русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 23 июня 2018 г. суббота
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

Архив изданий | Нижегородская деловая газета | "Нижегородская деловая газета" № 1 (66) от 08.02.2008 г. Специальный выпуск "Наука нового века" | Мы - финансовая колония? |


Мы – финансовая колония?

Российская Федерация в экономическом смысле – страна зависимая, практически колониальная. Невзирая на всю централизацию политической власти, концентрацию нефтегазовых доходов в руках государства и сотни миллиардов долларов, проливающихся на Россию от экспорта сырья и энергоносителей, перед нами – очевидно несамостоятельное образование. В РФ не созданы дееспособные структуры, способные воспринять все эти потоки нефтегазодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные кредиты для создания передовых производств.
В банковском смысле РФ – колония развитых стран. Обратимся к примеру с реальным сектором.

Чтобы профинансировать грандиозные (а других в борьбе с разрухой просто не получается) программы развития страны, нужны мощнейшие специализированные банки. Один банкгигант должен заниматься аграрными делами, другой – машиностроением, третий – строительством, и т. д. Причем такие супербанки должны выдавать кредиты больших объемов под низкие проценты – и лет на десять. Необходима трехуровневая банковская система: Центробанк – специализированные банкигиганты – банки мелкие, коммерческие, сберегательные и инвестиционные.
Подобной системы в РФ нет. В ней имеются Центробанк и тысячи мелких, маломощных «банчков». Причем наши самые крупные банки даже не входят в двадцатку мировых банков. Они – карлики. Выдать большие ссуды, необходимые для осуществления аграрной программы, они не в силах. Нет ресурсов.
Государство не создает источника ликвидности для банков. Российские банки ходят за «длинными деньгами» на Запад. Там они берут большие кредиты под четыре процента годовых, а потом перепродают их клиентам в РФ вдвоевтрое дороже. За счет этого предприятия могут брать кредиты, за счет этого развивались ипотека и потребительский кредит. Если на Западе брать «длинные деньги» больше не удастся, то для хилой экономики РФ это – катастрофа.
В то же время, на Запад за «длинными» и долгими кредитами пошли и крупные компании РФ (здесьто брать не у кого). Пошли и «Газпром», и «Роснефть». В самые сжатые сроки российские компании нахватали на Западе долгов вдвое больше, чем РФ за годы правления Ельцина: свыше 300 миллиардов долларов. Чтобы отдавать такие тяжелые долги, российскому большому бизнесу приходится все время перекредитовываться.
И если источники кредитов на Западе иссякнут, крупные компании РФ окажутся банкротами.
Страна в очередной раз может пасть жертвой «либерального фундаментализма», коим наши верхи маются с декабря 1991 года. Ну скажите на милость, почему взять десятки миллиардов долларов кредитов в европейских банках на постройку новых трубопроводов «Газпрома» (да еще и под большой процент!) – это рыночно, а занять те же суммы для того же самого у собственного государства – не рыночно? Почему лучше отдавать сотни миллиардов «у.е.» с процентами на Запад, чем возвращать их Российской Федерации? Почему рыночным считается попадание страны в опасную зависимость от внешних сил?
Но таково положение РФ: она несуверенна в финансовом плане. Сотни миллиардов долларов, полученных Россией от экспорта нефти и газа, попадали не в сильную банковскую систему России (ибо ее попросту нет), а в так называемый стабфонд и золотовалютные резервы РФ. То есть – в финансовую систему Запада. А Запад из наших же денег выдает отечественным банкам и компаниям «длинные кредиты».
Вернее, выдавал. Сейчас изза кризиса на ипотечном рынке США и падения доллара западные финансисты перестали кредитовать банки РФ. Им самим ликвидности не хватает.
Чем это грозит РФ? Социальноэкономическим крахом. Банковский кризис изза прекращения притока «длинных денег» с Запада может породить нечто похожее на финансовую катастрофу 1998 года. Только на новый лад. Положение государства незавидно: на глазах рушится стабильность, что выстраивали в 20002008 годах. Плюс дорожает продовольствие.
Что делать? Понятно, что нужно экстренно наращивать производство хотя бы того же продовольствия, чтобы уменьшить зависимость от импорта. Но как? Дело не только в том, что необходимо составить грандиозные планы и воплотить их. Вопрос в другом: под такую работу нет кредитнофинансовой системы! Что толку, что сегодня у Москвы есть полтриллиона долларов во всяких резервах. «Заливать»то их некуда. Это как если вы стоите на обочине с огромной канистрой бензина в руках, но у вас нет автомашины, которую можно заправить. Просто раздавать деньги, не имея системы для их грамотного и хозяйского распределения, системы для отбора бизнеспроектов и контроля за их исполнением? Не выход. Деньги просто будут разворованы, вызвав гиперинфляцию.
Значит, нужно экстренно создавать систему мощных супербанковиндустриализаторов, насыщенных «длинными деньгами». Укомплектованных специалистами экстракласса. Но как? Сама собой (рыночным путем) такая система не сложится. Сама по себе сложилась как раз нынешняя, полуколониальная банковская система. Значит, выход есть только один: создавать такие супербанки искусственно, проектно. Усилиями государства. Закачивать в банки сверхдоходы от нефти и газа. А вокруг таких банковгигантов выстраивать сильные производственные корпорации. Реально обеспечивая перелив средств из добычи сырья в сложные производства, в научнотехнический прогресс и аграрную сферу.
Так строили свою экономику японцы после Второй мировой, так (подражая им) действовали и южные корейцы. Именно это и нужно было делать после 1998 года.
После дефолта отечественное производство ожило и стало расти. Оно стало конкурентоспособным. Одновременно пошли в гору цены на нефть, обеспечивая РФ приток нужной ликвидности. Вот тутто и надо было создавать новую банковскую систему, закачивая в нее нефтегазодоллары. Создавать неоплановую экономику больших корпораций.
Но власть бездействовала. Вернее, действовала – но как будто планомерно готовила тот кризис, что грозит нам ныне. Итак, те сотни миллиардов долларов, что притекали в РФ за счет повышения мировых цен на энергоносители, были объявлены «плохими». Их надо, мол, «стерилизовать»: откачать в золотовалютные резервы и стабфонд. И сложить их дефакто на Западе. Огромные суммы, которые могли бы пойти на создание системы супербанков развития, оказались выведенными из экономики РФ. Да еще так, что теперь обесцениваются стремительными темпами изза падения курса доллара и фактической доходности облигаций казначейства США (которые теперь имеют отрицательную доходность). Предложение Торговопромышленной палаты РФ вкачать эти деньги в несколько крупных российских банков было отвергнуто ещё в 2003 году.
Нужно было параллельно с выстраиванием новой банковской системы разрабатывать планы стратегического развития. Но они в РФ появились с чудовищным запозданием: лишь в 20062007 годах, да и то в неполноценном виде. За это время колоссальные суммы оказались потраченными совершенно бездарно: например, годовой бюджет Белоруссии истратили на выкуп «Сибнефти».
Вместо того, чтобы превратить нефтегазовые сверхприбыли в источник развития РФ, власть их «стерилизовала». А фактически – кастрировала будущее страны. И вот итог: к 2007 году эффект дефолта 1998 года оказался полностью утрачен – производство в самой РФ стало нерентабельным. Как и накануне 1998го стал ударными темпами расти импорт. А оставшееся в Росфедерации производство стремительно потекло в Китай: там выпускать товары гораздо выгоднее.
Что в итоге? Росфедерация оказалась на грани новой финансовоэкономической катастрофы. Угроза кратного роста цен на еду – налицо. Грандиозные планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома, судостроения, нанотеха, ВПК, портов и железных дорог теперь могут рассыпаться, словно карточный домик. Равно как и нефтегазовые планы. Национальный проект «Доступное жилье» терпит крушение на наших глазах. Попытки Москвы играть роль великой державы, манипулируя «газовым краном», могут нарваться на ответный удар в виде перекрытия продовольственных поставок и «длинных кредитов».
Теперь власть лихорадочно ищет выход из создавшегося положения. Найдет ли? Одно можно сказать: 2008й имеет все шансы стать годом чрезвычайной ситуации.
Самое же плохое заключается в том, что у Кремля нет запаса компетентных кадров для исправления положения в экономике.
Кто определял и определяет экономическую политику РФ в период «после Ельцина»? Вопервых, «птенцы гнезда чубайсова». Это, скажем, многолетний министр финансов и нынешний вицепремьер Кудрин. Ярый «стерилизатор». Субъект, который не знает других положений экономической науки, кроме ультралиберальных, делающий вид, будто в мире нет успешного опыта проведения нелиберальной экономической политики. Человек, повинный в нынешнем тупике, попрежнему определяет финансовую политику РФ.
Того же поля ягода – глава ЦБ РФ Игнатьев. Они с Кудриным работают в тесной связке. Поэтому в стране нет полноценной банковской системы, а ее финансовые резервы служат развитию экономик США и ЕС, а не Российской Федерации.
Семь лет Минэкономразвития управлял Герман Греф. Он оказался бессильным сформировать статегически взаимоувязанные планы развития страны, не увидел летом 2007 года грозящую перспективу банковского кризиса пополам с подорожанием продовольствия.
Неизвестно по каким признакам стал главой Экспертного управления АП РФ юноша Дворкович. Человека, учившегося экономике на Западе по все тем же либеральным схемам, ни разу в жизни не руководившего ничем серьезным, назначили «главным экономическим мозгом» сначала Минэкономразвития, а потом – и президентской администрации. После 2000 года вообще наблюдается тенденция: молодые люди с безграничной верой в обанкротившиеся либеральные теории выскакивают как чертики из табакерки – и назначаются властью на ответственейшие посты.
И вот вся эта компания теперь думает, как спасти РФ от накатывающего кризиса. Что они наизобретают?
Управленческий дефолт в государстве, о котором с 2002 года предупреждали многие эксперты (от либерального Сергея Чернышова до социалиста Михаила Хазина), свершился. Оказалась права рать компетентных экономистов (к коим не думает обращаться власть), когда говорила, что политика, проводившаяся с 2000 года, чревата катастрофой. И вот приходит час расплаты.
Как избежать новой катастрофы? Похорошему, нужна новая национальная дискуссия. Но готова ли к ней власть?

Владимир КУЧЕРЕНКО

А в это время...

Итак, кризис ликвидности банков, рост инфляции и огромные внешние заимствования российской экономики. Что нас ждет? Комментарий известного российского экономиста Михаила Хазина:
– Это проблема на уровне той, что вызвала кризис 1998 года – банковский дефолт. В случае какихто серьезных потрясений у банков нет возможности выкупить такое огромное количество долларов на рынке (чтобы расплатиться по долларовым долгам. Ред.) – поэтому рубль будет падать.
В нашей стране Центробанк и Министерство финансов, исходя из монетарных догм, не рефинансировали банковскую систему – не поддерживали ее ликвидность. Как следствие – банки были вынуждены поддерживать ликвидность за счет краткосрочных кредитов на западных рынках. Однако, когда на Западе начался свой кризис ликвидности и возможности по рефинансированию там существенно сократились, кризис перекинулся и на российскую банковскую систему.
Осенью прошлого года Центробанк пытался ликвидировать этот кризис разными способами и при этом заявлял, что «все хорошо». Но создать работающую систему ликвидности за короткий срок невозможно – нужны годы. В результате ЦБ просто кидал на рынок достаточно большие суммы, но делалось это крайне неэффективно. Теперь ЦБ стало абсолютно понятно, что, если он с этой проблемой не справится, нам грозит дефолт по образцу 1998 года. Потому что краткосрочные западные кредиты нужно возвращать, а у банков такой возможности нет. Ну просто нет на рынках такого количества долларов по приемлемым для банков ценам! Единственный шанс для того, чтобы спасти банковскую систему, – надо не просто обеспечить высокую ликвидность, что само по себе Центральный банк делать не умеет, но еще и раздобыть откудато доллары. Разумеется, сочетать это с попытками спасти страну от инфляции, чем озабочен Минфин, совершенно невозможно.

 
Колеса и шины. | http://dr-clinic.ru/ справка от педиатра в детский сад справка в сад от педиатра.

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100