русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 27 апреля 2017 г. четверг
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

Архив | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 15 (62) от 28.09.2007 г. Россия: атомный проект |


Научно-промышленная дегустация


5.3KbМинувшему двенадцатому форуму «Россия единая», названному организаторами «Международным промышленно-экономическим», не повезло: основным ньюсмейкером той недели оказался Владимир Путин, отправивший в отставку правительство России. Возможно потому на страницах федеральных газет и в новостях информационных сайтов практически не найти упоминания об открытии форума.

Очевидно, поэтому же на открытии форума не появился ни один член правительства, хотя «Россия единая» проводилась, как сообщалось на сайте самой ярмарки, по распоряжению правительства России, а министерство промышленности и энергетики выступало в качестве одного из организаторов форума. Министров можно понять: не до Нижегородской ярмарки, когда такие потрясения в Белом доме.

Российские СМИ, не заинтересовавшиеся нашим форумом, также дружно умолчали и о его завершении. Хотя, как говорил губернатор области Валерий Шанцев на открытии «России единой», форум «стал значимым событием в экономической жизни страны» и «новаторские идеи и инновационный подход, нашедшие отражение в выставочных экспозициях», позволяли рассчитывать на масштабность мероприятия.

Однако хочется поговорить не об этой, вполне парадной и, безусловно, во многом полезной стороне работы форума – оценивать значимость той или иной научной конференции будут специалисты, и редакция, поднимая тему развития ярмарки, намерена предоставить им слово. Хочется взглянуть на экспозицию форума, одна из задач которого заключалась в «демонстрации достижений в научной, промышленной и социальной сферах», глазами заинтересованного и потому субъективного нижегородца.

Когда Президент Борис Ельцин приезжал на Нижегородскую ярмарку (впервые! Вершилась история на глазах!), автор этих строк работал там директором рекламно-издательского агентства и, как и другие руководители подразделений ярмарки, был включен в решение всех общевыставочных проблем. Как всегда, к приезду Президента что-то не успевали, в частности, только-только покрасили новый переход из кафе-столовой первого этажа к свежеотреставрированному Президентскому залу. В кафе и переходе неприлично пахло краской даже спустя сутки после завершения работ. Идею, как часто бывало, родил Владимир Бессараб, тогдашний директор ярмарки. «Давайте кофемолки запустим в буфете! А что, будет крепкий кофейный аромат вместо запаха краски!» И мололи без устали зерна за буфетной стойкой… Потом искали маркер, чтобы Ельцин (опять кому-то в голову пришла идея) мог оставить свой автограф прямо на выставочной панели в Гербовом зале. А потом было еще что-то, когда Николай Пугин, руководивший тогда автозаводом, показывал Б.Ельцину новенькую «ГАЗель», и всем казалось, что эта «ель» в конце имени машины аккурат от фамилии Президента.

Словом, многое можно говорить про ту ярмарочную жизнь. Но вспоминаю об этом здесь лишь потому, чтобы сказать о своем безусловно субъективном отношении к ярмарке. Может быть, именно этот субъективный интерес и подтолкнул начать сегодня разговор о ярмарке, которая, по заявлению министра промышленности и инноваций областного правительства Валерия Барулина, являющегося одновременно председателем совета директоров ВЗАО «Нижегородская ярмарка», в качестве известного в мире бренда, имеющего славную историю, должна развиваться как деловой выставочный комплекс. Вот именно о перспективах развития и хочется поговорить.

Итак, субъективный взгляд нижегородца на экспозицию прошедшего форума. День первый.

Одно из «лучших» научно-технических достижений России занимало на форуме добрую половину центра открытой выставочной площади.

Почти от самого фонтана была организована… распродажа подержанных иномарок «без пробега по РФ», то есть с европейских и американских аукционов. Рядом «Самотлор НН» гордо (ибо это первый совместный нижегородско-иностранный проект автопроизводства в регионе) выставил свои первые, только что собранные автобусы на платформе «Ивеко», а чуть поодаль группа «ГАЗ» выпустила небольшое стадо «Максусов». И это все действительно является весомым достижением нашего автопрома и складывающегося автомобильного кластера. Но субъективный взгляд уперся в четырехлетнюю «Субару» за 545 000 рублей как в полное несоответствие собственным ожиданиям от форума. Зачем здесь этот автобазар?

Да, понятно, что в павильонах ярмарки в межвыставочный период работают автосалоны, для которых активизирующийся рынок подержанных авто «без РФ» – растущий сегмент бизнеса. Но как это связано с научно-промышленным потенциалом России и региона?..

Через два дня я вернулся на выставку, чтобы поговорить с ее участниками. День выдался скверный, шел дождь, и ярмарка была почти безлюдна. Только у шестого павильона сновали люди. Здесь у стендов толпился народ, две подруги советовались о том, взять ли в добавок к горбуше копченого палтуса. Неподалеку бомбили «дешевый кизлярский коньяк» (как хороший коньяк может быть дешевым?), рядом мужики дегустировали водку «по писяшке». Дальше под вывеской «Французские шубы» девушки примеряли симпатичный свингерочек. Жизнь кипела как … на Центральном рынке.

Такой же базарчик был организован и в третьем павильоне, по соседству с экспозицией Белоруссии. И этим ярмарочным базаром экспозиция форума «Россия единая» ничуть не отличалась от традиционных «Серебристых ландышей» и «Сельхозпродмашей». Колбасно-рыбно-копченые развалы вперемежку с вином и водкой как-то не увязывались в моем субъективном понимании с научно-промышленным форумом. И со звучным «Форум проводится по распоряжению правительства России». Это что, Фрадков, что ли, предчувствуя дембель, распорядился повеселить нижегородцев? Или Христенко расщедрился?

За лекарством от субъективизма пошел в первый павильон. Здесь всегда – «золото партии», сюда отбираются лучшие стенды, приглашаются самые крупные экспоненты. Здесь расположился и новенький оригинальный стенд «ЛУКОЙЛа», и стильный стенд Борского стекольного завода, позиционирующего себя под материнским брендом AGC японского концерна, и завод «Сокол» выставил модели военных самолетов.

У входа в павильон, в самом начале экспозиции – стенд Российского союза нефтегазостроителей.

– Мы гораздо чаще выезжаем за рубеж на различные международные выставки, нежели в российские регионы, – поделился впечатлениями о выставке С.Е.Пичугин, представляющий московское НПО «Спецнефтегаз», входящее в Союз, – и у нас есть достаточно хороший опыт участия в выставках. На Нижегородской ярмарке мы впервые и можем сказать, что выставка достаточно хорошо организована, разнообразна по тематике и, если нас пригласят на следующий год – мы, пожалуй, приедем. Но все-таки я бы посоветовал организаторам в следующий раз уделить больше внимания тематическому комплектованию экспозиций. Если это энергетика, то должен быть представлен комплекс всех вопросов, с энергетикой связанных, то есть и нефть, и газ, и непосредственно энергетика. Вопросы диагностики, обслуживания и так далее. Пока же получается, что у нас в павильоне есть предприятия транспорта, пищевой промышленности, стекольной, через стеночку от нас – связь, рядом предприятие Микояна. Люди, приходящие на выставку, не понимают, что они здесь увидят. А если бы заблаговременно пригласили ведущие компании, входящие в Союз нефтегазостроителей, они одни сформировали бы весь этот павильон. Дело в том, что нам действительно есть, чем поделиться, потому что у нас используются самые лучшие разработки и Минатома, и авиации, и машиностроения. И такой тематический подход к комплектованию экспозиций был бы значительно продуктивнее.

Вот такое «лекарство от субъективизма», ещё более укрепившее во мне ощущение какой-то ирациональности происходящего. Все хорошо, говорил Сергей Евгеньевич, и для себя нашли много интересного на соседних стендах, и разнообразная выставка. А в это время из-за стенда Союза, как гротеск, вылетали наполненные гелием разноцветные шары с логотипом «РЯБА» на боку, а в дальнем углу дегустировали водку. Ну не должна быть на научно-промышленном форуме водка в розлив рядом с Транснефтью, ЛУКОЙЛом и прочими бюджетообразующими монстрами!

За два последних дня выставки я поговорил более чем с десятком участников. Вот только нужны ли мнения экспонентов самой Нижегородской ярмарке?

С.Л.Лаговский, начальник службы маркетинга ижевского ОАО «Редуктор», неоднократно принимающего участие в выставках Нижегородской ярмарки (а также активно выставляющегося на всех мало-мальски значимых промышленных выставках России и на многих зарубежных салонах; в годовой программе Редуктора – 20 выставок), считает, что статус нашего форума несколько завышен: «Это хорошая выставка регионального уровня. Не федерального, и тем более не международного уровня, международных контактов здесь нет. Но за этим, зная уровень выставки, мы сюда и не ехали».

А вот мнение Андрея Хапро, менеджера московского НПО «Пром-техэлектро», также экспонирующегося в первом павильоне по соседству с «Редуктором»:

– Третий год мы уже сюда приезжаем, весной на «Реки» и осенью на «Россию единую». Откровенно скажу, что мы ожидали большего от этого форума, почему-то очень мало посетителей в этом году. Думаю, что должным образом не разрекламировали мероприятие организаторы, мы на это грешим. – Андрей показывает свой журнал учета контактов, в котором всего две фамилии за день (и это в субботу, на часах – 16. 25). – А аудитория, которая дегустирует водку, нас не интересует, мы занимаемся производством и поставкой электрощитового оборудования. Но, к сожалению, особенность этой выставки такова, что здесь можно найти колбасу рядом с суперсовременной турбиной.

Похоже, что прав Андрей, с рекламой ярмарка вновь пожадничала, ограничившись традиционными договорами с «лояльными» газетами, да редкими информационными открытками на ТВ. Спросите себя, много ли вы получили информации об участниках «России единой» прежде, чем прошли за турникет охраны? Почти ничего. И они столько же информации получили о нас.

Седьмой год приезжает на Нижегородскую ярмарку делегация Республики Беларусь. Отношения региона и Белоруссии – самые лучшие, губернатор в ближайшие годы планирует увеличить товарооборот с республикой в разы. Наши делегации из Нижнего в Минск по нескольку раз в год наведываются. Словом, самый лучший микроклимат для налаживания деловых отношений и продвижения товаров. Но вот мнение белорусской стороны.

К.В. Маерович, заместитель начальника отдела международного научно-технического сотрудничества государственного комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, представляющий на форуме 19 организаций и учреждений Министерства образования и Национальной академии наук:

– Каждый год мы подводим итоги и понимаем, что не зря приезжали. Потому что наши научные организации и учреждения находят здесь контакты, находят партнеров, тем более, что в вашем регионе достаточно хорошо развиты и наука, и промышленность еще со времен Советского Союза... Но хотелось бы больше информативности, чтобы в нижегородской прессе появлялось больше информации об участниках выставок, о том, кто приезжает, с чем и с какими пожеланиями, с какими из нижегородских предприятий хотели бы встретиться здесь, на выставке. Может быть, эта информация должна выходить в каких-то специализированных изданиях. Если бы это было, выставки бы работали гораздо эффективнее.

Когда-то нижегородские производственники предлагали ярмарке сделать некий сервис, компьютерный центр, в котором можно было бы всем приехавшим на выставку из российских городов и весей получить информацию о ведущих нижегородских предприятиях, просмотреть по монитору их презентационные ролики, увидеть продукцию, её описание и характеристики. И распечатать контакты с отделами маркетинга или сбыта. Тогда экспоненты, получив за день-два до начала выставки эту информацию, могли бы сами связаться с интересующими их предприятиями и встретиться на выставке с нижегородскими коллегами по отрасли. Идея не была реализована.

Но и сегодня очевидно, что информационное обеспечение выставок не на высоте, и отмечали это не только минчанин К. Маерович и москвич А.Хапро, участвовавшие в минувшем форуме. Наша редакция убеждается в этом каждый раз при подготовке спецвыпусков, приуроченных к крупным выставкам и форумам ярмарки. Руководители предприятий (а мы при подготовке таких спецвыпусков контактируем с сотнями профильных российских предприятий), тратя немалые деньги на участие в выставке, совершенно обоснованно хотят, чтобы их экспозиция попала на «удобренную почву» и собрала подготовленную аудиторию. Увы, ярмарка этому не способствует. Более того, отношение нынешнего руководства ярмарки к информационной поддержке и работе с носителями информации такое же иррациональное, как и формирование экспозиций выставки. На ярмарке на полном серьезе считают, к примеру, что газеты, которые рассказывают в своих выпусках о реальных или потенциальных участниках выставок, «зарабатывают на имени ярмарки». Можно ли при таком подходе говорить о рациональной и эффективной информационной политике и использовании в интересах экспонентов возможностей региональных СМИ?

Конечно, можно сказать, что не дело ярмарки информировать народонаселение о том, зачем она собрала под свои своды сотни участников. Ярмарка-де лишь продает выставочные площади, а об эффективности своего участия должны заботиться сами участники. Но если это так, Нижегородская ярмарка мало чем отличается от обычного рынка, сдающего торговцам площади в аренду, и вряд ли при таком подходе у ярмарки есть перспектива развития в качестве делового выставочного комплекса. А значит, долго еще придется экспонентам нарезать колбасу и разливать водку рядом с турбинами или суперсовременными металлообрабатывающими комплексами. И на новостных лентах информационных агентств и страницах российских деловых изданий имя ярмарки будет появляться все реже и реже.

Петр ЧУРУХОВ, главный редактор «НДГ»


 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2017

Rambler's Top100