем, чтобы иметь четкие стратегические перспективы, среднесрочные программы, годовые планы, которые направлены на повышение качества жизни нижегородцев, решение многих социально-экономических вопросов. Если говорить, с чего начинали, то изначально – на август 2005 года – в регионе не выполнялся даже основной закон – закон о бюджете. По основным темпам роста внутреннего регионального продукта, объему промышленного производства, платных услуг, торговли, область была значительно ниже среднероссийских показателей. И главное, что из года в год уменьшался коэффициент, который характеризовал отношение роста среднедушевых доходов к потребительской корзине. Он находился на очень низком уровне.

Все это говорило о том, что существуют не только объективные причины, связанные с 90-ми годами, системным экономическим кризисом. Есть и внутренние причины, характерные для Нижегородской области, которые ставили ее ниже среднероссийских показателей по многим социально-экономическим целям. Например, существует такой показатель, как бюджетная обеспеченность. Она на то время составляла 9, 9 тыс. рублей на человека в год. И мы занимали по этому показателю 63 место в Российской Федерации среди 88 субъектов. Конечно, это не могло нас устраивать. Первое, что мы сделали, – проанализировали ситуацию и сумели к концу 2005 года выполнить областной закон о бюджете, и даже заработали сверх него дополнительно 600 млн. рублей. Это дало возможность профинансировать все обязательства по социальной сфере и выполнить свои обязательства перед муниципальными образованиями. Мы выплатили 100 процентов субсидий, субвенций и дотаций, чего до этого в области никогда не было. Мы своевременно внесли бюджет 2006 года с совершенно другими показателями, с ростом объемов доходов, существенно увеличили расходные обязательства.

Самое страшное, что в Нижегородской области практически не было бюджета развития. В 2005 году этот бюджет был порядка 200 млн. рублей. Что на эти деньги можно было построить? Максимум один-два плохоньких объекта социальной сферы. Уже в марте 2006 года мы защитили в Минэкономразвития и в Минрегионразвития нашу стратегию развития области до 2020 года. Мне очень понравилось, что в Санкт-Петербурге на последнем экономическом форуме в России теперь появилась такая же программа, которая называется «Россия 2020». То есть мы сейчас находимся в общероссийской струе: наша стратегия является одной восемьдесят восьмой частью «России 2020».

Стратегия предусматривает реальную цель – повышение качества жизни нижегородцев. В ней заложено повышение в области средней заработной платы в девять раз (по состоянию на начало разработки стратегии она была в 1,5 раза меньше средней зарплаты по России), в 7,5 раза – увеличение среднедушевых доходов. Для того чтобы достичь этих показателей, мы ежегодно должны расти по объему внутреннего регионального продукта примерно на семь процентов, по объему промышленного производства – на восемь. Эти показатели в Нижегородской области впервые были достигнуты в 2006 году.

Могу сказать, что 2006 год был годом перелома. Перелома, прежде всего, психологического – от настроения: «не жили хорошо, и нечего начинать» к тому, что «надо жить хорошо, но для этого надо хорошо работать».

Было создано 27 рабочих групп. Были проанализированы все отрасли и подотрасли. Теперь мы имеем планы развития почти каждого предприятия. Результат: в 2006 году по внутреннему региональному продукту мы выросли на семь процентов и сегодня находимся в десятке регионов России, обеспечивающих наибольший вклад в формирование регионального внутреннего продукта. По росту объемов промышленного производства в 2006 году мы имеем рост в 8,5 процента, тогда как в среднем по России он составил 3,9 процента. Если в предыдущем периоде область все время отставала от среднероссийских темпов, то в 2006 году мы получили темп в два раза больший, чем в среднем по стране.

Выше среднероссийского в Нижегородской области увеличились и объемы розничного товарооборота и платных услуг, и объемы строительства, в 2 раза выросли иностранные инвестиции в основной капитал, выше, чем в среднем по России выросли в регионе и российские инвестиции. Это сразу привело к оздоровлению экономики. Достаточно сказать, что сальдированный финансовый результат наших предприятий в 2006 году увеличился в 1,8 раза, что дало соответствующую прибыль, налоги. Рост средней заработной платы в нашем регионе в 2006 году был выше на два пункта, чем в России, и это дало рост подоходного налога. С 34 млрд. рублей годового дохода в августе 2005 года мы выросли до 58 млрд. рублей на конец 2006 года. Получилось даже на 12 млрд. больше наших прогнозных ожиданий.

В результате выросли и социально-экономические показатели. Впервые среднедушевой доход жителей области по отношению к потребительской корзине увеличился на 10 процентов. До этого он все время снижался. Это значит, что потребительская корзина дорожала быстрее, чем росли доходы. В нынешнем году мы увеличиваем этот коэффициент на 20 процентов и уверенно пойдем по этому пути, чтобы дог-нать самые богатые и развитые в этом плане регионы.

В 2007 году планируем получить доходную часть областного бюджета в размере более 70 млрд. рублей, а к концу 2010 года выйти на уровень в 150 млрд. рублей. Мы считаем, что и этого мало: ведь сегодняшний показатель Москвы по бюджетной обеспеченности на одного человека составляет 80 тысяч рублей, а у нас пока – 20 тыс. руб., и это несмотря на то, что мы его увеличили в два раза с 2005 г. Но это все равно в четыре раза меньше, чем в Москве. Это заставляет нас лучше работать, потому что на эти деньги мы делаем то же самое, что делает Москва: финансируем образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальное обеспечение, многие программы, связанные с социальной защитой. Это значит, что в Москве качество данных услуг населению выше только потому, что совершенно по-другому оплачивается. И стоимость этих услуг выше.

Возможности для роста в Нижегородской области есть. И это связано, прежде всего, с желанием не столько самого Шанцева, сколько всех нижегородцев – жить лучше, работать лучше.

Могу сказать, что программа развития области по финансированию выросла в шесть раз. В 2007 году в ряде сфер мы имеем повышение объемов строительства и реконструкции в 15, 20, а в некоторых и в 50 раз больше, чем в 2004-2005 годах. Эта тенденция ведет к тому, что образование, здравоохранение, культура, спорт, социальное обеспечение в Нижегородской области к 2010 году будут иметь современную базу, оснащенную передовым оборудованием и обеспеченную финансированием. Мы хотим выйти на средний европейский уровень.

– Сегодня Россия переживает инвестиционный бум. Как на этом фоне выглядит Нижегородская область? Насколько активны инвесторы в отношении Вашего региона?

– 2006 год дал хорошие результаты по трем направлениям. Первое – выросли российские инвестиции в основной капитал. Они растут темпами выше среднероссийских. Второе: вдвое увеличился объем иностранных инвестиций. Однако мы считаем, что они еще низкие по сравнению с той же Москвой. И третье направление – мы создали инвестиционный совет, на котором рассмотрели более 1200 заявок на реализацию инвестиционных проектов. На сегодня капитализация проектов, которые будут реализовываться в 2007-2011 гг., составляет более 523 млрд. рублей. Будет создано более 70 тыс. новых рабочих мест, зарплата на которых будет выше среднероссийской.

Если говорить о наиболее мощных проектах – это строительство вместе с «Лукойлом» нового комплекса глубокого каталитического крекинга на нашем нефтеперерабатывающем заводе в Кстове. Капитализация – около $1 млрд. Это повысит нашу налогооблагаемую базу приблизительно на 1,5 млрд. руб.

Второй проект, который мы тоже уже запустили, – это строительство «Стана-5000» по производству стального широкого листа для газо– и нефтепроводов на Выксунском металлургическом заводе капитализацией более $1 млрд. Объем оборота и производства продукции составит 50-60 млрд. рублей в год, и это – при нашем сегодняшнем ВРП в 400 млрд. руб.

На днях мы подписываем соглашение с компанией Liebherr. Им выделен уже земельный участок в 120 га для начала строительства завода по производству землеройной техники и компонентов для нее. Она применяется во всем мире, в том числе и у нас.

Отмечу проект компании «Объединенные транспортные технологии» по строительству автосборочного и автокомпонентного завода в районе Бора, капитализация проекта – около $800 млн. Там планируется производство большого количества автомобилей Chevrolet Lanos и автобусов Isuzu.

Совсем недавно, 12 июля, мы подписали соглашение с компанией «СИБУР», бельгийской фирмой Solvay – их дочерней структурой SolVin – по строительству в регионе комплекса по производству поливинилхлорида (ПВХ). Это 330 тыс. тонн в год с возможностью увеличения до 500 тыс. тонн. Для средней России сейчас выпускается всего 630 тыс. тонн ПВХ, это полуфабрикат, который используется во многих отраслях, в том числе для строительной индустрии – и для производства оконных переплетов, дверей, линолеума. Капитализация всего проекта – около $750 млн. Объем товарооборота равносилен «Стану-5000». Налогооблагаемая база – от 1,5 до 2 млрд. руб. в год.

И таких масштабных проектов у нас уже более десятка.

– Валерий Павлинович, как обстоят дела в области со строительством жилья и в сфере ЖКХ? Какие цифры?

– В области жилья - его строительства, ремонта, реформирования ЖКХ – мы сформулировали программы сноса к 2012 году ветхого аварийного фонда, реформирования ЖКХ, создания областных управляющих компаний, которые занимались бы переводом этого хозяйства на рыночные условия. Услуга может быть качественной тогда, когда в этой среде есть конкуренция. Сегодня же у нас в ЖКХ монополизм, причем, монополизм плохо работающих организаций, которые говорят: вы нам платите три копейки, и мы будет делать дело на эти три копейки. Поэтому реформу мы должны осуществить обязательно.

Если говорить по объемам строительства, то только в одном Нижнем Новгороде нам надо снести миллион квадратных метров ветхого и аварийного жилья, а построить полтора миллиона квадратных метров. Стоит эта программа 40 млрд. рублей. Мы знаем, что будет создаваться специальный фонд, какие-то определенные средства область получит, но основную нагрузку надо будет нести непосредственно нам. Все эти миллиарды нам надо самим зарабатывать.

Объемы строительства жилья в Нижегородской области в 2006 году выросли на девять процентов по сравнению с 2005-м, в 2007-м году на середину года – на 23 процента. Наша задача - достичь объема ежегодного строительства в 3 млн. кв. метров. На этот уровень мы хотим выйти в 2010 году. Для этого подтягиваем и стройиндустрию, и наши строительные мощности.

В первом квартале этого года мы опережаем прошлый год приблизительно в два раза по сдаче жилья в эксплуатацию. Мы переломили тенденцию, когда строители сдавали объекты все время в четвертом квартале.

Много это или мало? В прошлом году мы построили по 22 квадратных сантиметра жилья в расчете на одного жителя области. А, как известно, Президент в послании Федеральному Собранию поставил задачу строить в год не меньше квадратного метра жилья на гражданина России. То есть нам надо вырасти в пять раз. Мы вырастем! Но для этого нужно время. Необходимо также учитывать особенности рынка. Потому что можно построить жилье. Оно будет доступно физически, но не экономически, то есть не востребовано. Поэтому и развитие социальной ипотеки, повышение доходов населения – это все единая программа, которая должна быть реализована.

– С какими наибольшими трудностями Вы столкнулись, поднимая экономику области? Насколько отличаются Москва и Нижний Новгород по стилю работы и управления?

– Самая главная трудность состоит как раз в спецификах системы управления Москвы и Нижнего Новгорода и, наверное, многих других субъектов РФ. Дело в том, что Москва имеет единую систему управления: весь ресурс сосредоточен в руках того, кто управляет этой территорией. В Нижнем Новгороде совершенно другая картина. По сути дела, губернатор и областное правительство не имели многих функций, которыми они должны быть наделены для решения задач по развитию региона. В частности, в Москве единый земельный ресурс. Право распределения земли в Москве – это прерогатива правительства Москвы. В Нижнем Новгороде до моего прихода земельные отношения регулировались на уровне органов местного самоуправления. Областное правительство этим не занималось.

Градостроительная политика: перспективы развития Нижегородской области, всех ее 48 районов и 28 городов входили в сферу полномочий органов местного самоуправления. При этом они не представляли перспектив по энергообеспечению, маркетингу, развитию всех основных отраслей экономики области. Финансовый ресурс тоже находился в странной ситуации. Практически все районы, за исключением восьми, были дотационными. Но как только деньги попали в бюджет, наступала полная самостоятельность в их использовании. При этом было непонятно, как это подкорректировать, изменить.

То есть основные ресурсы – земельные, градостроительные и финансовые – не были сконцентрированы и управляемы из единого центра. Есть специфика у таких регионов как Москва, Татарстан, Башкортостан. Там все централизовано. А есть специфика других, где все децентрализовано. Поэтому первое, что мы сделали – это вместе с законодателями постарались создать понятное эффективное поле управления основными ресурсами. Не все в этом плане еще сделано. Но я думаю, что основная беда наших областей, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, как раз именно в этом. Даже сегодня, принимая окончательное решение по земельным участкам, мы вынуждены ждать такие документы, как межевание границ, утверждение плана из органов местного самоуправления.

Отвечать за конечный результат и не обладать возможностью влиять на него каждый день, каждый час – это очень сложная задача. Не люблю работать, когда все время надо всех подгонять. Люблю работать, когда четкая понятная система управления приводит к позитивному результату.

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100