русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 21 января 2018 г. воскресенье
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


belarus

vietnam

moldova

О наших изданиях | Специальные проекты | Сборник "Инвестиционный мир. Нижегородский регион", май 2008 | Инвестиционный климат региона |


Инвестиционный климат региона

53.6Kb Инвестиционный климат Нижегородской области – один из самых благоприятных на территории России. Защищенность инвестиций региональным законодательством, которое признано экспертами самым успешным в стране, мощная система финансовых и нефинансовых льгот, предоставляемых бизнесу, позволяют инвесторам эффективно реализовать имеющийся у региона значительный экономический и ресурсный потенциал.
Инвестиционная деятельность в Нижегородской области регулируется специальным областным законодательством. В развитие основного инвестиционного областного закона принята система нормативно-правовых документов, регламентирующая отдельные этапы инвестиционного процесса, что делает механизм взаимодействия инвестора с властью открытым и прозрачным. Законодательно регламентированы все принципиально важные этапы инвестиционного процесса: подача и рассмотрение заявки на реализацию инвестиционного проекта; процедура и критерии получения проектом статуса приоритетного; процедуры контроля за ходом реализации инвестиционного соглашения; организационная поддержка инвестора при прохождении бюрократических процедур; процедура предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта; прекращение действия государственной поддержки. Благодаря такой регламентации, Нижегородская область существенно снижает поле для «неформальных» отношений, чем выгодно отличается от большинства российских регионов. Кроме того, сама система запуска инвестиционного проекта устроена по принципу «одного окна», предполагающего минимум контакта инвестора с бюрократическим аппаратом. Это мощный фактор по сокращению коррупции – проблемы, которая ставится в России на одно из первых мест среди факторов, препятствующих инвестиционному процессу. Информационная и организационная поддержка инвестиций Каждый инвестор, работающий в Нижегородской области, получает организационную и консультационную помощь, которая особенно сильна на этапе старта проекта. Вне зависимости от размера инвестиций и вида деятельности инвестор, принявший решение работать в Нижегородской области, получает организационную помощь в подготовке и прохождении документов на осуществление проекта. Решение вопросов по предоставлению земельного участка (самой забюрократизированной в России процедуры) и по оформлению документов, необходимых для начала проектирования и строительства, берут на себя органы исполнительной власти. Правительством Нижегородской области каждому инвестору гарантирована информационная поддержка. Базовые сведения о политике и законодательстве, свободных промышленных и земельных участках, порядке прохождения процедур, программах и стратегиях, контактах размещены в свободном доступе на официальном сайте правительства Нижегородской области www.government.nnov.ru. Если информации недостаточно, инвестор может обратиться со своими вопросами в специально созданное министерство инвестиционной политики Нижегородской области (www.mininvest.ru). Поддержка приоритетных проектов Стратегическим инвесторам, реализующим приоритетные для Нижегородской области проекты, предоставляется мощная финансовая поддержка, которая предполагает: налоговые льготы, налоговый кредит, освобождение от арендной платы за земельные участки, компенсацию части процентной ставки по кредитам, государственные гарантии. Кроме того, приоритетным проектам может оказываться дополнительная нефинансовая помощь в создании инфраструктуры бизнеса, распространении позитивной информации об инвесторе, поддержка при обращении в федеральные органы государственной власти, вплоть до полного сопровождения проекта. Действия инвестора при запуске инвестиционного проекта в Нижегородской области Созданная в Нижегородской области система по работе с инвесторами освобождает бизнес от «хождения по коридорам». Инвестору достаточно контактировать с одним ведомством – министерством инвестиционной политики (МИП). Приняв решение работать на территории Нижегородской области, инвестор обращается в МИП, где ему предоставляется вся необходимая информация о том, что он должен сделать для запуска инвестиционного проекта. Министерство инвестиционной политики – специально созданное ведомство для работы
с инвесторами В Нижегородской области для работы с инвесторами в 2005 г. создано специальное профильное министерство инвестиционной политики. Среди функций МИП следует выделить: • подготовку нормативных правовых актов Нижегородской области, регулирующих отношения в сфере инвестиционной политики; • организацию и проведение отбора инвестиционных проектов с целью придания им статуса приоритетных в соответствии с законодательством Нижегородской области; • разработку предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий развитию инвестиционной деятельности; • экспертизу инвестиционных проектов, подготовку заключений на инвестиционные проекты на основе действующих методик в данной сфере, в том числе на предмет целесообразности их осуществления с участием Нижегородской области; • организацию работы органов исполнительной власти Нижегородской области по реализации инвестиционных программ и проектов с участием российских и иностранных инвесторов, разработку совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области и муниципальными образованиями области инвестиционных программ и проектов; • оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Правовое сопровождение инвестиционных проектов, включая помощь субъектам инвестиционной деятельности в подготовке проектов документов и получении разрешительной и согласующей документации от уполномоченных органов и организаций; • реализацию инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, включая реализацию проектов, договоренности по которым достигнуты в ходе деятельности уполномоченного органа исполнительной власти в сфере международных отношений. Первым шагом инвестора является подготовка заявки по установленному образцу. Заявка может подаваться на реализацию проекта с получением земельного участка, либо на реализацию приоритетного проекта, предполагающего как получение земельного участка, так и систему финансовых и нефинансовых мер поддержки (заявки на получение нефинансовой поддержки или на получение финансовой поддержки). Формы заявок, а также методические рекомендации по их заполнению размещены в свободном доступе на сайте правительства Нижегородской области http://www.government.nnov.ru/?id=20659. Помимо заявки инвестор готовит пакет документов, который является достаточно традиционным для прохождения бюрократических процедур на всей территории России. Весь перечень необходимых документов, прикладываемых к заявке, представлен на официальном сайте http://www.government.nnov.ru/?id=17858. При подготовке заявки и оформлении заявительных документов инвестор вправе обратиться за содействием в МИП, в том числе и за помощью в подборе земельного участка. Сформированный пакет документов инвестор подает в МИП. На этом фактически действия инвестора заканчиваются. Получение экспертиз, согласований со всеми ведомствами, документов, необходимых для старта инвестиционного проекта, является задачей МИП. Хотя бизнес по-прежнему может отслеживать процессы межведомственных согласований. Подготовленные и собранные МИП документы по заявкам от потенциальных инвесторов рассматриваются на инвестиционном совете при губернаторе Нижегородской области, являющемся, по своей сути, эффективной площадкой для принятия решений. По итогам заседания инвестиционного совета выносятся решения о целесообразности осуществления инвестиционного проекта, предоставлении для его реализации земельного участка, а в случае, если проект претендовал на получение статуса приоритетного, о возможностях его получения. При отказе указываются причины такого решения. В случае положительного решения инвестиционного совета МИП при взаимодействии с надзирательными и разрешительными органами власти готовит инвестору пакет документов, необходимых для старта инвестиционного проекта. Если заявка подавалась на получение земельного участка, с момента подачи заявительных документов до выделения земельного участка и получения необходимых для старта инвестиционного проекта документов, согласно регламенту, не должно пройти более 154 дней, если предварительно было согласовано место расположения объекта, и 179 дней, если такового согласования не было. И в том, и в другом случаях речь идет о земельных участках, свободных от прав третьих лиц. Приоритетные инвестиционные проекты В Нижегородской области на фоне общей поддержки инвестиционной активности государственная политика предполагает выделение стратегических «точек роста», стимулирование которых должно обеспечить дальнейшее развитие экономики. В связи с этим выделяются две группы инвесторов. Первая – стратегические инвесторы, проекты которых относятся к категории приоритетных, и вторая – прочие инвесторы. Первой группе инвесторов оказывается одна из самых мощных государственных поддержек на территории России. Для проекта, претендующего на статус приоритетного, принципиально важным является его соответствие Стратегии развития Нижегородской области, разработанной до 2020 г., прежде всего в части отраслевых приоритетов. В инвестиционной политике Нижегородской области выделяются следующие отраслевые приоритеты: первая группа отраслевых приоритетов: автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, пищевая промышленность, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность; вторая группа отраслевых приоритетов: черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, туризм; третья группа отраслевых приоритетов: промышленность строительных материалов, медицинская промышленность, лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность, судостроение, сельское хозяйство. Критерии оценки Основным критерием присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного является наличие положительного эффекта от его реализации, который оценивается по таким составляющим, как: экономическая эффективность; бюджетная эффективность; социальная эффективность. Дополнительными критериями для присвоения проекту статуса приоритетного являются: абсолютная величина вложенных или привлеченных инвестиций; скорость окупаемости проекта (предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости 5 и менее лет); поддержка инвестиционного проекта органом местного самоуправления, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта; социальные, экологические и иные эффекты, не поддающиеся количественной и стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели интегральной эффективности, а также учитываются при обосновании государственной поддержки инвестиционного проекта. Как любые программные инструменты, направленные на стимулирование «точек роста», группа приоритетных инвестиционных проектов немногочисленна: из порядка 600 одобренных в 2006 г. только 25 получили статус приоритетных инвестиционных проектов. Получение статуса Ознакомившись с требованиями к приоритетным проектам, инвестор самостоятельно принимает решение, может ли его проект рассчитывать на получение этого статуса, о чем в случае положительного для себя решения указывает в инвестиционной заявке. На этапе подачи заявки инвестор должен указать, какие именно льготы и формы поддержки в рамках предусмотренных для приоритетных проектов он рассчитывает получить. Финансовая поддержка Для приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области предусмотрена целая система финансовых мер поддержки, включающая налоговые льготы, налоговый кредит, освобождение от арендной платы за земельные участки, частичную компенсацию инвесторам процентной ставки по кредитам, государственные гарантии налоговых льгот. Причем, в части налоговых льгот в Нижегородской области предоставляются максимально допустимые законодательством Российской Федерации льготы. На этапе подачи заявки инвестор, исходя из принципа бюджетной эффективности проекта, должен определить, на какую именно форму финансовой поддержки он претендует. Налоговые льготы предоставляются компаниям на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять лет. Хотя есть и исключения, например, для таких приоритетных сфер деятельности для экономики региона, как транспорт и логистика. Здесь возможно принятие решения о продлении срока налоговых льгот, но не более чем на два года. Льготы по налогу на прибыль. Размер льготы, а точнее, снижение ставки процента на прибыль, зависит от удельного веса выручки, полученной от реализации инвестиционного проекта, в общем объеме выручки компании. Если доля выручки составляет от 2 до 10 % в общем ее объеме, то ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, снижается на 1 %; если от 41 до 50 % – то на 3 %; Льготы по налогу на имущество. Имущество, создаваемое, приобретаемое или используемое для реализации приоритетного инвестиционного проекта, включенное в специально утверждаемый перечень, не подлежит обложению налогом в части, зачисляемой в бюджет Нижегородской области. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. В ряде случаев он может быть продлен, но не более чем на 5 лет. Проценты, взимаемые за пользование инвестиционным налоговым кредитом, устанавливаются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Освобождение от арендной платы за земельные участки. Инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект и арендующие для этих целей земельные участки, освобождены от арендной платы в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области. Государственные гарантии Нижегородской области. На конкурсной основе инвесторам, реализующим приоритетный проект, могут быть предоставлены государственные гарантии Нижегородской области в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заемных средств. Срок гарантии не может превышать пяти лет, а размер платы за ее предоставление – 5 % от суммы полученной гарантии. Нефинансовая поддержка Инвестор, считающий, что его проект может быть отнесен к категории приоритетного, имеет возможность подать заявку на получение нефинансовой поддержки, которая, как и финансовая, рассчитывается исходя из принципа бюджетной эффективности. Правительством Нижегородской области предусматриваются следующие нефинансовые меры государственной поддержки инвестиций: поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта; распространение позитивной информации об инвесторе; помощь в создании инфраструктуры бизнеса, вплоть до полного сопровождения проектов. Важным элементом инвестиционного климата Нижегородской области является принцип «неухудшения» законодательных условий инвестиционной деятельности компаний, реализующих приоритетные проекты. В случае введения в Нижегородской области новых налогов и сборов, а также при повышении уже действующих ставок, инвестор работает в рамках того нормативно-правового поля, которое было на момент подписания инвестиционного соглашения, до истечения срока его действия. Такая мера является гарантией от неблагоприятных изменений в инвестиционном климате региона.

 

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100