русский     english

поиск по сайту:  
Сегодня 12 декабря 2018 г. среда
Написать письмоКарта сайтаНа главную
О нас Фотогалерея Обратная связь Контакты
 


kazahstan100100

armeniya100100

О наших изданиях | Специальные проекты | Специальный выпуск "Главному банку России - 150 лет", май 2010 | Главный банк России |


Главный банк России

9.1KbГосударственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). При многочисленных преобразованиях банки сохраняли правопреемственность и традиции. Даже «клятвенное обещание» служащих Государственного банка по тексту практически не отличалось от присяги на верность, которую давали сотрудники государственных банков времен Екатерины II.

Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав. Согласно Уставу, новое учреждение являлось банком краткосрочного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочению кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. Устав Государственного банка России 1860 г. содержал свыше 200 статей, составляющих две главы: первая глава «Устройство банка и его операции», вторая – «Управление Госбанка». Это были первые меры, направленные на организацию Государственного банка в России.

Главным идеологом нового Государственного банка был известный экономист и географ Е. И. Ламанский, сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения. Е. И. Ламанский предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее «государственно-акционерной компании», в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» небольших объемов кредитных билетов.

Государственный банк оставался в ведении Министерства финансов, и в его задачи входило обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны. Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн рублей, а резервный – 3 млн рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн рублей, а резервного до 5 млн рублей.

Структура Государственного банка отличалась высокой централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. – Петроградская контора).

Государственный банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов. Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Высочайшим указом Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать в платежи российскую и иностранную звонкую монету, а также золото и серебро в слитках. В середине 1890-х гг. золотой запас России составил 911,6 млн рублей, а к началу первой мировой войны он был крупнейшим в Европе.

На кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в 1866-1875 гг. до 28 %, в 1875-1880 гг. – до 53 %, а затем вплоть до 90-х гг. – до 63 % своих коммерческих ресурсов.

В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки, общества взаимного кредита, учреждения мелкого кредита по кредитованию кооперации, кустарей и крестьян. В 1900-х гг. Государственный банк, постепенно отказываясь от прямого кредитования промышленности, торговли и сельского хозяйства, стал превращаться в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн рублей на начало 1910 г. выросла за два года до 342,3 млн рублей.

До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития.

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С. Ю. Витте, сторонником идеи «народного кредита» и широкого кредитования отечественных производителей. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С. Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал А. Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей.

Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать «промышленные ссуды», значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном, ссуд под зерно. В конце XIX и начале XX века размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., а мелкому торговцу – 600 рублей.

Успешная индустриализация в России, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит.

В связи с этим Государственный банк обратил внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов.

Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи.

Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

С именем С. Ю. Витте связана еще одна яркая страница в истории Государственного банка – денежная реформа 1895-1897 годов. По воспоминаниям Сергея Юльевича, она была проведена с личного одобрения императора Николая II вопреки отрицательному мнению большинства сенаторов. С. Ю. Витте вспоминал, что реформа прошла быстро и естественно, без особых потрясений в обществе. В действительности она широко обсуждалась в печати и экономической литературе. Осуществляя девальвацию рубля, Витте подумывал о введении новой денежной единицы в России. По примеру франка он хотел назвать ее «русом». Однако в сознании народа понятие «рубль» означало уже так много, что от замены этого слова пришлось отказаться.

В результате проведения денежной реформы 1895-1897 гг. Государственный банк получил эмиссионное право. С этого времени денежное обращение империи базировалось на золотом монометаллизме: металлические деньги свободно разменивались на банкноты, которые по традиции сохраняли название кредитных билетов. В советское время сохранились традиционные цвета царских денег: фоном однорублевой купюры был желтый цвет, трехрублевой – зеленый, пятирублевой – синий, десятирублевой – красный, сторублевой – снова желтый. В таких же цветах были выдержаны государственные казначейские билеты СССР и билеты Государственного банка СССР образцов 1961 г. и 1991 г.

Денежно-кредитная политика Государственного банка Российской империи была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие народного хозяйства. Для решения этих задач Государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержки курсов российских ценных бумаг (с 1899 г.) и банковских консорциумов для оказания финансовой помощи отечественным фирмам в годы кризиса (с 1906 г.).

В начале XX в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с Государственным банком, который в больших объемах кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 г. Государственный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора народного хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудной операции). Нередко крупнейшие акционерные коммерческие банки империи выступали в роли агентов Государственного банка по реализации и конверсии внешних займов или в роли его компаньонов в синдикатах и консорциумах. С 1903 г. через организованные при конторах Государственного банка расчетные отделы проводились операции по взаимозачетам акционерных коммерческих банков и фирм.

На протяжении всего своего существования Государственный банк Российской империи проводил операции в значительных объемах, что видно по цифрам балансов. Так, на 1 января 1914 г. баланс Государственного банка составлял 3 040 503 тыс. рублей. Золото в России и за границей оценивалось в 1 695 234 тыс. рублей; объемы главной активной операции – учетно-ссудной – достигали 1 071 987 тыс. рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, составляли в сумме 1 664 652 тыс. рублей. Другими важнейшими счетами пассива были средства казны, вклады и текущие счета.

Накануне первой мировой войны Россия была вынуждена отказаться от свободного размена на золото (по закону от 27 июля 1914 г.) и сосредоточить деятельность Государственного банка на финансировании военных действий. Банк в больших объемах кредитовал секторы экономики, связанные с обороной, финансировал полевые учреждения, занимался распространением облигаций внутренних военных займов. Большая часть активов Государственного банка состояла из обязательств Государственного казначейства и ссуд под процентные бумаги, которые получали преимущественно акционерные коммерческие банки, обслуживавшие стратегически важные отрасли промышленности.

В начале 1917 г. в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений.

В декабре 1917 г. началась реорганизация кредитной системы страны – в стране была введена государственная монополия на банковское дело. В соответствии с Декретом ВЦИК «О национализации банков», «в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики» акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали национализации и слиянию с Государственным банком. Употребленное в Декрете «О национализации банков» имя нарицательное «народный банк», с конца января 1918 г. стало употребляться как имя собственное – Народный банк.

В сводный ликвидационный баланс вошли балансы 240 акционерных коммерческих банков в сумме 12782 млн руб.

Национализация распространялась на все акционерные коммерческие банки, банкирские конторы, общества взаимного кредита и акционерные земельные банки. Активы и пассивы ликвидируемых банков передавались Государственному банку. Временное управление делами частных банков должен был осуществлять Совет Государственного банка. С апреля по август 1918 г. руководство национализацией осуществлялось из двух центров: из Москвы и Петрограда.

Основной задачей кредитной работы Народного банка РСФСР была всемерная поддержка национализированных предприятий, независимо от их кредитоспособности. Народный банк РСФСР, кроме национализированных и частных промышленных предприятий, кредитовал государственные продовольственные органы, частные торговые организации, а также все виды кооперации.

Банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму. В нем были централизованы все сметные, расчетные и кассовые операции. Он осуществлял исполнение бюджета, а также финансирование и расчеты между учреждениями и предприятиями. В результате Народный банк РСФСР превратился в единый расчетно-кассовый орган РСФСР, а в январе 1920 г. был и вовсе упразднен.

В октябре 1921 г. учреждение было восстановлено под названием Государственный банк РСФСР. Согласно принятому ВЦИК Положению он являлся хозяйственной организацией, созданной «с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В июне 1929 г. был принят первый «советский» устав Госбанка, а в результате многочисленных преобразований сформировались основные функции Государственного банка советского типа – плановое краткосрочное кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Долгосрочными вложениями хозяйство обеспечивала сеть отраслевых банков – Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк, Цекомбанк.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег, что было вызвано потребностью сбора денежной наличности предприятий торговли и доставки ее в банковские учреждения. Профессия инкассатора была всегда тяжелой, а потому сугубо мужской: оружие, тяжелые мешки с монетой, поездки по маршрутам в любые погоду и время суток. Средств на укрепление и развитие материальной базы инкассации выделялось крайне мало, поэтому по всей стране инкассаторы совершали командировки с банковскими ценностями на всем, что движется: лодках, быках, грузовиках, лошадях, пароходах, в грузовых вагонах поездов.

После окончания Великой Отечественной войны в большинстве гражданских министерств и ведомств СССР уже с 1947 года стали вводиться персональные звания и форменная одежда. В Госбанке СССР такие звания устанавливались для четырех групп: высшего руководящего состава, старшего руководящего состава, среднего и младшего составов. Все имевшие персональные звания госбанковцы при исполнении служебных обязанностей должны были носить установленную форму одежды со знаками различия. Цвет форменной одежды устанавливался темно-зеленым, знаками различия у всех работников являлись петлицы с государственным гербом СССР на воротнике пиджаков (кителей).

В 1960-е гг. в связи с реорганизацией кредитной системы Государственному банку были переданы операции спецбанков по долгосрочному кредитованию и государственных трудовых сберегательных касс. В июле 1987 г. в результате очередной реформы были образованы новые спецбанки – Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР, контроль за которыми осуществлял Государственный банк СССР.

К этому времени он, являясь главным банком страны, был единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков.

После упразднения Госбанка СССР на Центральный банк были возложены его функции. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

Конституцией Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Банка России. Свои функции он осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Банк России обладает исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращении, а целями его деятельности являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Центральный банк Российской Федерации является юридическим лицом, а его имущество – федеральной собственностью. В начале 2009 г. в структуру Банка России входили 1038 подразделений, численность персонала составляла 71 200 человек.

В 1992-1995 гг. в целях поддер-жания стабильности банковской системы в Банке России была создана система надзора и инспектирования коммерческих банков. Сегодня Банк России, основываясь на принципах эффективного банковского надзора, ведет практику активного взаимодействия с руководством банков и осуществляет надзор за более чем 1,1 тысячи кредитных организаций и 3,5 тысячи их филиалов.


 
Как сделать ремонт своими руками. Читайте на сайте
avis-media.com

6.9Kb

a4

25.6Kb

Дизайн и хостинг Р52.РУ
Copyright © «Курьер-Медиа» 2018

Rambler's Top100